Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

День памяти — 25 февраля

АНГЕЛ СВЯТОЙ РУСИ

Наверное, из всех законных человеческих занятий политика — самое грязное ремесло. Делать политику и при том не вываляться с ног до головы в самом отвратительном месиве невозможно в принципе. И вместе с тем без политики человеческое общество существовать не способно. Тут, видимо, та же история, что и с армией: убийство — тягчайший из грехов, но без армии, нацеленной на убийство, народ сохраниться не сможет.

И видимо, для того, чтобы политическая грязь не поглотила страну окончательно, Гос­подь иногда посылает народу святых правителей. В истории Руси их было множество: от равноапостольной Ольги — к князю Владимиру, Андрею Боголюбскому, Александру Невскому, Дмитрию Донскому — и дальше, дальше…

И мне кажется (хоть и не моё это дело — измерять чужую святость), что величайшим святым среди русских правителей был святитель Алексий, митрополит Московский (†1378).

Давайте сразу оговоримся: недавно на экраны страны вышел фильм «Орда», главным героем которого является якобы святитель Алексий. Так вот, ничего общего с подлинной русской историей этот фильм не имеет — он антиисторичен, антиправославен и антихудожественен. Это утверждение можно было бы развить и доказать в отдельном материале, но не здесь и не сейчас. Для меня главное, чтобы вы, читатель, никак не связывали героя «Орды» с подлинным московским святителем.

А что представлял собой подлинный митрополит Алексий? Вообще-то житие его достаточно известно, чтобы пересказывать всё сначала. Как-никак, он был святым покровителем покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и Святейший исправно воздавал честь своему святому: едва ли не в каждом русском храме имелась икона святителя, едва ли не в каждой церковной лавке — его житие.

И всё же на что хотелось бы обратить внимание?

Во-первых, к роду митрополита Алексия принадлежал как минимум ещё один великий русский святой — прп.Нил Сорский. Это о многом говорит: возможно, святость и не передаётся генетически, но семейные традиции, семейное благочестие, нравственные воззрения определённо могут переходить из поколения в поколение. Насколько же крепким и здоровым было это родовое древо, если сумело по крайней мере дважды принести столь чудесные плоды? Кстати, знаете ли вы, что монашеское имя нарёк будущему митрополиту непосредственно глас Божий? Святитель был при рождении крещён Елевферием — имя на русский слух неуклюжее и плохо запоминающееся, — но однажды Сам Господь обратился к отроку Елевферию и назвал его Алексием.

Во-вторых, святитель Алексий стал митрополитом Московским в такое поистине непростое время, что эту эпоху и сравнить не с чем: даже великая Смута, даже революция, даже нынешние времена не идут с ней ни в какое сравнение, ибо тогда, в XIV веке, поистине решалось — быть или не быть Русскому государству. Чаша исторических весов колебалась в таком неустойчивом равновесии, что, рассуждая по-человечески, у Руси не было ни одного шанса на будущее. С одной стороны — татарская Орда в своей полной силе; с другой стороны — сильная и хищная Литва; между русскими княжествами нет и тени согласия; Константинополь, который сам едва держится на ногах, способен обрушить нашу Церковь в пучину расколов и вечную драку за власть… Словом, о политическом единстве русским и не мечталось, духовное наше единство висело на волоске.

Но митрополит Алексий был величайшим дипломатом своего времени, могучим государственным умом, собирателем земли Русской. Именно он правил Русью в те годы, когда князь Димитрий — будущий герой Куликова поля — был ещё юн и слаб.

И заметим кстати: среди славных деяний митрополита обязательно следует упомянуть то, что его стараниями князь Димитрий женился на княжне Евдокии Суздальской, ибо брак этот стал поистине святым браком, с которым может сравниться разве что союз прпп.Петра и Февронии. Почитайте на досуге о семье Димитрия Донского, обязательно почитайте: эта история поразительная, очищающая душу!

Что же касается Куликовской битвы, то именно святитель Алексий сделал всё, чтобы она могла состояться: он укреплял и возвеличивал Москву, сплачивая вокруг этого маленького и неславного в ту пору города все русские силы; он — одними дипломатическими усилиями — усмирил Литву, мечтавшую поглотить русские княжества; он нашёл подход к татарам, сумев на время связать им руки.

Вот, кстати: все знают, что святой Алексий одной своей молитвой исцелил ослепшую татарскую ханшу Тайдулу, — но есть рассказ, что Тайдула-то была по крови русской, деревенской девушкой-полонянкой, сумевшей покорить сердце хана. Именно в союзе с ней московский святитель смог воздействовать на ордынскую политику, подарив Руси несколько лет покоя.

И не просто покоя, а напряжённой подготовки к великим битвам. Ковалось оружие, доспехи, копились деньги, воспитывались будущие воины, и первый среди них — юный князь Димитрий Иванович, который святителю Алексию обязан был больше, чем родному отцу.

И что же в результате? В результате на момент Куликовской битвы Русь имела лучшее в мире войско: отличные дружинники — кадровые военные — и сильная, горящая решимостью «чёрная сотня» — простые русские крестьяне-ополченцы. Войско — не все это знают, но это так, — войско было оснащено по последнему слову тогдашней военной науки. Приведу только один пример: в просвещённой Европе в ту пору всё ещё рубились плоскими мечами, а наша рать была вооружена изогнутыми клинками, которые куда эффективнее в бою, особенно конном. Да, св.князю Димитрию усилиями святителя Алексия досталось лучшее войско в мире. Сравниться с ним могло только… войско татарское. На Непрядве сразились две главные мировые силы того времени.

Конечно, сделать такую армию постоянной тогдашняя Русь не могла и мечтать. Но на одну битву она сумела собрать её! И эта битва решила судьбу русского народа. Тут дело даже не в том, что сила татарская была на Дону сломлена, — а она была сломлена, пусть даже татары ещё некоторое время продолжали совершать свои набеги на Русь. Это как в Великой Отечественной вой­не: после Сталинградской битвы у немцев ещё случались удачи, но путь к нашей Победе был уже открыт. Но главное даже не в этом… Как сказал Л.Н.Гумилёв, «на Куликово поле отправились москвичи, новгородцы, суздальцы, владимирцы, а вернулся с него русский народ». Эта битва не только сломила наших врагов, но и нас самих подняла на ноги. Подготовил её святитель Алексий, а следовательно, именно ему мы обязаны тем, что из кровавой мешанины XIV века вышла Русь единая, очищенная от нестроений, способная к дальнейшему развитию. И если мы по праву чтим Александра Невского, Минина с Пожарским, Петра Великого и многих других русских героев, то в их число, в первые ряды, должно быть внесено и имя московского митрополита Алексия — святого правителя Русской земли.

И напоследок. Святитель Алексий и после смерти своей не раз становился незримым правителем России: его почитали своим святым и Патриарх Алексий I (Симанский), и, как уже говорилось, Патриарх Алексий II (Ридигер). Он был святым покровителем цесаревича-мученика Алексея…

Алексей СВИРСКИЙ

предыдущая