Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Советы духовные

«В ГОДИНУ СМУТЫ И РАЗВРАТА…»

На пасхальной выставке «Православная Русь» перед собравшимися выступал настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в посёлке Юкки о.Григорий Григорьев. Отец Григорий сравнительно недавно принял священный сан, но петербуржцам он известен много лет как православный врач, психолог, профессор по кафедре медицинской психологии в Медицинской академии последипломного образования, профессор кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им.Мечникова, ведущий телепередачи «Точка опоры» на канале «Союз». Отец Григорий отвечал на вопросы собравшихся. Некоторые из его ответов мы приводим здесь.

— Как христианину относиться к тем негативным новостям, которые заполонили СМИ? Они лишают душу мира и молитвы. Но, с другой стороны, нельзя же заткнуть уши и уйти в себя, никак не реагировать на происходящее в мире…

— В жизни нам следовало бы совершать только те шаги, которые приумножают благодать в душе. Душа словно костёр в лесу: когда костёр горит, от его пламени отлетают все комары, а когда дрова заканчиваются, пламя гаснет и комары вновь налетают. Так и нечистые духи налетают на человека, когда у него истощается запас благодати. Если мы сталкиваемся с любым явлением, которое приводит к уходу благодати, тут следует этого избегать, нужно собирать в своей памяти положительные, светлые, радостные воспоминания. Ещё Достоевский говорил, что душа русского человека широка: и Бог, и сатана в неё вмещаются. Так вот, душу надо сужать до одного Бога! Помню, этой осенью возле дамбы дул сильный ветер и вода стала коричневой, потому что залив неглубокий и ветер может поднять всю муть с его дна. Зато когда в океане — глубоком, бездонном — идёт даже сильный шторм… Я служил на подводной лодке, я бывал в дальних походах и знаю, что в глубине океана вода всегда чистая; какой бы силы ни был шторм, подводная лодка может опуститься на определённую глубину и там её не будет качать. Так и в духовной жизни: когда мы сужаем душу до одного Бога, она взамен обретает некую глубину, где хранятся лучшие воспоминания, лучшие чувства. Это и есть то Царство Небесное, которое внутри нас, — уйдя туда, человек может не ощущать волны моря житейского. Важно, чтобы душа наша была такой глубокой, чтобы ветер страстей мирских не доставал до её дна, чтобы в её глубины можно было уйти от житейского шторма, как та подводная лодка уходит от шторма морского. Такой глубины душевной я вам искренне желаю.

И помните, что самое главное в Православии — это Таинство Святого Причастия. Мы­то с вами забыли, что первохристиане причащались каждый день!.. Я считаю, что если причащаться раз в неделю, то это даст сил только для того, чтобы не умереть душой, — о духовном совершенствовании тут речи пока нет. Мы в нашем храме стараемся, чтобы прихожане причащались хотя бы два-три раза в неделю. Когда человек причащается часто, он скоро заметит, что вопросы, волновавшие его, начали видоизменяться в его сознании. Ведь зачастую наши просьбы, обращённые к Богу, пусты, безсмысленны или даже греховны, — но если мы причащаемся часто и Господь часто посещает нашу душу, то и просьбы наши становятся разумными, благими. Мы начинаем радоваться! А если мы ходим в церковь и не чувствуем при этом радости, подъёма, не чувствуем себя как дети, то это — тема для серьёзных размышлений: что-то, значит, мы делаем не так.

— Что вы думаете о таком явлении, как младостарчество? О нём много говорят, но люди по-прежнему слепо доверяют любому священнику, которого кто-то объявил старцем.

— Меня мои духовники так учили: все старцы давно лежат в гробах, а те, кто ныне жив, они люди грешные, как и все мы. Старчество постепенно исчезает с лица земли, потому что люди становятся очень своевольными и непослушными. Вы сами знаете, что сейчас, когда люди ищут встречи со старцем, то хотят просто получить подтверждение собственным мыслям, собственным желаниям. Если же батюшка с нами не соглашается, то мы едем к другому, к третьему, к четвёртому… Выходит, что старцы, хотя их и ищут повсюду, оказываются невостребованными: их никто не слушается. Поэтому они потихоньку уходят. Чем ниже опускается духовный уровень общества, тем меньше становится благодатных людей.

Думаю, что нынешние люди, по словам Святых Отцов, спасаются не подвигами послушания, а многими скорбями и болезнями. Старцы говорили, что наступят времена, когда зла станет так много, что если человек сохранит в себе хоть малую толику добра, то в Царстве Небесном получит больше, чем выдающиеся подвижники, жившие в благодатные эпохи. Сейчас очень важно просто остаться самим собой, стать человеком, помогать друг другу, не проходить мимо бедствующих. Поэтому моя точка зрения такая: человек должен сам принимать решения, а не надеяться на то, что за него будет решать некий старец. Но если уж ты пришёл к священнику, то следует выполнять его благословение! Если же ты станешь ходить от одного батюшки к другому, то никогда не вырастешь духовно. Ходить к разным батюшкам — это то же, что лечиться у разных врачей. Скажу вам как опытный медик: если лечишься у одного кардиолога — это полбеды; если у двух — не жди выздоровления; а если у трёх, то конец твой близок.

Младостарчество же — это явление, которое в той или иной степени было всегда, во все времена… Такие «старцы» и их «чада» подлежат ведению не столько богословия, сколько психиатрии: среди них так часто попадаются люди с психическими заболеваниями, что я никому не желаю попасть к ним в руки; минуй вас эта беда пуще всех напастей. Помните одно: все истинные старцы в гробах, а живут между нами только старики.

— Среди православных очень популярны брошюры, в которых перечисляются различные виды грехов. Люди по этим книжкам хотят понять своё духовное состояние…

— Я лично считаю, что это большая беда — любовь к подобной литературе. Вы только представьте себе: приходит больной к психиатру и говорит: «Доктор, я чувствую, что у меня психика не в порядке». А врач ему отвечает: «Возьми учебник по психиатрии, изучи его, сравни со своим состоянием и, когда всё систематизируешь, приходи ко мне — я тебе помогу». Нет, если больной станет изучать учебник психиатрии, то кончится это весьма печально. Любой студент мединститута, когда впервые открывает учебник диагностики, тотчас находит у себя все описанные там болезни. Это обычное явление, иллюзия, присущая каждому. Но когда мы раскрываем книжки с описанием грехов, мы тоже воображаем, что все перечисленные там грехи нам свойственны! У меня есть немало прихожан, которые приходят на исповедь и говорят: «Я изучила все грехи, я теперь не причащаюсь, потому что недостойна! Я теперь и жить не хочу от сознания собственной безпросветной греховности! У меня с мужем отношения испортились, из-за меня он не ходит в церковь…» И это понятно: была у человека нормальная жена, а как стала она ходить в церковь, так и впала в депрессию. Есть такая поговорка: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». Изучение грехов современными людьми нередко усугубляет их душевное состояние, а вовсе не избавляет от бед: люди приписывают себе то, что им не свойственно, а главный свой грех выделить не могут. Надо всегда выделять в своей душе зоны греховности и начинать борьбу с самой опасной зоны. Тут уж у кого как: сперва боремся, допустим, со склонностью к пьянству. С пьянством справились — берёмся за следующий грех — допустим, тщеславие. И так постепенно-постепенно, шаг за шагом… Но тут без помощи духовника не обойтись.

Вспомните: когда нас кто-то сильно обижает, а мы милостью Божией находим в себе силы простить обидчика, то у нас точно камень с души падает. Что это значит? А дело вот в чём: как только мы простили ближнего, так сразу и Господь простил нам какой-то наш грех. Но знаем ли мы, какие именно грехи простил нам Господь? Нет. То, что наши грехи скрыты от нас, — это великая милость Божия. Если бы мы видели все свои грехи, то погрузились бы в такое уныние, которые перевесило бы все прочие наши согрешения. Господь благодатию Своею открывает нам наши грехи постепенно, по мере нашего духовного укрепления. А укрепляясь духом, мы начинаем радоваться жизни и этой радостью освещать недра своей души. Тогда-то мы и увидим ясно, что нужно поменять в душе, от чего решительно отказаться. Когда человек входит в тёмный подвал, ему надо дать фонарик, а не завязывать ему глаза. Поэтому, я полагаю, наиболее терапевтический вариант: человек сначала должен почувствовать благодать, а тогда и открытие грехов совершится по Божиему Промыслу. Только тогда мы сможем видеть грехи, но не зацикливаться на них, не впадать в уныние, но преисполняться решимости.

— Как отучить детей от компьютерной зависимости?

— Помните главное: спасись сам — и тысячи вокруг тебя спасутся. Занимайтесь прежде спасением себя. Если вы хотите помочь своим детям, приведите себя в благодатное состояние, и тогда Господь вам подскажет, как помочь. А если вы, отягчённые собственными грехами, кинетесь помогать кому-то, то получается, что один утопающий тянет из воды другого — и оба идут ко дну. Поэтому занимайтесь спасением себя, а за детей неустанно молитесь. Есть Господь, есть Богородица, есть у каждого свой Ангел Хранитель: молитвенно передавайте своё дитя в их святую волю, а сами постарайтесь стяжать мир, и тогда вы сами увидите, как помочь своим близким. А то получается иногда, что мы им помочь не можем, зато они повреждают нас по полной программе: мы получаем тяжёлые неврозы, психические расстройства… Кто же от этого выигрывает? Если Господь попустил, чтобы наше чадо впало в зависимость, значит, Он ждёт, чтобы мы молились друг за друга, чтобы мы проявляли любовь друг к другу. А главное — помните эпиграф к роману «Тихий Дон»?

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Самое главное — это научиться никого не осуждать. Это очень трудно, но очень важно. Поймите: если я вижу, что некий человек в чём-то грешен, то это значит, что я самого себя вижу в ближнем, как в зеркале! Есть такой закон в духовной жизни: мы не замечаем в людях тех грехов, которые нам самим не свойственны. На чуждый нам грех наша душа не отзывается, не понимает его. А уж если мы заметили чей-то грех, то надо не злорадствовать и не возвышаться над грешником, а караул кричать! Ведь это мы самих себя в зеркале увидели, это наша душа отозвалась на ту же болезнь, которою сама страдает! Отсюда и вывод, сделанный некогда Преподобным Серафимом: стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся. Молитесь за детей, и Господь откроет вам пути к их спасению.

следующая