Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 августа — Преображение Господне

СВЕТ, ОЧИЩАЮЩИЙ ОЧИ ДУШИ

Большое количество православных праздников нашло своё отражение в литературе: сколько стихов, рассказов написано о Светлом Христовом Воскресении, о Рождестве Христовом, о Крещении Господа Бога нашего Иисуса Христа!.. Лишь праздник Преображения Господня нигде не является центральным. В то же время Преображение Господне — один из двунадесятых праздников, который с особой торжественностью отмечает Русская Православная Церковь. Так о чём говорит этот праздник христианам, что несёт всему человечеству? Разъясняет священник храма Прп.Сергия Радонежского в г.Сертолове (Школьная ул., 11) о.Дионисий БУНЦЕВ.

— Мы часто обращаем внимание на внешние, безспорно благочестивые, но бытовые проявления праздника. Нас захватывает тот факт, что «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17,2). Для многих Преображение Господне и вовсе сводится лишь к празднованию яблочного Спаса, освящению плодов. Давайте вспомним евангельские события, предшествовавшие Преображению Господню, поговорим о духовной сути праздника. Христос говорит Своим ученикам о страданиях, Кресте, смерти и Воскресении… А ещё сказал Иисус тогда такие слова: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9,1). После чего Он берёт троих учеников — Иакова, Иоанна и Петра — и идёт с ними на гору Фавор, что стоит в стороне от многолюдных мест. Здесь Господь явился своим ученикам преображённым, показав в человеческом теле Свою Божественную сущность и силу, явив славу как Единородный от Отца. Рядом со Христом стояли и беседовали пророки Моисей и Илия. Чем это всё знаменательно? Тем, что гора Фаворская стала как бы Церковью, ибо соединила в себе Ветхий и Новый Заветы: здесь встретились лицом к лицу основоположник ветхозаветного законодательства пророк Моисей и тот, чьё исповедание веры стало основанием для исполнения законодательства Нового Завета, Церкви Христовой, — апостол Пётр (Иисус сказал: «…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою…» (Мф.16,18), девственники и ревнители о Боге пророк Илия и евангелист Иоанн Богослов. В то же время, явив вместе величайших пророков древности — умершего Моисея и взятого на небо живым, в теле, Илию, — Спаситель показал Свою Божественную силу над миром духов, миром умерших, и над миром живых людей. Таким образом, на горе Фавор произошло знаменательное событие: древние пророки знали Господа, но не видели Его человеческого обличия, и Христос явил им Свою человеческую сущность: они Его узрели как Бога и как человека; апостолы, напротив, не видели Божества Иисуса, но лишь Его человеческую природу, а здесь впервые увидели Его Божественную сущность и силу. В Преображение Спаситель нам явил, что и Ветхий Завет был от Него, и Новый Завет дан Им. Соединяя их вместе, Он показывает, что Он есть Бог, Творец, что только Он может воскресить и преобразить наше тело для жизни вечной.

— А Светлое Христово Воскресение разве не даёт возможность увидеть во Христе воскресшего Сына Божия?

— Воскресение Христово — чудо, которое несопоставимо ни с какими нашими представлениями и реалиями — там произошло восстание из мёртвых. И тело было уже обновлённое. А на горе Фавор благодать Божия просияла всё-таки в нашем, человеческом теле. Тем самым очерневшее после грехопадения естество Адама обелилось. Посмотрите, как изображается Преображение на иконах! Белые одежды Христа и свет, исходящий от Него, а вокруг Его фигуры — небольшое пространство темноты: получается как бы дискос, на котором лежит Тело Христа. Пророки — как служители, совершающие священнодействие, а ученики… это и мы с вами, все те, кто услышал тихий зов Господа и пошёл за Ним.

Вернёмся на гору Фавор. Ученики были столь поражены увиденным, что Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем здесь три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк.9,5). Состояние радости и сила Божества, явленная Христом, были столь велики, что Пётр не хотел уходить. Этот момент — ещё одно напоминание нам о том, сколь прекрасно Царствие Небесное, сколь хорошо жить нам с Господом — творению со своим Творцом.

На горе Фавор произошло ещё одно очень важное событие. После слов Петра, обращённых к Спасителю, Христа, пророков и учеников осенило Светлое Облако, и все услышали исходящий из него голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк.9,7). То есть людям явилась Святая Троица — в голосе Бога Отца, в преображении Иисуса Христа, Сына Божия, и в явлении Облака, Духа Святого, из которого исходил голос. Именно на Фаворской горе Христос единственный раз в Своём земном служении открывает Себя как Бог Триипостасный.

— А как же во время Крещения Господня?

— Во время Крещения Христос не проявляет Своей Божественной природы — окружающие видят в Нём только человека. На Его Божество указывает глас Божий и Дух Святой, сходящий с Небес в виде голубя, — с Самим Христом ничего сверхъестественного не происходит.

Чем для нас ещё знаменательно Преображение Господне? Глазами апостолов мы можем увидеть, что произойдёт с нашими телами во время общего воскресения в день Страшного суда. Ведь в момент Преображения человеческая природа Спасителя никуда не делась. Просто Божество просветило, осияло тело человеческое. Такое тело Господь имел и по Воскресении, но уже тело духовное. Здесь же человеческая природа смогла вместить в себя Божество Спасителя, и это повергло учеников в трепетный ужас, сковало уста, и они «пали на лица свои» (Мф.17,6).

Теперь вы понимаете, насколько важен праздник Преображения Господня для нас, христиан? Он даёт нам возможность насладиться тем образом Христовым, который мы примем при общем воскресении наших телес. Мы все — умершие во младенчестве, юности или старости — будем иметь меру совершенного возраста, возраста Христа. А вот насколько наши духовные тела будут чисты и белы, зависит от того, насколько праведную жизнь мы будем вести, насколько искренно будем каяться в содеянных нами грехах.

— Если этот праздник так важен и значим, почему его праздновать стали только в IV веке?

— Это произошло, когда Римская империя признала христианство государственной религией, а св.равноап.царица Елена привезла в Константинополь обретённый Животворящий Крест Господень. Тогда же ею было заложено основание храма в честь Преображения Господня на горе Фавор. Христианство из религии гонимой стало религией торжествующей. Именно в это время на Святую Землю устремляется поток паломников: люди стараются разыскать и обозначить храмами и монастырями места, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. Как следствие, начинают распространяться и утверждаться праздники, связанные с евангельскими событиями.

К тому же людям гораздо понятнее события осязаемые, конкретные: вот Господь родился, крестился, был распят, воскрес. А духовные понятия, такие как Преображение Господне, гораздо сложнее для правильного понимания и осмысления. Христианство, которое мы имеем сейчас, родилось не сразу: оно собиралось, как драгоценный бисер — жемчужина к жемчужине, — образуя ожерелье нашей веры. Праздничные Слова о Преображении Господнем впервые встречаются в IV—V веках: они есть у прп.Ефрема Сирина, свт.Иоанна Златоустого (три Слова), свт.Кирилла Александрийского…

— На Преображение принято освящать в церкви яблоки, виноград, начатки всякого урожая. Но получается, мы несём дар Богу, благодарим за щедрый урожай, а после службы уносим подарки домой.

— Вот такие мы христиане. В молитве на освящение плодов имеются такие слова: «…приими и ныне от Твоих раб принесённое Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшим даруй всё для них полезное и обилие земных благ…» Раньше на Руси освящённые плоды раздавались неимущим, чтобы и нищий съел в этот день яблочко, стал причастен к празднику. Но основной смысл освящения плодов заключается в следующем. Когда Адам согрешил, Гос-подь сказал ему: «…проклята земля за тебя» (Быт.3,17). И природа — стихии, животный и растительный мир — восстали на человека, выбравшего жизнь во грехе и обрекшего себя и всё живое на смерть. Посмотрите, сколько вредных, а порой даже ядовитых веществ содержится в растениях вокруг! В этом заключается борьба природы против того, кто её поработил греху. А принося начатки урожая в дар Господу, мы читаем молитву, в которой призываем помощь и силу Божию сотворить нам эти плоды в жизнь вечную, освятить наши души. Наша жертва в этот день — это примирение человека с Богом: она научает нас просить Господа о милости и благодарить Его за всё.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая