Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

29 мая — Вознесение Господне

ИЗБЕРИ, ЧЕЛО-ВЕК, ЖИЗНЬ

Одно из главных событий Священной истории — восшествие Господа Бога нашего Иисуса Христа на Небо. На сороковой день после Воскресения Спаситель вывел учеников Своих из Иерусалима и, подняв руки, благословил их, и вдруг стал отделяться от них и возноситься на небо. Почему так важен этот момент земного служения Христа? В чём сокровенный смысл этого христианского праздника? Размышляет настоятель храма Прп.Сергия Радонежского в Сертолове (Школьная ул., 11) протоиерей Владимир СОБЧЕНКО.

— Когда Церковь Христова утвердилась на земле, когда прошло время мучеников-первохристиан и были решены многие канонические вопросы, перед Святыми Отцами встал вопрос: как передать веру простых евангельских рыбаков всему мiру? Как современным языком рассказать, что Бог стал Человеком — неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно; что смерти больше нет и что преодоление смерти — во Христе Спасителе? Чтобы передать этот поистине чудесный факт, был выработан возвышенный, риторически обработанный язык богослужений, зачастую это действительно гениальная поэзия. Но человеку важно не только слышать, но и видеть. Поэтому все евангельские события были отражены в церковных праздниках, один из которых — Вознесение Господне. О чём говорит этот праздник? В Деяниях апостолов читаем, что когда ученики смотрели на небо во время восхождения Спасителя, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1,11). То есть Вознесение — это и обетование о Втором Пришествии Христа.

— Каково искупительное значение Вознесения? Ведь искупление произошло на Кресте, когда Христа распяли?

— Об искупительном значении Вознесения говорит ап.Павел в своём Послании к Евреям, что Христос совершил «Собою очищение грехов наших» (Евр.1,3). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись «со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление» (Евр.9,12). То есть всё время пребывания Христа Спасителя на земле — от Благовещения (зачатия) до Сошествия Духа Святаго — является искупительным подвигом Сына Божия нашего ради спасения. При этом человеческая природа Христа не была поглощена Божественной, а Божественная не растворилась в человеческом естестве. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал, а победил смерть и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придёт на землю «таким же образом», каким взошёл на небо. «Но почему Бог стал человеком? — спросит кто-то. — Разве Бог может прикоснуться к этой твари — человеку, который, как тело нечистотами, обмазывает душу свою грехами?» А помните, в Великий пост мы поём: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Да, Господь прикоснулся, потому что Он не только сотворил этот мир, Он пошёл до конца, до ада преисподнейшего, чтобы найти человека — эту окровавленную, вывалянную в смердящих горах греха овцу, потерянную из стада, — найти, отогреть в Самом Себе, и принести, и вручить в руки милосердного Отца Небесного — в недра Животворящей Троицы.

Понимаете теперь, насколько ценен каждый человек в глазах Бога! Настолько, что Господь даже воспринял всё человеческое. Апостол Павел в Послании к евреям пишет, что Бог был искушён во всём, Он стал одним из нас. Он даже вскричал с Креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27,46). Но это не Бог оставил Сына Своего Единосущного, а люди отвернулись от Него. Христос и этот опыт богооставленности воспринял и умирает от этого. И нет теперь в нашем бытии ничего, чего бы Бог не испытал и откуда бы не было выхода. Выход найден даже из смерти, он — во Христе. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10,9), — сказал Спаситель о Самом Себе. Отныне для всего человечества смерть не является тупиком, обезсмысливающим нашу жизнь. Смерть — просто переход в инобытие, в вечность. Но и после Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нём во Святом Духе, Которого Он послал от Отца.

— До конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. Почему потребовалось Вознесение Господне выделять особо и праздновать на сороковой день после Пасхи?

— Есть мнение, что разделение праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения. У праздника Вознесения Господня совершенно особые смысл и суть. Что есть человек, творение Божие? Чело — ум, разум, век — вечность. То есть человек — это чело, устремлённое в вечность. А праздник Вознесения Господня говорит нам: чело-век, ты можешь быть вечным, если осмысливаешь свою жизнь в перспективе вечности. Все наши дела, слова, мысли, сердечные и душевные переживания, внутренний мир, который царит в каждом из нас, — всё это ещё один шажок к вечности с Богом или к бездне. Потому каждый из нас — творец своей судьбы, или, как глаголет мудрость народная, «что посеешь, то и пожнёшь». Извечный вопрос: «Быть или не быть?» — встаёт перед каждым из нас всякую минуту. Недаром пророк Моисей говорит: «Слушай, Израиль…» (Втор.5,1). А надобно знать, что «Израиль» имеет два значения — «видящий Бога» и «борющийся с Богом».  И каждый из нас должен решить для себя — богоборец ты или боговидец. И дальше сказал Моисей: «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30,19). Ведь всё так просто: «избери жизнь». А жизнь дана нам во Христе Спасителе. Так вцепись, человек, в ризу Его, и Он протащит тебя сквозь все невзгоды и беды, и никогда не оставит тебя. Ибо воля Отца нашего Небесного такова, чтобы мы все спаслись, все достигли познания истины.

Поэтому праздник Вознесения Господня не просто изобретён людьми. Нет, его сокровенный смысл в том, что человек в лице Христа Спасителя воспринят в недра Животворящей Троицы. Отныне жизнь, которой живёт Святая Троица, доступна нам, людям. В такой полноте жизнь с Богом не была доступна даже Адаму до грехопадения. Ему дан был образ Божий, и он должен был избрать для себя жизнь в Боге, но, увы… «Почему же Господь не вмешался? Почему не уберёг Адама от греха?» — спросите вы. Да потому, что Бог уважает свободное волеизъявление человека. Потому что Бог есть Любовь, а любовь может быть только взаимной. Бог создал такой островок в Своём мироздании, куда даже Он не может войти, не постучавшись: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…» (Откр.3,20). Слышите? Творец Вселенной стучит в наши сердца, просит разрешения войти. Нам нужно только распахнуть двери настежь. Бог наш — смиренный Бог, Он испрашивает разрешения быть среди людей. И когда от всего сердца, от всей незамутнённой грехом души Пречистая Дева ответила: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38), — Бог стал одним из нас. Во Христе Спасителе всё воплощено, всё совершенно для нас устроено, потому и сказал Христос: «Я есмь лоза, а вы ветви… без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5).

Итак, человек в лице Христа Спасителя вознесён, и «отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лк.22,69). Наша плоть через Спасителя вошла в чертоги Божии. Как там всё устроено — не надо гадать, ибо сказал ап.Павел: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2,9). Есть ради чего нам потрудиться. А праздник Вознесения Господня открывает нам сокровенное: человек, ты гражданин Царства Небесного; человек, ты для того и был создан, чтобы пребывать в Боге; достойные будут вознесены в недра Животворящей Троицы. Но жизнь, которой живёт Святая Животворящая Троица, будет каждому доступна в меру его покаяния, в силу того, насколько ты потрудился душой здесь, понуждая себя жить по заповедям Божиим. Ибо, как писал свт.Григорий Нисский, «Господь, соделавшись выкупом нашей смерти, Собственным Воскресением разрешил узы смерти и Своим Вознесением проложил путь всякой плоти и, будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу, в день суда по достоинству жизни произнесёт приговор над судимым». И помните слова свт.Петра, митрополита московского, что плохой гражданин Отечества земного не станет гражданином Отечества Небесного.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая