Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

27 апреля — память св.апостола Фомы

АПОСТОЛ СОМНЕНИЯ

О человеке недоверчивом, склонном всё подвергать сомнению, неодобрительно говорят: «Ну, ты Фома неверующий». Между тем в христианском календаре Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресеньем, являющимся как бы повторением Пасхального дня, отчего и названо Антипасхой — греч. «вместо Пасхи». Богослужение этого дня посвящено главным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам. Ведь это неспроста? Так какова же роль ап.Фомы в христианской истории? Разобраться в этом вопросе помогает клирик храма Христова Воскресения у Варшавского вокзала иерей Георгий ПИМЕНОВ.

Фома — один из двенадцати апостолов — человек, на первый взгляд, противоречивый. Но благодаря именно ему многие и многие стали верующими. Как так может быть? Давайте разберёмся.

Мне кажется, что ап.Фома — рыбак из галилейского города Пансады — стоит особняком, что у него во всей этой евангельской истории особая миссия. Поскольку самого его не было среди других десяти апостолов во время явления им воскресшего Учителя, он и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20,25). Обладая критическим сознанием, Фома действовал скорее как исследователь, пытаясь докопаться до истины. Явившийся через восемь дней Христос предложил ему осязать Свои раны. Впрочем… из Евангелия неясно, вложил ли Фома персты свои в раны Спасителя. Читаем, что Иисус сказал Фоме: «…подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои… Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20,27—29). То есть, возможно, Фома не вкладывал персты в раны Спасителя, а лишь увидел их. Кстати, этот эпизод описан только у ап.Иоанна. Апостолы же Матфей, Марк и Лука пишут, что такое же неверие было и у других. Лука пишет, как двое, встретив Христа на дороге, не признали Его, а придя в Иерусалим, рассказали об этой встрече остальным ученикам. Тут Христос стал посреди них, и они решили, что видят духа. Христос сказал: «Посмотрите на руки мои и на ноги мои; это — Я Сам» (Лк.24,39).

И именно Фома призвал следовать за Христом на смерть… Когда Христос изъявил желание идти в Иудею для воскрешения Лазаря, ученики стали отговаривать Его, ведь фарисеи могли Его убить. А Фома сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11,16).

— Первой воскресшего Христа увидела Мария Магдалина, но ей Он не разрешил даже прикоснуться к Себе: «…не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин.20,17). Значит, нужно было, чтобы Фома именно прикоснулся к воскресшему Христу?

— Когда Христос явился Марии Магдалине, Его «телесное прославление» ещё не завершилось. А к моменту явления Христа ученикам прославление Его Божественного тела, прошедшего врата смерти, свершилось. Потому Фоме было позволено к Нему прикоснуться.

Ап.Фому называют апостолом сомнения, и один из девизов в изображениях ап.Фомы: «Quare dubitasti?» — «Зачем усомнился?». Кстати, это фраза из Евангелия от Матфея, сказанная Христом ап.Петру: «Зачем ты усомнился?» (Мф.14,31). В Житии ап.Фомы написано: «По своей природе Фома более других апостолов был склонен держаться очевидного и не мог отрешиться от местных чувственных представлений». Он не Фома неверующий — он очевидного хотел, он действовал как исследователь. И Господь, зная его душу, зная его склонность всё анализировать и верить только явному, выбрал его в свои апостолы одним из первых.

— Значит, такой, как ап.Фома, был необходим. Однако Христос упрекнул его: «…ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20,29).

— Это упрёк не Фоме, а нам — грядущим поколениям, которые никогда не видели Христа. Ведь и нам многим не хватает веры — нам нужно увидеть, пощупать, удостовериться… «Господи, яви чудо, и тогда я уверую»; «Господи, исцели, и я поверю в Тебя». Мы постоянно ставим Творцу условия. Вот только в дальнейшем нет у нас жертвенного служения Господу, как у ап.Фомы. А Фоме отведена миссия — засвидетельствовать воскресение Христа, а позже и то, что Богородица была взята телом на Небо. Это и есть особое служение и значение ап.Фомы в христианской истории.

— То есть ап.Фома «должен был опоздать» на погребение Божией Матери, чтобы апостолы, собравшиеся в Иерусалим для Её погребения со всех концов ойкумены, открыли для него гробницу на третий день после погребения Царицы Небесной?

— Возможно. Господь не принёс его, как других апостолов, на облаке для последнего прощания с Богородицей, и Фома, ранее усомнившийся в воскресении Христа, теперь сам возвестил о воскрешении Его Матери. Значит, Господу было нужно, чтобы Фома, желая поклониться телу Пречистой, попросил отодвинуть камень и увидел, что тело Её исчезло, остались лишь благоуханные пелены, — удостоверил чудо воскресения тела Богородицы!

Ни у одного христианского писателя и историка тех времён нет ни малейшего упоминания о том, что, мол, там-то захоронено тело Богородицы или что где-то хранится хотя бы частичка его. Если бы тело Божией Матери осталось на земле — все поклонялись бы ему. Это была бы самая большая святыня мира, о которой мы, конечно, знали бы. Ведь мы почитаем св.мощи угодников Божиих, знаем случаи чудесного исцеления от них. Мощи мучеников с первых веков христианства собирали, хоронили с почестями или тайно (как главу Иоанна Предтечи!), запоминали день мучений. Да и можно ли допустить, чтобы Бог, прославляя Своих Св.угодников, допустил, чтобы Его Мама была в поругании и непочитании?! Всё это доказывает взятие Девы Марии с телом, подтверждает воскресение второго человека после Христа. Сбылось предсказанное пророком Давидом: «Воскресни Господи, Ты и Киот святыни Твоей».

Вся служба Антипасхи побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды — Христу, укрепить в себе веру и вместе с апостолом Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая