Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КРОВЬ ИЛИ ДУХ?

Пушкин некогда вопрошал: «Славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно ль иссякнет? вот вопрос». Недавнее историческое воссоединение Крыма с Россией позволяет нам по-новому осмыслить эти слова нашего классика.

Независимая Украина — наш ближайший славянский сосед — за 23 года своей самостоятельности так и не смогла создать прочной государственной традиции. Не смогла — во-первых, потому, что просто не захотела. И с другой стороны, не смогла, потому что строила на ложном основании. Если бы она с самого начала создавала не украинское, а русско-украинское государство, если бы русский язык был вторым государственным (а в Крымской автономии ещё и татарский), если бы Украина продолжала существовать в тех традициях двуязычия, которыми она была сильна и славна в советское время, то она и сейчас жила бы спокойно.

Но украинцы начали строить государство по галицийской модели. Что это значит? Испокон века Галичина была русским краем. В известном смысле она остаётся им. В XVI веке знаменитое Львовское братство поддерживало в этом уголке Европы и русскость, и Православие. С Галиции и Волыни происходили на Русь великие светильники православного мира — такие как митр.Пётр, святитель Московский… Во время страшной резни, устроенной Австро-Венгрией в 1914—1915 годах, галичане отдавали свои жизни за Русь и Православие. Тогда австрийцы приходили в галицийское село и вешали всех мужчин — по очереди в одной петле, — а женщин и детей этапировали в страшные лагеря, такие как Терезин. Результатом этой этнической зачистки явилось то, что галичане, стоящие за Россию, были поражены страхом, а другие — русофобы — захватили главенство. Десятилетиями Австрия, Польша, Венгрия, Германия, а в последние годы и США вели здесь яростную антирусскую пропаганду, опираясь притом на таких недостойных представителей украинского народа, как тот же Тарас Шевченко и многие другие. Галицийское сознание строилось на украинском неоязычестве, на культе крови. Но кровь и плоть Царствия Божия не наследуют. Голос крови и плоти привёл западенцев к страшным преступлениям: вспомните, что творила дивизия «Галичина», что делали полицейские отряды самообороны, которые выросли из бандеровского движения? Страшны были мучения, которым подвергали они русских, украинцев, евреев: сажали на кол, распиливали, обезглавливали. Более того: бандеровцы и украинские полицаи истребили больше полумиллиона поляков — о польской резне предпочитают помалкивать. Это было страшное нацистское остервенение, порождённое ложно понятым национализмом. Сегодня мы вновь видим его рецидивы. Но мы видим и то, что западенцы, стремящиеся главенствовать в государстве, довели Украину до коллапса — и политического, и экономического. Их непомерные запросы привели страну к разорению, к порогу гражданской войны. Мы ясно видим, что украинское государство, основанное на идее украинской исключительности, нежизнеспособно.

…Настораживает, что украинские события совпали с теми переговорами, которые недавно прошли в Константинополе. Слава Богу, Константинопольский Патриарх Варфоломей не стал объявлять об автокефалии раскольнической Украинской православной церкви, — в противном случае Майдан получил бы мощную идеологическую поддержку. В 2009 году, во время правления Ющенко, Киев приглашал Варфоломея именно для того, чтобы тот возвестил о даровании автокефалии филаретовцам. Но трудами Владимира Владимировича Путина, Георгия Сергеевича Полтавченко и других русских государственных мужей эта попытка была сорвана. И тот факт, что она была остановлена сейчас, — я думаю, это произошло тоже не без усилий российской государственной власти.

На провозглашении присоединения Крыма Святейший Патриарх Кирилл не присутствовал. И понятно почему: за украинской границей остаются православные епископы, православные священнослужители, православные миряне — и православные храмы. Если бы Святейший освятил присоединение Крыма своим присутствием, своим архипастырским благословением, это немедленно привело бы к волне насилий на Украине, к захвату храмов и новым попыткам воссоединения филаретовцев с Константинополем, чего допустить, конечно, нельзя. Поэтому Святейший, чьё горячее стремление к объединению русского мира известно всем, в тот момент занял несколько отстранённую позицию, — впрочем, благословив участвовать в этом великом событии митрополита Ювеналия. Думаю, что к данному жесту Святейшего надлежит отнестись с полным пониманием: он думал о наших малороссийских собратьях, находящихся в положении заложников самозваной, неправедной и языческой по своему духу власти.

Воссоединение Крыма с Россией — событие эпохальное. Это водораздел. Отныне Россия не просто сосредоточивается, — Россия идёт в наступление, возвращает свои позиции великой державы. Наш президент собирает русский мир, как его собирали св.равноап. князь Владимир, Владимир Мономах, Александр Невский, Иоанн Третий. И мы верим, что ключи славянства сольются в русском море, — лишь бы Россия была сильна и миролюбива. Утверждать же, что Россия может быть сильна и без Крыма, исторически несостоятельно. Крым по сути своей наш — это доказывает и его почти безкровное присоединение, и — от противного — те реки крови, что уже пролились в ходе «украинской революции». Славянский мир возродится и, как сказал Ф.И.Тютчев, «мы попробуем спаять его любовью».

Диакон Владимир ВАСИЛИК, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета

предыдущая    следующая