Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

12 июля — память первоверховных апп.Петра и Павла

ЛОВЦЫ ЧЕЛОВЕКОВ

В христианской традиции имена апостолов Петра и Павла всегда упоминаются вместе: и храмы на Руси непременно Петра и Павла, и город — Петропавловск, и крепость — Петропавловская. И это неспроста, ведь именно Петра и Павла называют первоверховными апостолами, поскольку они больше других трудились в деле созидания Церкви христианской. После Воскресения Христова именно Пётр поднялся на кровлю дома и открыто говорил о Распятом Христе и Его Воскресении. Пётр проповедовал в Иудее и далее в Риме. Он сам воочию видел Воскресшего Христа, и потому люди верили ему. Павлу же дано было Господом нести Слово Божие язычникам. Сколько земель исходил он своими ногами! Что давало силы, что поддерживало дух? Вера! Вот и в Послании к римлянам ап.Павел пишет: «Не дела Авраама, а его вера вменилась ему в праведность». Но как же нас учат, что вера без дел мертва? Ап.Иаков в своём послании пишет: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак.2,19—20). На этот и другие вопросы отвечает настоятель храмов св.блгв.кн.Александра Невского в СИЗО-1 «Кресты» и св.мц.царицы Александры в областной тюремной больнице им.Ф.П.Гааза иерей Георгий СЫЧЁВ.

— Вера в Бога действительно без дел мертва. Какая вера — такие и дела. Если ты веришь Богу, ты будешь делать дела Бога. Вспомним, что Священное Писание говорит нам об Аврааме. Господь сказал Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую я укажу тебе» (Быт.12,1). И Авраам без споров, вопросов и возражений встал и пошёл туда, куда было ему указано Богом. Многие ли из нас смогли бы так поступить? Оставить всё нажитое предками, все удобства и благополучие, всё состояние и пойти в место, которое надо заново обживать, благоустраивать. А мне вспоминается другой случай, когда зов Божий услышал и повиновался ему царевич из рода ханов Золотой орды, который впоследствии стал прп.Петром, Ростовским Чудотворцем. Вот что рассказывает об этом священник и законоучитель Иоанн Бухарев. Когда Отечество наше было под владычеством татар, то не только князьям, но и архипастырям нашим приходилось являться в орду по разным делам. В 1257 году пришлось там быть и Кириллу, епископу Ростовскому, по случаю воцарения нового хана Бергая. Хан с интересом внимал рассказу о чудесах при мощах первого святителя Ростовского Леонтия. Слышал рассказ и племянник хана, царевич. Стал он проситься у матери, чтобы позволила отправиться ему на Русь с епископом, а получив отказ, тайно ушёл и крестился с именем Пётр. Однажды во время соколиной охоты при Ростовском озере явились ему во сне свв.апостолы Пётр и Павел и повелели строить храм во имя их у озера и дали три мешка денег на это дело. Царевич, не смущаясь и не сомневаясь, сообщил о видении епископу Ростовскому св.Игнатию и князю. Князь пожертвовал землю, и вскоре храм был построен, а позднее при нём — монастырь. Царевич, по предложению князя и с благословения св.Игнатия, женился. Царевич вёл благочестивую жизнь. А овдовев в старости, постригся в монахи и по кончине, в 1290 году, был погребён в устроенной им обители.

Но особо, конечно, поражает доверие Авраама Господу настолько, что он без ропота и слёз готов был принести в жертву Творцу своего долгожданного и единственного сына Исаака. И видя столь безпрекословное послушание воле Божией, Ангел удержал его руку. Почему Авраам так поступал? Да потому, что был уверен: всё, что делает Господь, делается во благо человеку. По этим его делам видна глубокая, неискоренимая вера его в Господа. Авраам был в послушании у Бога. А если по вере не поступать, она отнимается у человека.

— Ап.Пётр пишет: «…жены, повинуйтесь своим мужьям…» (1Пет.3,1). А если муж неверующий? Сам в храм не ходит и жену не пускает? А если ко греху склоняет: сам не постится и жене не даёт, да ещё к исполнению супружеского долга в пост принуждает?

— Нельзя бросать мужей неверующих, если они не против жены-христианки, если любят и уважают её. Апостол Пётр ведь так и говорит дальше: «…жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были…». Что касаемо супружеского долга, не имеет жена право отказывать мужу, если у него на эту тему проблемы, а она в это время соблюдает пост. Жена должна соглашаться по любви к мужу и ради мира в семье. Муж, видя покорность жены, со временем и сам задумается о вере и Боге. Помните, смирение имеет великую силу. Иное дело, если муж не желает иметь жену христианку, препятствует ей посещать храм Божий, препятствует соблюдать церковные правила. Если муж бьёт свою жену, при этом кормится от её трудов, а сам не работает. В таком браке нет ни любви, ни согласия, ни смысла. Свободна она от мужа своего, иначе два человека пойдут в погибель вечную. Ведь угнетаемая жена может впасть в грех осуждения, сквернословия, озлобления или уныния. А может решиться и на страшное…

Неся своё служение в местах лишения свободы, мне приходится встречаться с вдовами, убившими своих мужей. Одна женщина рассказывала, как муж избивал её много лет. Пришёл в очередной раз, напал на неё, а она в это время борщ ему варила, капусту резала. И так ей такая жизнь опостылела, что развернулась она и нанесла ему ножевое ранение. Удар пришёлся в сердце. Женщина получила шесть лет за убийство. Другой случай: муж изменял своей жене. А жили они в небольшом городе Ломоносове Ленинградской области. Все в округе знали об их семейных проблемах. Жена много раз прощала мужу, уговаривала оставить ту женщину. Он обещал исправиться, жить в семье, но продолжал жить в блуде. Тогда она решила сходить к той женщине, поговорить с ней, как она мне сказала, по-хорошему. Но любовница стала её оскорблять и всячески унижать. Тогда отчаявшаяся жена схватила нож и нанесла блуднице 17 ножевых ранений. Итог ужасен: одна женщина убита, другая получила восемь лет лишения свободы, а муж спился и был лишён родительских прав. Детей, которым на то время было семь и десять лет, отдали в детский дом. И подобных случаев немало.

Я призываю всех ходить в храм Божий, молиться, просить у Бога помощи в семейных проблемах. Брак — это не только любовь и счастье, это и умение терпеть недостатки ближних, прощать и жалеть. Как пишет ап.Павел, «Любовь долготерпит, милосердстует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1Кор.13,4—5). Видите, сколько веков прошло, а слова свв.апостолов и поныне помогают нам жить и совершенствоваться. Это ещё раз показывает нам, что апостолы — живая Церковь, которая есть «едина душа, едино тело». За прошедшие века Церковь наша укрепилась и стала лозой, соки которой питают множество ветвей, которыми являемся мы — православные.

Полосу подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая