Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Командировка души

НА БЕРЕГУ РЕКИ НОВОЙ

Я тороплюсь, бегу по берегу р.Новой до моста, что метрах в 100—150 от станции метро «Проспект Ветеранов». На том берегу кипит стройка нового православного храма, где ждёт меня батюшка — протоиерей Сергий Швед. С этого берега будущий храм похож на богатырский красный цветок о семи лепестках. Такие цветы часто рисуют как иллюстрацию к русским народным сказкам. Но этот цветок вырос в микрорайоне «Славянка» Санкт-Петербурга.

— Похож на цветок, — соглашается со мной о.Сергий. — Оттого, что планировали строить семиглавый храм — по числу членов Царской Семьи страстотерпцев: Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексея, Царевен Марии, Ольги, Татьяны, Анастасии. А также — по числу Семи Таинств нашей Святой Церкви. Колокольню увенчает восьмая главка. Правда, две главки, посаженные над боковыми входами, будут невелики размером. Но это уже заботы нашего архитектора А.М.Родионова. А я вот ещё что задумал: сделать храм не белоснежным, а подобрать облицовочные кирпичи тёмные, белые и красные, то есть отразить в цвете светлую, горестную и мученическую стороны жизни Царственной Семьи. Да, планов много, не хватает рабочих рук, нужны строительные материалы — кирпичи, доски, раствор, бетон, плитка, арматура. А также колокола, кресты… Мы обращались за помощью и к депутату нашему, и к министру железных дорог, и в Министерство культуры, и к олигархам, и к партии «Единая Россия», и в Газпром, помятуя рекламу, что «с Газпромом мечты сбываются»… Все отказали под разными благовидными предлогами. Вся надежда теперь, как всегда, на простых верующих людей.

А община образовалась ещё в 2003 го­ду. Инициаторы — Борис Иванович Чешуин (ныне покойный), Анфиса Ивановна Шепилова и Татьяна Ивановна Карельская — изначально решили строить здесь храм именно Царственных Страстотерпцев. Кстати, во многих храмах иконы Царя появились ещё до его прославления, и молебны и акафисты стали служить много раньше. В народе чтут и любят св.Царя-Мученика. Митрополит Владимир благословил строить красивый многокупольный храм на тысячу человек, поскольку церквей в этом районе мало, а людей проживает около миллиона. Я служил в храме свв.мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, являющемся подворьем женского Тервенического монастыря, тогда получил назначение быть здесь настоятелем. И началась наша бурная, кипучая деятельность. Никакого храма здесь тогда не было, мы молились среди деревьев — клёнов и верб, которые сплелись кронами так, что образовали природный шатёр. А место, где сейчас стоит храм, было отдано для проведения праздничных гуляний, связанных с 300­летием Санкт-Петербурга. Нам же под строительство храма выделили участок у самого моста, где берег срезан и круто спускается к воде. Ну, как на таком месте большой храм строить? Надо сначала насыпать и укрепить берег. Слава Богу, нам всё-таки отдали под строительство поляну, где проходили гулянья. В три часа пополудни мы собирались здесь под деревьями и совершали молебен, читали молитвы, Псалтирь, акафисты. И никого это не удивляло, не раздражало, наоборот, люди подходили, слушали, осеняли себя крестным знамением. А когда мы читали Акафист последнему русскому царю-мученику Николаю II, люди становились на колени прямо на снег и истово молились. Здесь же, под деревьями, прямо в траве, в дни Святой Пасхи мы освящали пасхальные дары — куличи, яйца. Радостно было.

Я обратился в КУГИ, чтобы нам разрешили построить временный деревянный храм-часовню. Разрешение такое получили в 2008 году и уже через полгода, благодаря прихожанину Сергею  Викторовичу Манойлину, работавшему в строительной кампании «ВЕСК», церковка в честь всех святых в земле Санкт-Петербургской и Ладожской просиявших была построена.

— Отец Сергий, замечена интересная закономерность. Пока храм строится — находятся и жертводатели, и желающие потрудиться во славу Божию. Многие храмы в России строят или поднимают из руин всем миром. Но как только храм выстроен, наступает охлаждение, люди всё реже и реже приходят на богослужения.

— Не везде так. Тут уж, как говорится, каков поп, таков и приход. Ещё на стадии строительства или расчистки храма, дабы не утратить этих людей в дальнейшем, нужно приложить усилия,  чтобы они почувствовали себя членами дружной церковной семьи. И ещё: хватит сидеть в церковных оградах, пора выходить в люди, вовлекать их в нашу церковную жизнь. Мы, например, уже четвёртый год 17 июля организуем крестные ходы в честь Царственных Страстотерпцев вокруг всей Ульянки. Народу всегда было много. Да, были и противники, но мы и с ними нашли общий язык. Я и с домоуправом разговаривал, и мы решили, что вместе надо и народ воспитывать, и местность облагораживать. А ведь наш храм-красавец может только украсить собой округу. Просил я также дать нам страничку в районной газете, где бы мы рассказывали о православных праздниках, приглашали жителей принять в них участие. Муниципалитет не дал. А приходскую газету издавать нет возможности. Кстати, когда я служил в Орлине, то раскладывал приглашения на православные праздники по почтовым ящикам. Очень действенно.

Надо, чтобы жизнь на приходе была активной, тогда и люди потянутся. У нас идёт катехизаторская деятельность. Каждую субботу проводим беседы как с желающими принять Крещение, так и с восприемниками, крёстными родителями. По средам проводим евангельские чтения. Работают две воскресные школы: для дошкольников и для детей школьного возраста. Им преподают не только Закон Божий, но учат рукоделию, рисованию, музыке, лепке, кулинарии. Кстати, на Троицу наши юные прихожанки угощали всех своей свежей выпечкой, поставили самовар. Это уже традиция: на Пасху, на Рождество Христово, на все великие церковные праздники готовим угощение. А на лето ищем место для православного лагеря, чтобы дети наших прихожан могли отдохнуть на каникулах, не отрывались от православной среды. Если у кого-то есть предложения — с удовольствием выслушаем. Наш второй священник, о.Евгений Горянчиков, занимается с анонимными алкоголиками и наркоманами. А группа «Надежда» опекает стариков и детей, которые заброшены, забыты своими родственниками. Одиноким прихожанам создаём семейный уют и тепло, больных и немощных навещаем на дому. Для прихожан организуем паломнические поездки. Уже побывали в Оптиной пустыни, у Матроны, в монастыре прп.Александра Свирского, на Валааме, Соловках и во многих святых местах нашего северного края..

Приход растёт. На Троицу пришли больше 200 человек. Служили в цокольном этаже строящегося храма, поскольку  в храме-часовне все уже не помещаются. Но в дальнейшем в цокольном этаже будет большая крестильня, где крестить будем, как положено, с полным погружением.

— Возможно, многие отказывают в помощи строительству храма, поскольку считают Николая II слабым царём, упустившим Россию?

— Пусть это будет на совести тех, кто так считает и говорит. Пусть почитают истинную, правдивую историю. Самые близкие люди предавали царя на каждом шагу, а он молился и прощал. Я не монархист, но испытываю искреннее уважение к этому царю-миротворцу, который был слишком хорош и чист для времени, в которое жил. Николай II предлагал ведь Священному Синоду поставить Царевича Алексея на царство, а самому стать при нём регентом и принять патриаршество, возглавив Священный Синод. Таким образом он хотел восстановить патриаршество в России. Это был очень мудрый шаг, и, возможно, тогда Россия не претерпела бы всех бед, страданий и кровопролития, которые последовали за падением монархии. Но он слишком мешал врагам нашего Отечества, которым не нужна была сильная, могучая Россия. Именно Николай II внёс в Лигу наций, впоследствии ООН, предложение о сокращении вооружения и создании третейского суда для мирного урегулирования конфликтов. По инициативе царя был создан Гаагский международный трибунал. Это он первым заговорил о разоружении. И он ввёл золотой рубль, дабы за наши товары иностранные государства расплачивались не бумажными деньгами, а золотым рублём. При нём было канонизировано восемь святых: свт.Иоасаф Белгородский, свт.Феодосий Черниговский, свт.Гермоген, патриарх Московский, свт.Иоанн Тобольский, свт.Питирим Тамбовский, св.княгиня Анна Кашинская, св.княгиня Евфросиния Полоцкая и — великое торжество! — прославлен в лике святых прп.Серафим Саровский. Он понимал, что Церковь должна занимать достойное место в жизни государства. Много ещё было заслуг у последнего русского царя. Так что храм сей — это ещё и храм истории нашего Отечества. Царь всегда проявлял заботу о Русском государстве, дарованном ему Богом. Так было до самого торжественного и ясного результата его жизни — мученической кончины. Но на всё Промысл Божий. Если бы царь не пострадал, он не был бы святым. И этот народный храм не для высокопоставленных чинов, а для простых русских людей.

Адрес: 198261, СПб, ул.Бурцева, д.21А. «На строительство церкви» (Швед Сергей Николаевич). Тел.8­911­940­70­00

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая