Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Давно стали расхожим штампом тургеневские слова о великом и могучем русском языке. Но ведь и величие, и могущество требуют бережного к себе отношения и защиты. Язык в этом плане не составляет исключения. О защите и сохранении русского языка говорилось много, но результаты весьма неутешительны.
Важно отметить, что язык — это не только и не просто средство общения между людьми. Это важнейшее творческое, созидательное начало, формирующее народ и его духовную культуру. Это гениальное открытие сделал великий немецкий лингвист, основоположник сравнительного языкознания Вильгельм фон Гумбольдт, который утверждал: «Среди всех проявлений, посредством которых познаётся дух и характер народа, только язык и способен выразить самые своеобразные и тончайшие черты народного духа и характера и проникнуть в их сокровенные черты». И далее: «Язык, какую бы форму он ни принимал, всегда есть духовное воплощение индивидуальной жизни нации». Эти идеи подхватил, в частности, Д.С.Мережковский. По его словам, «язык — воплощение народного духа».
Отсюда видно, с каким уважением и вниманием следует относиться к родному языку. А в чём они выражаются? В хорошем овладении им, которое заключается прежде всего в грамотности.
В этом контексте более чем странным выглядит предложение министра образования Дмитрия Ливанова иначе оценивать уровень грамотности сочинений. «Считаю, — заявил Д.Ливанов, — ставить оценку за грамотность не нужно. Это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел». Грамотность, с его точки зрения, не важна.
Нам, филологам и литераторам, горько слышать такие слова, тем более из уст министра просвещения, которого, к вящему сожалению, поддержали другие члены министерства. Ведь это же очевидно, что уровень грамотности среди молодёжи в последнее время резко упал. Чего стоят хотя бы SMS-сообщения в молодежных телепередачах или интернет-чаты! А чуть выше мы постарались показать, что безграмотность неизбежно ведет к духовному, культурному и нравственному упадку, что сейчас и наблюдается. К счастью, здравомыслящие люди убеждены, что надо не закрывать глаза на грамматические ошибки школьников, а повышать грамотность, а следовательно, культурный уровень молодежи. Это внушает некоторый оптимизм, хотя и осторожный.
Не меньшее безпокойство вызывает предложение думцев
сократить количество обязательной к прочтению литературы, мотивируя это тем,
будто молодежь сегодня читает слишком много. Наоборот, слишком мало! И это —
проблема не только нашей страны: молодёжь во всем мире читает слишком мало. Об
этом с тревогой мне говорили мои зарубежные коллеги — преподаватели
университетов, с которыми мне приходилось контактировать (Англия, Испания,
Португалия). Когда я ещё в доперестроечные времена спросил своего коллегу по
филологическому факультету СПбГУ, вернувшегося из командировки во Францию, верно
ли, что француз в среднем прочитывает две книги в год, тот ответил, что верно, а
может быть, даже завышено. Неужели и мы к этому идём? А ведь когда-то наша
страна считалась самой читающей в мире…
Правы депутаты в другом: часто молодёжь читает совсем не то, что надо: книжные магазины и развалы переполнены бульварщиной, а серьёзная, качественная литература пользуется не слишком большим спросом. «Нужны произведения, которые содержат культурный код и национальную идентичность», — подчеркнула заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и образованию Любовь Духанина. Этим требованиям соответствует прежде всего отечественная классика. А чтобы глубже её постичь, следует писать сочинения, посвящённые её анализу, что до недавнего времени и делалось. Пока же утверждены только направления тем: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова); «Вопросы, заданные человечеству войной»; «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»; «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?». Нетрудно убедиться, что темы в основном свободные, к которым в прошлом обращаться не советовали. Но к чему впадать в противоположную крайность?
Когда-то в нашей стране была объявлена борьба с безграмотностью. Ныне этот лозунг снова стал актуальным.
Андрей РОДОССКИЙ, доцент СПбГУ, член Союза писателей России