Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

НЫНЕ ПРЕДВЕСТИЕ БЛАГОВОЛЕНИЯ БОЖИЯ

В 1988 году, когда в СССР официально праздновалось 1000-летие Крещения Руси, началось духовное возрождение страны. Годы гонений на Церковь, жестокие репрессии против священников и верующих, жёсткая атеистическая пропаганда не смогли убить веру и дух Православия в русском народе. Всюду началось восстановление разрушенных храмов и монастырей, строились новые. Так состоялось второе Крещение Руси. Однако ныне наблюдается отток верующих из церкви. 80% граждан считают себя православными, многие приняли Крещение, но в храмы не ходят. Что нужно, чтобы ввести в храм русский народ? Размышляет клирик Благовещенского храма на Васильевском острове иерей Александр Машьянов.

— Общаться с народом священству нужно больше: после службы, на выставках православных, привечать каждого, кто подошёл, обратился за советом или разъяснением. Да, мы не можем ходить по домам — навязывать свою веру, но мы можем прославлять Господа нашего своими делами, своей жизнью. Как ученики Христа, совершив мученический подвиг, призывали своим терпением, своим мученичеством идти за Христом сотни и тысячи людей. Люди понимали, что идеал человека — это отдать жизнь свою за Спасителя. Но ведь жизнь за Христа можно отдавать не только мученически, можно отдавать её в семье, в любом месте, где вы трудитесь.

Возможно, священству не хватает строгости, мы на многое закрываем глаза, дабы прослыть «добрым» пастырем, или же сами являемся плохим примером для своей паствы: с одной стороны, рассказываем о новомучениках XX века, а с другой — заявляем, что Сталин спасал Церковь. К чему эти противоречия? «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мк.3,24). Вот и мы не можем твёрдо стоять, шатает нас из стороны в сторону. Надо начинать духовное очищение с самих себя — своего дома, домочадцев, избегать сомнительных дел, направленных на разрушение Церкви. Ибо человек очищается светом, не грязью.

— Батюшка, а вы помните, как впервые перешагнули порог церкви, так сказать, ваше введение во храм?

— Я рос в семье советских инженеров, которые честно трудились на благо Отечества. И хотя дома было Распятие и Казанская икона Божией Матери, моя мама крестилась, когда я подрясник надел. А в детстве она с другими детьми прыгала на батуте в алтаре храма, прихожанкой которого сейчас является (в советские времена в храме была детская спортивная школа). Кстати, учась в Политехническом институте, я изучал ракетное дело в бывшем домовом храме — в этом помещении стояла учебная ракетно-пусковая установка… Все мы были невольными кощунниками. И я успел изрядно поблуждать в поисках духовности: крестившись в 20 лет, стал зачитываться магическим реализмом Кортасара, прочими мистическими писателями, которыми была насыщена Русская земля. Однажды даже попал к американским евангелистам, откуда выскочил как ужаленный, поняв, что это — полная чушь, ибо не может Бог быть прославляем таким образом: люди скачут и хлопают в ладоши. Панибратчина с Богом не свойственна русским людям. Русские — люди с чутким, благочестивым отношением к Господу.

В начале 90-х годов я попросил верующего человека отвести меня в церковь, потому что чувствовал неуверенность. Меня привели к о.Василию Ермакову. Когда я переступил порог деревянной церкви на Серафимовском кладбище, сразу понял: всё, я дома. Я стал ходить каждое воскресенье, на ранних службах был одним из первых, сердце искало правды, света, жаждало услышать слово Божие. Отпали все сомнения, прекратились все шатания — я занял своё место в жизни. Мне было тогда 25 лет.

Не последнее место в моём приходе к вере сыграла и бабушка — мама моего отчима, — которая пела в церковном хоре. Думаю, она водила меня, маленького, в храм. Ещё помню, как на Пасху старушки собирались вместе и молились. Вот и весь мой духовный опыт до Крещения. Но благодаря бабушке я понял, что как физический труд делает человека сильным и здоровым, так труд молитвенный делает человека духовно стойким.

— Батюшка, а священником вы как стали? Одно дело — креститься, быть прихожанином, другое — стать священнослужителем.

— Я не мечтал стать священником, но всякую свободную минуту проводил в храме, хотя много работал. Просто я попал в такой храм, где приход был большой дружной семьёй. По благословению о.Василия Ермакова я закончил Смоленскую Духовную семинарию. Затем батюшка написал прошение на имя митрополита Владимира о моём поступлении в Академию. Осуществить задуманное тогда не успели, и только спустя годы после кончины батюшки документы были подняты и мне предложили поступать в Академию.

— А как произошло вхождение в дом Божий ваших детей?

— Ну, у них не было выбора: я в храме — и они там же. Они были избавлены от сомнений и метаний. Моя матушка Лидия брала старших петь на клирос, самый младший — четырёхлетний Ваня — причащается с младенчества. Ездим по святым местам. Всё, что дети узнают нового в школе, во дворе, в воскресной школе, мы обязательно обсуждаем дома, объясняем христианскую позицию по всякому вопросу, ведь в общеобразовательных школах есть предметы, которые идут вразрез с православным вероучением. Разве мог я пустить на самотёк всё, что касается спасения душ моих детей?

— А как же свобода выбора? Иные батюшки говорят, что не надо крестить детей в младенчестве. Мол, повзрослев, те сами выберут веру. Быть может, захотят стать мусульманами или католиками.

— Священник считает, что ребёнок может выбирать между Православием и католицизмом? Тогда что он сам делает в Православной Церкви? Чему учит свою паству? Мы знаем, кто первым потребовал свободы и чем это обернулось. Как может отец дать детям свободный выбор веры, если сам он уже сделал его? Значит, он сомневается в правильности своего выбора? Не верит, что Спаситель умер на Кресте за нас, за него? Не верит в Воскресение? Сомневается? Но я-то не сомневаюсь, и предки мои не сомневались, и Россия давно сделала свой единственно правильный выбор.

Представьте, если бы Божия Матерь рассуждала таким образом и не принесла Спасителя в храм, а ждала, когда Он вырастет. Так Ей и не выпала бы такая высокая доля — быть Мамой Господа Бога нашего Иисуса Христа. А если вспомнить благочестивое предание жизненного пути Самой Пречистой? Марии сравнялось три года, когда её праведные родители Иоаким и Анна поспешили свято соблюсти обет — они не просто привели будущую Богородицу в храм, но отдали единственное, долгожданное дитя на служение Богу.

Ты даёшь своему ребёнку выбирать? Между Кем и кем? Между Богом и бесом? Мы, родители и священники, должны взять дитя за руку и повести его в храм, к Богу, а не толкать в пропасть, не оставлять блуждать в потёмках. Я крестил своего первенца на седьмой день после рождения, испросив у духовника благословение. На свет явилась новая душа, и я хотел за неё молиться.

— С детьми легче, а как удержать в храме паству?

— Ни удерживать насильно, ни загонять людей в церковь невозможно и не нужно. Господь Сам позовёт каждого из нас. А мы должны звать людей примером своей благочестивой жизни, чтобы им захотелось стать членами большой православной семьи. Я пытаюсь жить интересами прихожан, стараюсь помогать добрым советом, молитвой, но и учусь у них многому. Вот на днях сказал прихожанке поступить так-то, а она сделала, как её научила подруга, пережившая такую же жизненную ситуацию, и это оказалось лучше, чем мой совет. Конечно, я возьму этот положительный опыт на вооружение, а не буду строжиться: мол, почему она не сделала по-моему. Ибо священник совет даёт — не заповедь. А у людей сегодня много проблем — духовных, семейных, на работе.

— Бывает, что человек пришёл с бедой, а вы не можете помочь?

— Всегда можно найти доброе, светлое слово утешения, поддержки. Я молюсь за пришедших ко мне людей, и Господь помогает. Недавно приходил офицер, который раньше порога церкви не переступал. Его родственники живут на Украине, и в его адрес от них посыпались оскорбления и обвинения. Он хотел поехать туда, разобраться, просил благословить. Мы с ним три часа говорили по душам, он плакал… Уходя, сказал, что понял, что это битва не родителей и детей, это битва духовного плана. Он — человек действия, привык защищать интересы России, наступать, освобождать города, вызволять людей из плена, а духовная составляющая всего происходящего, видная Богу, была ему неведома. Но он понял и успокоился и простил впавших в заблуждение родственников. Ведь и наша русская история, увы, изобилует примерами, когда брат восставал на брата, предавал, убивал… Вот и такими путями Господь ведёт людей к Себе, вводит во храм. А моя забота как священника — не дать человеку впасть в уныние, не дать психануть и поехать устраивать разборки.

Другой офицер, воевавший в Чечне, рассказал свою историю. Он ребятам, которые погибли случайно, по глупости, вписывал в документы, что они погибли геройски, дабы их семьи не лишились того малого обезпечения, которое выплачивает государство. У меня не нашлось сил осудить его. Он это делал не из корысти, а от своего большого сердца. Да, с точки зрения юридической он виноват, но по-человечески он помог выжить семьям, потерявшим кормильца. Пусть всех рассудит Бог.

Всякие люди приходят в церковь, каждый со своей бедой, болью, и каждый должен знать, что церковь — это место, где его выслушают, поймут, поддержат, помолятся, помогут, не предадут. Тогда и произойдёт новое введение во храм русского народа.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая