Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Батюшка дорогой, дорогой батюшка

ВЗЯЛСЯ ЗА ПЛУГ — И ИДИ, ИДИ…

В канун дня Перенесения мощей Святителя Николая Мирликийского редактор «Православного Санкт-Петербурга» А.Г.Раков был в гостях у своего духовника, любимого православным народом батюшки, протоиерея Иоанна Миронова. То, что вы прочтёте здесь, — это не интервью, это просто мирная беседа духовника со своим духовным чадом, насыщенная не столько информацией, сколько любовью, светом, мудростью…

— Скажите, зачем священник Фёдор Конюхов пускается в плавание по океану за несколько тысяч километров? Для чего он это делает? Кому что пытается доказать? Это же противоречит канонам. Ведь и с парашютом нельзя прыгать ради интереса.

— Он не ради интереса. Он прославляет Россию. Но не ради суетной человеческой славы, а для того, чтобы весь мир видел, что наши люди русские всё-всё могут перенести. И чтобы знали, что наше священство тоже не обделено силой, что в нашей Церкви есть такие священники, и диаконы, и епископы… Поэтому я считаю, что его труд — заслуга перед Отечеством.

— Лучше бы он газеты делал.

— Всё хорошо: и газеты хорошо, и плавание кругосветное. Помоги ему Господи. Он ведь с непрестанной Иисусовой молитвой живёт! Постоянно с молитвой! Это понятно: без молитвы он и одной мили не прошёл бы.

— Но я всё равно не понимаю! Вот, батюшка, если бы я прыгнул с парашютом ради интереса — это было бы грехом. Я рискую жизнью без особой причины, это сродни самоубийству.

— Если я не могу прыгать с парашютом, так и не прыгаю, и ты не прыгаешь. И в плавание кругосветное мы не пускаемся, потому что не можем. А он — может! Нет здесь ничего родственного самоубийству, а есть прославление великой нашей России. Молюсь я за него, молюсь за иерея Феодора.

— Вот какой вопрос меня волнует… В очередь на исповедь стоят сотни человек — я про свой храм говорю, да и про многие другие… А на саму исповедь каждому остаётся не больше минуты. Но ведь в канонах всё не так! Священник должен задавать кающемуся конкретные вопросы, грешил ли он тем-то или тем-то, а исповедник отвечает…

— Нет, не священник должен задавать вопросы. Священник — только свидетель тому, что говорит человек! Кающийся должен сам открывать свои грехи, а священник только наблюдает, как этот человек кается. Священник, принимающий исповедь, — это посредник между кающимся и Богом. Он потом должен будет пред Господом засвидетельствовать: «Да, я видел, как этот человек стоял перед крестом и Евангелием и каялся в своих грехах».

— Да я за минуту не успеваю сказать ничего!

— Вот и ко мне сейчас стоят по 600 человек, и я ничего не успеваю… Я общую исповедь веду.

— К вам и на общую исповедь попасть хорошо… Я думаю, лучше всего каяться в монастыре: там спокойно и времени достаточно.

— А в греческой церкви, там иначе делают: там всей семьёй выбирают, в какой день пойти к духовнику, и всё ему подробно рассказывают, как и что. И зато уже не исповедуются потом год или даже два, если не чувствуют за собой серьёзных грехов. И к Причастию подходят без исповеди…

— Да, что ни говори, а греческое православие мне нравится больше. Многому мы могли бы у греков поучиться!

— Я греческую церковь не хулю никогда, но мир наш держит ныне только православная Россия, только Русская Православная Церковь наша. На Грецию не надо оглядываться, в Греции многие храмы пустыми стоят, никто в них не ходит. Я с радостью духовной вспоминаю маленькие греческие монастыри… Помню обитель, где духовником архимандрит Эмилиан, — с какой любовь нас там принимали… А разве у нас нет хороших монастырей, хороших монахов? Вот умерла матушка схимонахиня Серафима, Царство ей Небесное… Но живёт матушка Георгия, которая в Горнем монастыре… Они святые люди, они поднимали из пепла всё порушенное.

— Недавно умер знаменитый церковный историк Антонов… Он написал два огромных тома обо всех храмах, которые были в СПб и Ленинградской области. Но кто его вспоминает? Я удивляюсь, батюшка, людской забывчивости. Вот возьмём покойную Мелитину Ладинскую, руководительницу паломнической фирмы. Она же так много сделала для Православия…

— Конечно.

— Но почему наша епархия даже словом не обмолвилась о том, что почила о Господе раба Божия Мелитина, которая двадцать лет возила тысячи людей по сотням монастырей… Ну, да что о том говорить! Болит душа за газету. 22-й год с великим трудом выпускаем её. Всё надеялся я, что вот-вот наступят улучшения, но часть священства по-прежнему смотрит на нас как на врагов. За что?

— Ты мне скажи: за что на Господа одни смотрели с любовью, а другие с враждой? Все эти книжники, фарисеи, саддукеи… А Господь какого только добра не делал: и мёртвых воскрешал, и слепым давал зрение… Но была ли благодарность Ему или нет?

— Не было…

— А когда Он исцелил десять прокажённых, кто пришёл, чтобы поблагодарить Его? Только один, и тот самарянин. И спросил Господь кротко: «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк.17,17) Вот так и с нами: Господь исцеляет многих, а благодарение Ему приносят только единицы.

— В № 11 за 2013 год мы опубликовали официальное заявление пресс-секретаря нашей епархии иерея Алексия Волчкова об отце Глебе Грозовском. Слово в слово опубликовали! А настоятель Казанской церкви в Вырице отец Георгий Преображенский публично сжёг этот номер газеты. Но в чём тут наша вина?

— Пусть делает что хочет. Опять повторю: вольному воля, а спасённому рай. Пусть каждый делает, что считает нужным, а ты не обижайся на это. А ты помни: «Блаженны, когда поносят вас». Господь не сказал: «Блаженны вы, когда вас расхваливают».

— Но ведь наш распространитель ездил в Вырицу… Была зима, вьюга… Он, пожилой человек, насилу добрался до храма, газеты принёс, а ему словно в лицо плюнули!

— Ты слушай: «Блаженны вы, егда рекут всяк зол глагол на вы лжуще». Возрадуйтесь и возвеселитесь!

— Батюшка, вы мой духовник уже два десятилетия. Раньше мы встречались часто, а по телефону говорили ещё чаще. А теперь как мне решать серьёзные вопросы, когда мне до вас не дозвониться?

— Да что ты говоришь! Редкая неделя, когда я тебе не звоню.

— Это правда…

— Ну вот, сам и согласился! Я знаю: у тебя то голова болит, то ещё что, — поэтому я звоню почаще, чтобы справиться о твоём здоровье…

— Везде в людных местах стоят нищие мусульманки — и даже около православных храмов они сейчас стоят. И эти мусульманки, которые молятся Аллаху, просят милости Христа ради!

— А если просят ради Христа, то и подай гривенничек.

— Так они же не христиане!

— Ничего. Господь не глядел на лица.

— А в метро, батюшка, целая мафия нищих опекает: специально привозят безногих, чтобы людей разжалобить…

— А ты не осуждай никого. Помнишь, что со свт.Иоанном Милостивым случилось? Подал он нищему златницу, а тот и во второй раз к нему подбегает. Святитель и говорит: «Не Господь ли это искушает меня? Подам ему две златницы». Слышишь, Патриарх Александрийский как рассуждал!

— На выставке одна женщина со слезами на глазах рассказала, что её двадцатидвухлетнего сына через Интернет, как она выразилась, «зазомбировали в фашиста». Сейчас её сын находится в психбольнице. Я передал ей ваши слова: надо ей молиться Святителю Николаю. Женщина поблагодарила.

— Сама мать должна молиться. Материнская молитва со дна моря достаёт. А к батюшке люди тысячами в день приходят… Я только воздыхаю молитвенно… воздыхаю о каждом… А истинная молитва — это особенный дар, вы не думайте, что это так просто. Надо принуждать себя к молитве.

— Завтра у нас великий праздник Святителя Николая. А вот совершал ли он чудеса по вашим молитвам?

— А он кругом совершает. Только воздохни, и он совершает, всё, что нужно. Почему я и говорю: просите Святителя Николая, он поможет — вернее, Господь подаст по молитвам святых… Как сказано в Апокалипсисе: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога». (Откр.8,3—4). Фимиам — это в данном случае имеется в виду особая благодать Божия, такая благодать, что нам даже и не описать. Возносится она с молитвами святых от руки Ангела пред Богом.

— Люди говорят, что среди нас тоже есть святые, только мы об этом не знаем.

— А и не надо этого знать. Ведь человек может возыметь такое самомнение, будто он действительно имеет какой-то дар. А мы ничего своего не имеем, только по воле Божией… Истинные святые говорили: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему!» И не только святые, а все благочестивые люди. Какие были великие заслуги у таких людей, как Суворов или Кутузов, — а они всё твердили: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему». Как молился Суворов! И не только сам, но и солдат своих тому же учил. Говорил им: «Без Бога ни до порога, ребятушки! Идём в бой, помолитесь все!» Такой славный был человек — зато и сражений не проигрывал.

— Но они же всё равно убивали! Война — это убийство! Мы всё убиваем, убиваем: за тысячу лет русской истории — 700 лет непрерывных войн.

— Защита Отечества, Саша, — священный долг. Нет большей любви, как кто душу свою полагает за други своя.

— В этот предпраздничный день, батюшка, что бы вы хотели пожелать и читателям, и себе, а может быть, и мне немножко?..

— Старость подходит, а всё равно надо трудиться до последнего дня. Как пахарю дан плуг и он смотрит вперёд, на борозду, пока не вспашет всё поле, и до тех пор назад не оборачивается, так и пастырь не должен оглядываться назад, не смотреть на то, что уже он сделал, а идти вперёд: взялся за плуг — и иди, иди… И до конца своей жизни старайся нести слово Божие и проповедуй Евангелие всей твари. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,16)

предыдущая    следующая