Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

СМИРЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ПОСЛУШАНИЕ

Помню, как много лет назад я впервые читала святое предание о Рождестве Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Далека была я от церкви и Бога, но сочувствием наполнилась душа, когда читала плач-жалобу бездетной праведной Анны: «Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма». И обрадовалась, когда предстал перед св.Анной Ангел Господень и сказал, что Господь внял её молитве, а Анна ответила: «Если я рожу дитя, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Всю жизнь земную и после Успения Своего служит Божия Матерь Господу. А мы, а я?.. Не во всякий воскресный день, да что там — не во всякий православный праздник в храме бываем. О помощи своему приходу и батюшкам и говорить не приходится. Этим в основном занимаются женщины, что непосредственно при церкви работают, — свечницы, певчие, учителя приходских воскресных школ. А как себя проявляют женщины в Египте? Что они могут делать, какая от них польза Церкви Православной? Этот вопрос я задала игумену Раифского монастыря во имя св.вмч.Георгия, который впервые приехал в Россию в этом году и принял участие в Троицкой православной выставке, схиархимандриту Арсению. Владыка заулыбался:

— Я очень рад, что вы задали такой прекрасный вопрос. Я хоть и монах, рядом с которым нет женщин, но отвечу, опираясь на то, что услышал от отцов и что знаю из отеческой традиции.

Прежде всего, Господь сотворил человеческий род, разделив его на два пола — мужчину и женщину. И женщину, заметьте, сотворил из ребра мужчины. Почему? Святой Иоанн Златоуст говорит, что Бог не взял женщину из головы мужчины, чтобы она не стала «головой мужчины», не возжелала им руководить, но Он не взял её и из ноги мужчины, дабы мужчина не попирал женщину ногами. Не взял Отец наш Небесный женщину из груди мужчины, чтобы она не шла прежде мужа, но не взял её и из спины, ибо Господь не хочет, чтобы Адам (муж) презирал женщину. Он взял её из ребра мужчины, и это значит, что женщина равна во всех правах с мужчиной и может служить в церкви в качестве помощницы, как была помощницей Матерь Божия Иосифу Обручнику, Сыну Своему Иисусу Христу, а позже — апостолам. Но мы видим, что Матерь Божия никогда не выходила на первые роли, всегда оставалась в тени. Как писал о Богородице, опираясь на слова сщмчч.Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, свт.Амвросий Медиоланский: «Она была… смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Её было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель». Старайтесь подражать во всём Божией Матери, и Господь не оставит вас.

Женщина не должна думать, что она ниже мужчины, ибо целая Гора Афон, где подвизаются только мужчины, стоит на коленях перед Богородицей, Синайский монастырь имеет своим символом куст купины, из среды которого явился Господь Моисею, а ведь купина — символ Богородицы. Все большие центры Православия стоят на коленях перед Женщиной — перед Матерью Божией, а это означает, что в лице Богородицы мы почитаем женщину. Конечно, в Православии женщина не может стать диаконом или епископом. Но разве Сама Богородица хотела Себе каких-то должностей или особых почестей? Как пишет тот же свт.Амвросий Медиоланский, у Богородицы не было «ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Её был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды… Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных». Но каждый человек благодатию Святаго Духа призван на дела благая. Апостол Павел так говорит о дарах Божиих к роду человеческому: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же… Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор.12,4—5,7). То есть у каждого свой дар, у кого-то дар апостольского служения, у других —— дар пророчества, исцеления, премудрости… Эти дары может иметь и женщина. Впрочем, нет ничего зазорного в том, что женщины моют в храме полы или чистят подсвечники. Так же как нет ничего унизительного для мужчин в том, что они копают, строят, делают тяжёлую работу. При этом все мы, и мужчины, и женщины, имеем общий дар — дар молитвы. Молитесь…

Что касается роли женщины в православном обществе, она должна вести правильную жизнь перед Богом, быть доброй женой и матерью. Для русской женщины очень важно сегодня, чтобы её сердце смягчилось, стало более нежным и сердобольным к своему мужчине, своим братьям. Да, Россия много пережила, много вытерпела за последние сто лет, и, возможно, поэтому ваши мужчины не выполняют того, к чему они предназначены, не хотят нести ответственность за семью. И женщина вынуждена играть роль мужчины в семье, становиться этаким генералом в юбке, чтобы удержать семью от развала. Мужчины и женщины меняются ролями. Это очень плохо, это пагубно. Что делать? Женщина с помощью молитвы должна смягчить своё сердце во Христе, и тогда с помощью Христа для детей своих, для мужа своего она станет светом, центром домашнего уюта. Она будет сиять, ибо будет отражать свет Христов.

Как пример расскажу один случай, который поведал старец Ефрем Котунакский со Святой Горы Афон. Жил-был в Салониках священник, который славился трудным, неуживчивым характером. К тому же он сильно пил и в поисках водки мог перевернуть весь дом. Случалось, что и жену поколачивал. Бедная женщина всё терпела, ведь она была женой священника, и всю свою любовь и нежность дарила детям. Её труды не остались напрасными — старший сын стал монахом на Святой Горе Афон. И вот когда пришёл час ей умереть, она сказала своему сыну-монаху: «Мальчик мой, хочу стать монахиней, прежде чем умру». Сын бросился в ноги старцу Ефрему, изложил просьбу больной матери. Старец приехал к ней, совершил постриг. Через неделю она умерла. Дочь усопшей обратилась к знакомой монахине, чтобы та помогла ей омыть и одеть мать. Монахиня пришла и вдруг спрашивает: «Вы вымыли почившую одеколоном?» — «Нет», — удивилась дочь. «Но она же у вас благоухает!» — сказала монахиня. Была Великая Пятница, и когда усопшую стали переодевать, её одежда оказалась сырой от изобильно проступившего мира. Усопшую принесли в Великую Пятницу в храм, поставили сбоку, ибо посредине стояла Плащаница Господня, вокруг которой было множество ароматных цветов. Но тело женщины благоухало больше, чем цветы. Об этом узнал её сын и стал плакать. Он сказал: «Она не сделала за свою жизнь столько поклонов, как я, не сделала столько трудов монашеских, как я, но несмотря на это она превзошла меня в добродетели и ушла в рай. Господь доказал Свою милость тем, что она мироточит. А я ещё не знаю, попаду ли я в рай».

Вот это — женщина! Я рассказал эту историю, чтобы те читательницы вашей газеты, которым не по силам высокий пример Пресвятой Богородицы, брали за образец жизнь этой женщины. Меньше думайте о себе, не гневайтесь, не возмущайтесь, будьте добры, терпеливы, послушны, оставайтесь в тени своего мужа и церковного пастыря — и тем самым вы послужите и своей семье, и обществу, и Богу.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая