Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я — русский

«ДОЛГО ЛИ НАМ БЫТЬ ОБЕЗЬЯНАМИ»?

В «Православном Санкт-Петербурге» №1 за 2014 год мы опубликовали материал «Щеголиха в белой разлетайке» — о русской национальной одежде. Вскоре раздался звонок, и ныне бывший настоятель храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала), архимандрит Сергий (Стуров) продолжил эту тему: «Прихожане часто жалуются на то, что их дети непослушны. А чем играют ваши дети? Ужастиками, драконами и прочей нечистью — игрушками, которые вы же им и покупаете. И после того, как сами приобщаете детей к беснованию, вы хотите от них послушания? Чем кормите души своих детей — то и получаете в ответ. Это же касается и одежды. С пелёнок мы одеваем своих чад в чужеродную одежду. Подростки сейчас увлекаются готическим стилем – сознательно безобразно одеваются и красятся — чёрные губы, кровавые слёзы... А загляните в глаза — там одиночество и страх. И взрослые не лучше. Женщина, надевая мужскую одежду, становится мужеподобной — с мужскими ухватками, привычками, походкой. Да, даже походка у девушки, женщины становится другой — женственной, плавной, когда на ней юбка или платье, и ведёт она себя по-другому. К такой иначе и обратиться-то немыслимо, только уважительно-ласково: «сударыня, барышня». А мужчина, рядясь в женоподобную одёжку, пользуясь косметикой, теряет своё мужское начало, становится жалким, безполым существом. Зачем? Кому это нужно? На эти вопросы хорошо ответил наш прихожанин Пётр Алексеевич Константинов — старший преподаватель СПбГУСЭ». Сегодня мы публикуем размышления Петра Алексеевича о русской национальной одежде и русской душе.

«Россия, XVIII век. Почему Пётр I хотел переодеть русских людей в иностранную одежду? У него не было других дел и забот? Были, и очень много, но он отлично понимал, что пока русские носят своё национальное платье, они останутся русскими по духу и ни голландский, ни немецкий образ жизни им не привьётся. Поэтому и Пётр I, и его преемники так старательно искореняли исконно русскую одежду, а с ней и дедовский уклад жизни на Руси. Воспитанное им молодое поколение росло без твёрдой веры в Бога, в духе критики основ старой, патриархальной русской жизни. Деятельность Петра I дала свои плоды: привилегированные представители русского общества — аристократия, высшие сановники, поместное дворянство — сначала оголландились, затем онемечились, потом офранцузились, а их потомки закончили своё существование в начале XX века в горячо любимой ими Франции на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Слава Богу, что Пётр I не добрался до духовенства, купечества и крестьян, и этим сословиям было позволительно ходить в их прежних одеждах, мужчинам носить бороды, сохраняя исконно русский уклад жизни.

США, начало XX века. Советник президента Вудро Вильсона полковник Хаус, люто ненавидевший Россию и всё русское, сказал: «Мы заставим весь мир думать по-нашему, смотреть на всё нашими глазами».

СССР, 1970–80-е годы. Несмотря на скудость выбора отечественной одежды и недоступность импортной, мы старались одеваться достойно. В театры, музеи, на демонстрации, в гости и даже на работу одевали лучшее и, в общем, производили благоприятное впечатление. Одетых неряшливо или в рабочую одежду были единицы. Достаточно вспомнить, что студенты вечернего отделения, приходя ко мне на занятия после смены на заводе в рабочей одежде, всегда извинялись за свой внешний вид.

Россия, 1990-е годы. Открылся «железный занавес», и начали сбываться предсказания полковника Хауса — лавина «цивилизации», хлынувшей на нас с Запада, заставила большинство россиян думать, что одеться в «робу» (джинсы) — штаны американских пастухов — есть предел мечтаний. Ещё Аллен Даллес — директор ЦРУ с 1953 по 1961 годы, — разрабатывая план уничтожения СССР (читай России), писал: «...мозг и сознание людей способны к изменению. Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их верить в эти фальшивые ценности. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательное и необратимое угасание его самосознания». Однако в 90-е годы ещё наблюдалось сопротивление этой экспансии: во многих учреждениях, кафе, ресторанах в «робе»-джинсах находиться запрещалось. В агентстве недвижимости «Бекар», где я вынужден был подрабатывать, всем сотрудникам запрещалось приходить на работу в джинсах, включая техперсонал, который непосредственно даже не общался с клиентами, так как считалось, что неприглядный внешний вид сотрудников наносит серьёзный урон репутации заведения.

Россия, Санкт-Петербург, храм Воскресения Христова, 2000-е годы. У большинства россиян повысились доходы, улучшилось снабжение продовольственными и промышленными товарами, мы приобретаем более дорогие автомобили, квартиры, загородные дома... Но вот парадокс — люди начали убого одеваться! Часто приходится наблюдать, как из автомобиля представительского класса выходят люди в майках, «трениках», «робах», кроссовках, а также в чём-то напоминающем семейные трусы до колен. Студенты вуза, в котором я преподаю, приходят на занятия в спортивных штанах, шортах, футболках с латинскими надписями готическими буквами и агрессивными рисунками. Большинство этих надписей мне не удалось прочитать, но те, что я смог перевести на русский язык, были непристойными. Но что самое удивительное — хозяевам этих футболок было всё равно, что написано у них на груди и на спине! Вполне возможно, что надписи и рисунки имеют сатанинское содержание.

Вызывает удивление нахождение подобных лиц в нашем храме Воскресения Христова и благословение их некоторыми священниками, а также допуск к исповеди и Причастию Святых Христовых Таин. Единственный, кто делает прихожанам замечания за их непристойный внешний вид, — наш настоятель архимандрит Сергий (Стуров). Вопрос: куда смотрят «охранники»? Мимо них можно пройти в храм в любом виде, в то время как даже на территорию Новодевичьего монастыря охрана не пускает неподобающе одетых. Но надо отдать должное большинству наших прихожанок: они всегда одеты достойно и их можно отличить даже в городе от «продуктов западной цивилизации», которые по указанию полковника Хауса и в полном соответствии с планом Даллеса щеголяют в американских «робах».

Хочу подчеркнуть, что нет плохой одежды — есть неподобающая. Рабочая одежда, джинсы хороши для строительных и хозяйственных работ, спортивная — для занятий спортом, но являться в таком виде в храм — нельзя! Неужели вы пошли бы в таком виде к губернатору или президенту страны? Так почему вы позволяете себе  приходить в «робе», спортивной и пляжной одежде к Богу?! Посмотрите на сохранившиеся фотографии крестных ходов во времена царской России — какое благолепие! Моя бабушка вспоминала, что до революции в храм надевали самую лучшую одежду, а если приходилось идти к храму по грязной дороге, то шли босиком и только перед входом в церковь надевали чистую обувку.

Мы забыли свою культуру, в том числе культуру одеваться. Мы забыли, что мы русские, украинцы, белорусы, татары, армяне... Почему мы хотим быть безлико-одинаковыми, как телеграфные столбы? Доколе будем предпочитать американскую «робу» национальной одежде? Русский патриот XIX века А.С.Шишков писал: «Господи помилуй! Да будет ли этому конец? Долго ли нам быть обезьянами? Не пора ли опомниться, приняться за ум, сотворить молитву и, плюнув, сказать: «Сгинь ты, дьявольское наваждение! Ступай во ад или восвояси — всё равно; только не буди на Руси».

предыдущая    следующая