Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

20 апреля — Светлое Христово Воскресение

ГРОБНИЦА ХРИСТА - КОЛЫБЕЛЬ ХРИСТИАНСТВА

Святейший Патриарх Кирилл в своей пасхальной проповеди говорит: «Пустая гробница Христа — это колыбель христианства!» Но почему колыбель христианства — гробница, а не ясли, в которые был положен пришедший в мiр Богомладенец? Ведь с Рождества всё началось. На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

— Апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор.15,17). Апостол не говорит, что вера тщетна, если Христос не родился, — но именно «если Христос не воскрес»! Это сейчас мы — когда была проповедь Христа, Его смерть и Воскресение — понимаем, что в мiр пришёл Спаситель, что Бог вочеловечился. Но и приход Христа в мiр, и Его проповедь мало бы значили, если бы Он не воскрес. Кто-то из святых сказал, что даже если бы был утрачен текст Евангелия, но сохранилось знание о Воскресении Христовом — этого было бы достаточно! Воскресение открывает нам истину о человеке: люди столь драгоценны в очах Бога, что Он Сам облёкся в плоть, был распят и погребён за нас, неблагодарных и зло-нравных, сошёл во мрак глубины земной, а затем воскрес и вознёсся, наполняя Собою и Небо, и землю, и преисподнюю. Господь даровал нам возможность обрести жизнь вечную.

Сумеем ли мы принять этот дар — вот вопрос. Мы сотворены по образу и подобию Божиему — значит, должны быть в постоянном поиске Бога, стремиться к Богу. Знаете, в геометрии есть функция, которая изображается кривой, асимптотически приближающейся к горизонтальной оси. Она всё время приближается, приближается… уподобляется прямой, но никогда(!) не пересекает её, уходя в безконечность. Вот и наше обретение подобия Божиего напоминает движение по этой кривой — приближаемся, но не становимся. То есть мы созданы по образу Божию, а подобие, как говорит Церковь, обретается личными усилиями. Спасает Бог, но без нашего желания Он не может этого сделать. Если мы перестаём стремиться к обо´жению — теряем подобие.

Мы знаем, что Адам общался с Отцом Небесным, говорил с Ним, ходил перед Ним, но Бог был отдельно, а человек — отдельно. В Христе Бог соединился с человеком. Поэтому святоотеческое учение и говорит нам, что у человека бывает три состояния: изначальное, естественное, — подобное Адаму, ниже естественного — состояние человека грехопадшего, выше естественного — Христоподобное. Христос открыл для нас возможность стать к Богу ещё ближе, чем Адам: человеческая природа вошла вслед за Божеством в тот мир, где существует Творец. И осуществилось это благодаря Воскресению Христову. Поэтому в нашей вере, православной, Воскресение — главное событие.

— Удивляет, что по Воскресении Христовом Его не узнавали ни апостолы, ни двое учеников на дороге, а Мария Магдалина даже приняла за садовника. Столько времени проводили со Христом, ели с Ним, видели чудеса, которые Он совершал, и не узнали?!

— Здесь важен вопрос веры. Христу надо было, чтобы не Его узнали, а чтобы поверили в то, что Он воскрес. Он не зря учил учеников, что «Сыну Человеческому много должно пострадать… и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк.8,31). Фарисеи даже стражу потребовали поставить у гробницы, «чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого» (Мф.27,64).

— Ещё быстрее все поверили бы, если бы сразу узнали…

— Это был бы факт, мимо которого не пройдёшь. А где же вера? Одно дело — я увидел, что Он воскрес. Другое дело — я поверил в то, что Он воскрес, ещё Его не видя. Поверил, потому что Он говорил об этом. Апостолы были лишены узнавания, дабы проверить их веру. Оттого Мария Магдалина, лишь когда Он обратился к ней: «Мария…» — поняла, что Он Воскрес. Явившись идущим в селение Еммаус апостолам Луке и Клеопе, Христос, не узнанный ими, рассказывал о пророчествах Священного Писания о Себе, что Ему должно умереть и Воскреснуть. И лишь когда они сели за трапезу и Христос преломил хлеб, они узнали это движение, пелена спала с глаз и они до конца поверили: это Он, Он воскрес.

Мы верим в Господа не потому, что видели Сына Божиего, не потому, что нас убедили какими-то доказательствами. Наша вера — от слышания, ибо вера — это свойство души, не требующая доказательств. Недаром Спаситель сказал ап.Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20,29). Важен подвиг веры. Помню, как я искал Бога. Настал момент, когда я поверил, что Бог есть. Но в какого Бога я верил? Я начал искать; где-то что-то удавалось почитать — литературы-то религиозной почти не было. И вдруг попадает мне в руки Евангелие — открыл, начал читать и понял: вот оно! Здесь Бог. У меня исчезли всякие сомнения. И я готов повторить вслед за Ф.М.Достоевским: «Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной».

— Наши предки рождались в верующих семьях и воспринимали существование Бога как данность. Современные люди после советских безбожных лет приходят к Богу по-разному: кто-то искал, метался, кто-то встретил замечательного священника, кого-то Господь позвал к Себе через болезни и скорби. Что же, наша вера — выстраданная, выплаканная — крепче, чем у наших предков?

— Крепость веры проверяется испытаниями. Бывает ведь, сегодня человек «нашёл» Бога, уверовал, пошёл в храм, а завтра что-то поменялось — и он уже слышать не хочет о храме. Вопрос в том, как я верую, живу ли я по вере или что-то себе напридумывал?   Вспоминается случай, как я католика в Православие крестил. В 90-х годах наша прихожанка Ирина уехала в Германию, но, приезжая на Родину, всегда приходила в Серафимовский храм. Так часто бывает, что наши соотечественники, лишь оказавшись за рубежом, понимают, что они русские и православные. Вдруг узнаю: Ирина больна раком — последняя стадия. Но в Германии она познакомилась с итальянцем, который решил на ней жениться. Жить ей оставалось недолго, но он хотел, чтобы пред людьми и Богом она была его женой. Они приехали в Россию и пришли ко мне, чтобы я его крестил в Православие, а потом обвенчал. Я подумал, что креститься итальянец вздумал под влиянием любовной страсти, и смена веры для него не принципиальна. Стал задавать вопросы. И знаете, что меня поразило? Его вера! Он настолько глубоко веровал во Христа, что я ему даже позавидовал. Я понял, что его переход из католицизма в Православие — осознанный шаг. Я отправил его в епархиальное управление за разрешением и вскоре покрестил, как он просил, — полным погружением, а потом обвенчал. Когда Ирина умерла, он, согласно её завещанию, привёз её в цинковом гробу отпевать в наш Серафимовский храм. Вот вам пример того, как человек, воспитанный в верующей семье, остался верен Богу. Да, он разочаровался в католицизме, но не в христианстве, не в Боге! А глядя на жену, посещая с ней православную церковь, нашёл то, чего не мог найти в церкви католической.

Поэтому не важно, как ты обрёл веру, главное — остался ли ты верен Господу. Возьмём апостолов… Иуда умудрился предать Того, Чьим именем он исцелял, Чьи слова проповедовал. Остальные апостолы после распятия Спасителя убежали и спрятались, хотя столько лет ходили за Ним, жили бок о бок, видели чудеса, которые Он совершал. Так было, пока Христос не воскрес. Смерть и Воскресение — вот тот фундамент, на котором строится и покоится здание веры. Ведь в жизни каждого человека вопрос смерти и воскресения — главный. Меня в студенческие годы, когда я был атеистом, поразило, как трактует безсмертие «научный атеизм». Мол, безсмертие заключается в твоих делах, идеях, детях… даже плоть твоя будет питать какую-то жизнь — травку, цветочки, жучков, паучков. Если продолжение жизни в детях меня ещё могло как-то утешить, то рассуждения о том, что я буду жить в травке или жучках, я воспринял как полный бред. Если после смерти нет жизни, какое мне дело до травки и жучков? Другое дело — когда, читая Евангелие, я узнал, что после физической смерти жизнь продолжается. Я задумался: а что там будет со мной? Какая там жизнь? Как там будет жить моя душа? Что ей уготовано?

По этому поводу вспоминается история. Несколько наших прихожан ходили в 90-х годах века минувшего в детский дом. И так получилось, что один класс там посещали адвентисты, другой — мусульмане… и православные — один класс. И вот однажды православный мальчик спросил у мальчика из «мусульманского» класса: «А что происходит с человеком после смерти, ты знаешь?» Тот ответил: «Попадает в мусульманский рай. Там красивые девы поют и танцуют, еды всякой вдоволь и питья. А у вас как, у православных?» Православный отвечает: «А у нас в раю… даже рассказать тебе не могу, как там здорово, — нет в человеческом языке таких слов. Ничего похожего на рай в земной жизни нет». Действительно, там жизнь иная. Единственное, что можно сказать, — то, что мы заберём туда с собой не имущество, не положение, не славу, а только то, что душа накопила, — добро или зло. С этим и будем там пребывать. Чем больше всякой дряни человек накопил, тем горше ему там будет.

Наша жизнь и посмертная участь зависят от силы и крепости нашей веры. Вспомните Авраама. Чем Он угодил Богу? Верой! Не просто послушанием: сказал Бог идти в землю обетованную — он встал и пошёл, сказал Бог принести в жертву единственного сына — и Авраам повёл сына на заклание. Авраам спасся верой в то, что всё, что скажет Господь, — на пользу ему.

— Церковь не рекомендует на Пасху ходить на кладбище, поминать усопших. Почему?

— Нельзя мешать скорбь и радость. Поэтому богослужение с гласным поминовением усопших не совершается в дни праздников и в воскресные дни. А Пасха — это «царь дней», праздник праздников. Вся первая седмица — это Пасха. Поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, обычным порядком. На Радоницу верующие, приходя на могилы близких, приветствуют их пасхальным приветствием «Христос Воскресе!».

— А если человек умер в Светлое Христово Воскресение?

— Существует поверье, что смерть на Пасху — знак милости Божией. Отпевание совершается по особому пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений. Заупокойные песнопения заменяются словами: «Христос Воскресе!».

Вспоминается случай. Прихожанин Сергей Ефимович заболел раком, и я ходил его причащать на дому. Наступила Пасха. Только мы отслужили пасхальную службу, прибегает женщина, которая ухаживала за Сергеем Ефимовичем, сообщает, что он совсем плох. Я устал, но пришлось идти — не ровён час человек помрёт. Причастил я его, сели мы чай пить. Женщина стала рассказывать, как Сергей Ефимович хотел дожить до Пасхи. А в ночь, когда совершалась пасхальная служба, всё спрашивал, закончилась ли она. Часа в три пополуночи сиделка сказала, что уже, наверное, закончилась. Он обрадовался: «Давай разговеемся», отщипнул крошку от кулича и съел кусочек яичка. Слушая, я оглянулся на Сергея Ефимовича, и понял, что он преставился… Это как же Господь его любил! Дал дожить до Пасхи, разговеться, дотерпеть до Причастия — и забрал к Себе. Отпевали его пасхальным чином, а он лежал в гробу и улыбался. Всё Господь даёт верным Своим.

Закончить хочу словами свт.Иоанна Златоуста: «Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости. Никто не рыдай о своём убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба возсияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!»  Христос Воскресе!

Записала Ирина РУБЦОВА

следующая