Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 января — Крещение Господне

И ОМОЕМСЯ ОТ СКВЕРНЫ

«Ради меня вознесло Тебя, Господи, древо на Голгофе. За меня, Господи, восприял Ты язвы и по благоволению ко мне заключился во гробе! Ты, Господи, соделался за нас Жертвою, чтобы кровию Своею загладить вины наши», — писал прп.Ефрем Сирин. Но зачем принимаем крещение мы? Иные говорят, что при крещении люди омываются от скверны, сообщаемой естеству человеческому преступлением Адамовым, но ведь не это одно только… Для чего нужно креститься и как к этому готовиться, размышляет настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

Во-первых, надо отметить — с радостью! — что на сегодняшний день Священным Синодом принято решение, что к крещению не только взрослого человека, но и детей необходимо готовиться. Почему это так важно? Чтобы человек понимал, зачем он крестится сам или крестит своих детей. Ведь если мы не знаем, для чего над нами совершается то или иное действие, как сможем воспользоваться его плодами? Поэтому я задаю родителям, желающим крестить своих детей, вопрос: «А вы уверены, что то, что я сейчас сделаю с вашим ребёнком, будет для него хорошо? Ведь с родителей будет такой же спрос, как и со взрослого человека, который сам пришёл креститься по своей воле». А взрослых я обычно спрашиваю: «В Бога веруешь?» Если в ответ слышу: «Да», — спрашиваю: «В какого Бога веруешь?» И если он отвечает, что верует во Святую Троицу — Бога Отца, Сына и Святого Духа; верует в Боговоплощение, что Иисус Христос есть Богочеловек; верует в Воскрешение, Суд и дальнейшую вечную жизнь, — да, тогда его можно крестить. Мало того, человек должен понимать, что такое Церковь — не здание, не учреждение, не какая-то организация, — а что такое Церковь как Богочеловеческий организм. Человек должен быть готов начать жить полноценной церковной жизнью — с регулярным посещением храма, с участием в Таинстве Исповеди и Причащения, в ежедневной молитве и постоянном назидании в чтении Священного Писания.

Для христиан первоисточником этих знаний является Евангелие — книга Нового Завета, из которой мы узнаём, как пришёл в мiр Христос, что Он говорил людям, что обещал человечеству и что Он ждёт от каждого из нас. А естественная религиозность присуща каждому человеку — ведь атеизм тоже религия: человек верит, что Бога нет. А как мы узнаём, что Бог есть? Через откровения. Знание Бога возможно только при непосредственном общении с Ним. И человек, созданный по образу и подобию Божиему, к этому способен. А если человек не знает этого, не верит в это, то какой же из него получится христианин? Не получится, пусть даже он доброжелательно относится к Церкви и хочет воспользоваться Таинством, которое над ним совершается. Если человек не является членом Церкви — всё тщетно. Наше вероучение говорит, что без участия в Таинствах спасение души невозможно. А что такое спасение? Это богоподобное бытие. Нам дана возможность возвращения богоподобного бытия, которое было у Адама и которое он утратил после грехопадения. Но, согласно святоотеческому учению, мы можем обрести эту возможность, если прикладываем к этому усилия. Понятно, что основную работу делает Бог, но если мы ничего не делаем, то ничего и не получаем. Наивно полагать, что Крещение довлеет для спасения. Нет! Вспомните, наши русские православные храмы разрушали в XX веке крещёные люди. Рубили иконы, ломали кресты, тягали за бороды и зверски убивали священников крещёные люди. Их вера была такова, что легко потерялась под влиянием внешних обстоятельств, под натиском пропаганды. И что, эти люди будут спасены и обретут богоподобное бытие?..

Собираясь крестить своего ребёнка, родители хотят, чтобы он наследовал возможность богоподобного бытия. Но значит, они берут обязательство воспитать из ребёнка христианина. А это возможно только в том случае, если они сами являются христианами — не по факту крещения, а по факту воцерковления. Поэтому мы и предъявляем самим родителям требование — воцерковиться. Мы проводим специальные катехизические беседы с разъяснением смысла и цели христианской жизни. И ждём, что родители начнут ходить на исповедь и Причастие. Но если человек не желает своё невежество в вопросах веры заменить знанием, то ничего хорошего не получится. Расскажу историю. Есть у меня знакомый из моей ещё доцерковной жизни. Мы с ним долго не виделись, а когда случайно встретились, он, желая сказать мне что-то хорошее, сообщил, что водит сына в воскресную школу Спасо-Парголовского храма. Зная, что сам он не крещён, я спросил: «А зачем ты это делаешь? Представь себе, там ему говорят: надо молиться. Он приходит домой: папа не молится. Ему говорят: надо соблюдать заповеди. Он приходит домой, а папа заповедей-то даже не знает. Значит, либо твой маленький сын начинает тебя поучать (и что вырастет из ребёнка, который дерзает поучать своего отца?), либо он, любя папу, будет считать, что все разговоры в воскресной школе — пустые слова, так он научится лицемерить». В ответ я услышал фразу, которая привела меня в смущение: «Так что, мне его забрать оттуда, что ли?» Я ему: «Нет. Ты, как отец, должен быть впереди — «на белом коне»: тебе надо креститься и самому ходить в воскресную школу, чтобы дома разъяснять сыну то, чего он не понял». Слава Богу, со временем всё именно так и произошло.

Частенько, когда человек приходит в Церковь или хочет креститься, он считает, что делает ей одолжение. А когда ему говорят, что к Таинству надо готовиться, он возмущается — гордыня восстаёт. Был у меня случай в 1993 году, когда только начали храм восстанавливать. Подошли ко мне две пожилые женщины, и одна величаво заявила: «Я решила креститься». Я: «А вы Евангелие читали?» — «Нет. Это ещё зачем?» И тут я, конечно, допустил ошибку, сказав: «Вас когда в пионеры, в комсомол, может быть, даже в партию принимали, вы ведь готовились, устав читали. Вот и у нас надо знать Божии заповеди». Она: «Так у вас тут как в партии?..» Больше я её не видел. Но, судя по поведению, она и не собиралась ничего узнавать, она решила просто сделать такой жест — покреститься.

Я всегда беседовал с родителями, желающими крестить своих детей, и добавлял при этом: «Я буду вас ждать, приходите обязательно. Придёте?» — «Да». Половины из них я больше не видел. Сейчас люди относятся к этому спокойнее. А каждую субботу в нашем храме проходят специальные занятия. Я всегда с прискорбием вспоминаю случай, когда одна мама решила крестить сына — он болел, и никакое лечение не помогало. Она пришла на беседу, посещала все занятия, читала и выполняла всё, что я требовал. Но когда через месяц после Таинства Крещения чуда не произошло — ребёнок не исцелился, — она в церкви больше не появилась.

Я могу понять, что в советские времена крестили без катехизации. Потому что в те времена сам факт прихода человека в Церковь и желание его креститься, хотя у него могли быть из-за этого серьёзные неприятности в жизни, уже говорил о том, что человек пришёл сюда не случайно. Это уже был подвиг исповедничества. Я сам крестился, не регистрируя своего прихода в Церковь, — боялся неприятностей на работе, — хотя ничего не знал, и прочёл я Священное Писание уже после крещения. Но сейчас-то нет никакой опасности: приходите, креститесь, исповедуйтесь, причащайтесь, участвуйте в церковной жизни…

Главное, что хотят сами люди, с чем они пришли. Либо хотят, чтобы сделали по их желанию, либо хотят блага для себя и своих детей. Был случай у меня. Только закончилась воскресная служба, как появляется компания, подходит ко мне бабушка и говорит: «Внука покрестить надобно сегодня». И подталкивает ко мне подростка лет пятнадцати. Я отвёл парнишку в сторону, спросил: «Креститься — твоё желание или бабушки? Ты в Бога веруешь?» — «Да нет, не верую. Бабушка захотела меня крестить». Я ему тогда: «Почитай Евангелие и ещё такую-то книгу, подумай, надо ли тебе креститься, есть ли Бог. Надо ещё исповедоваться, покаяться в грехах. Подумай, подготовься и приходи». Он согласно кивнул. Так я бабушке и сказал: «Вот внук подготовится, тогда и совершим крещение». Бабушка: «Да ты в своём уме? Что ты говоришь? У нас уже стол накрыт! Родственники, гости собрались…» Ну что тут скажешь? Люди не о спасении думали, — им праздник подавай. А один мой знакомый на вопрос, зачем он хочет креститься, ответил: «Я русский человек, а мой народ всегда был православным». Да ведь русский народ был ещё и верующим, и Бога чтущим, и заповеди исполняющим…

Конечно, в наше время надо относиться терпеливо, разъяснять, помогать разобраться, зачем человек хочет креститься, чего он ждёт от Таинства Крещения. Вот давайте вспомним, когда крестился свт.Константин Великий? Незадолго до смерти. А свт.Иоанн Златоуст? Уже в тридцатилетнем возрасте. А до того они были христианами. В те времена была такая традиция: при христианских родителях дети воспитывались в христианской вере, на примерах святых, они могли даже чудеса творить, а крещение принимали в зрелом возрасте. Но у нас есть основания крестить в младенческом возрасте. Какие? В Деяниях апостолов говорится, что когда он крестился, крестили весь его дом вместе с детьми. То есть апостолы крестили своих детей. Но родители и крёстные должны не только молиться о своих чадах и крестниках, но быть для них живым примером благочестивой христианской жизни, помогать им в духовном становлении. Всегда ли так происходит? Нет. А не происходит это из-за недопонимания, что такое Церковь. Церковь — это Тело Христа, по определению ап.Павла. А мы — органы этого Тела. Но как мы можем быть органами тела, если не принадлежим этому телу? Но есть закон сосуществования всех органов в одном человеческом теле, а чужеродные органы тело не принимает. А чтобы жить в Теле Христа, надо исполнять Его законы — заповеди. А заповеди невозможно исполнять без Таинств. Если бы человек мог без участия в Таинствах исполнять заповеди Божии и своими силами мог от смерти восставить себя в вечной жизни — нам не нужны были бы ни Таинства, ни Церковь, да и Христу незачем было бы приходить сюда. Но мы этого не можем, нам нужна помощь Божия. И в Церкви мы эту помощь получаем через Таинства — Крещения, Миропомазания, Исповеди, Причастия… А если человек считает, что может уповать только на свои силы, — что из этого получится, он узнает, когда предстанет в мир иной. Легкомысленно и опасно отвергать опыт Церкви.

Иные говорят: может быть, человек сначала покрестится, а там, глядишь, потянется к Церкви, к Богу. Нет, сначала человек должен потянуться к Богу, к Церкви, а потом уже креститься. В Священном Писании сказано, что если вы веруете и креститесь — спасены будете. А если не веруете — не спасётесь. Не спасётесь, даже если крещены будете, понимаете? Главное — вера! А креститься и в церковь не ходить — это профанация Таинства. Как писал прп.Симеон Новый Богослов, «что для Христа Господа были крест и гроб, то для крещаемых есть Крещение, и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею».

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая