Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православный этикет

ЦЕЛОМУДРИЕ — МУДРАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

О целомудрии мало написано, само слово до сих пор остаётся ни филологически, ни богословски не расшифрованным. На вопрос о целомудрии ответить не так просто — в том смысле, что слово не раскрывает значения самой вещи. Если говорить не филологически, а так, как жизнь, опыт нас учат, — целомудрие мне представляется как мудрая цельность человека, т.е. цельность, которая охватывает и дух, и душу, и тело. Мы, конечно, большей частью думаем о целомудрии в телесном порядке, но целомудрия не существует без духовно-душевной стороны. Целомудрие — это состояние человека, который стал цельным, который, с одной стороны, укоренён в Боге и, значит, участвует в Его чистоте (я не говорю «в святости» нарочно); с другой стороны, если человек достаточно укоренён в Боге и сознаёт своё достоинство — потому что он Богом уважаем, любим, потому что Бог в него верит, — тогда человек может хранить свою душевность — то есть мысли, чувства, переживания — от осквернения, от того, чтобы ими пользоваться недостойно самого себя.

И наконец, есть момент телесный, когда человек сознаёт, что его тело — святыня, что его тело на равных началах с душой и духом способно принадлежать Богу, способно на общение с Богом. Ведь когда мы читаем начало Книги Бытия, мы видим, что Бог создал материальный мир до того, как человек вообще существовал. И этот материальный мир, созданный Божественным словом, охраняемый и воспитываемый Святым Духом, имеет собственную связь с Богом, в нём есть какое-то автономное взаимное отношение с Богом; и мы не имеем права осквернять материальный мир и, в частности, ту небольшую частицу материального мира, которую представляет собой наше тело, наша телесность. Поэтому целомудрие заключается в том, чтобы человек понял, что его тело является святыней, что оно не может просто быть предметом игры, что его тело принадлежит ему и Богу, и что Бог общается с нами не только через нашу душевность и духовность, но и через нашу телесность. Это совершенно ясно, когда мы говорим, что в Православной Церкви существуют Таинства: мы говорим о том, что, не будучи в состоянии как бы вспорхнуть в Божественную область, мы получаем приобщённость к Богу через не осквернённую ничем материю этого мира, с которой соединяется Господь.

В Крещении мы погружаемся в воды, которые по своей природе чисты. Они, возможно, осквернены человеком, но это осквернение можно рассматривать в порядке как бы мученичества; воды остаются чистыми, хотя употребляются человеком уродливо. И когда Христос погрузился в воды, которые только что символически омыли тысячи людей от их грехов, Он как бы погрузился в мёртвые воды, и мёртвость или, вернее, смертность к Нему как бы прилипла. Он приобщился нашей смертности именно благодаря этому, а воды стали чистыми, святыми. И когда воды освящаются в церкви, они отдаются полностью Богу, и когда мы погружаемся в эти воды, мы погружаемся как бы в те воды, которые изначально задумал и сотворил, а позже освятил Господь.

И то же самое мы можем сказать о Причащении Святых Таин. Мы причащаемся Хлебу и Вину, но этот Хлеб и Вино непричастны человеческому греху изначально. Земля, в которой прорастает колос, чиста перед Богом, она не греховна, она осквернена. А это разные вещи. Зерно, которое бросается в неё, тоже чисто. Воздух, дождь, тепло, которое Господь даёт, чтобы взошёл колос, — от Него. И человеческий труд их приводит в реальность, и человек своей верой, своей преданностью Богу их приносит Богу в дар: Твоя от Твоих… Это всё Твоё, Господи, не моё, я Тебе это приношу, отдаю, возвращаю. Оно было предано во власть зла человеческой злой волей, доброй волей человеческой оно отдаётся Богу. И став чистым, освящённым, пронизанным благодатью, оно соединяется с человечностью, т.е. с материальностью, если можно так выразиться, самого Тела и Крови Христовых, и мы приобщаемся через материальность к тому, Кем является Господь Иисус Христос, и приобщаемся к Богу.

Поэтому целомудрие надо понимать именно в этом порядке: наше тело является частью неосквернённого мира, вернее, чистого мира, который осквернён человеком. И, возвращая его Богу, мы его делаем чистым. И целомудрие именно заключается в том, чтобы относиться к своему телу и к своей душевности как к святыне, которая пронизана Божественным присутствием. И когда человек вступает в телесное общение в браке, это не осквернение, это момент, когда один человек другому — тому, кто его любит, его уважает, кто к нему относится с благоговением, — отдаёт свою чистоту, чтобы своей чистотой поделиться с тем, кто в чистоте сердца, в духовном целомудрии его воспринимает. И тогда брак делается действительно таинством, то есть тайной, в которой уже совершается единство двух в чистоте и в святости брака. Вот где целомудрие и в чём его корень и значение.

Митрополит АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ. Труды

предыдущая