Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

22 февраля — Вселенская родительская суббота

СЛУЖАНКА ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Эстонии прошли II Варваринские чтения, посвящённые памяти седьмой настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря схиигуменьи Варвары (Трофимовой, †8.02.2011). Матушка Варвара больше 50 лет посвятила монашескому подвигу, из которых 43 года была настоятельницей Пюхтицкой обители, подняв её на новый уровень: малоизвестная и отдалённая женская обитель стала жемчужиной и Сионом Православия всего Прибалтийского края, посещаемым паломниками со всех концов света. «Во время смертельной болезни матушка однажды скорбно сказала: «Если столько выдумок и неправды говорится обо мне при жизни, что же будут говорить после смерти моей? Чего только не насочиняют…» Чтобы избежать вымысла и пересудов, мы решили показать жизненный путь родного для нас человека по его собственным воспоминаниям», — сказала настоятельница Пюхтицкой обители игумения Филарета (Калачёва). Так родилась книга «Игумения за святое послушание», в которой собраны истории, которые м.Варвара рассказала сама, и воспоминания людей, хорошо её знавших и любивших. Сегодня мы печатаем выдержки из этой книги.

Рассказ о матушке Варваре мы начнём с её собственных воспоминаний, выстроенных игуменией Филаретой (Калачёвой), настоятельницей Пюхтицкой обители, в биографической последовательности.

«Родилась м.Варвара 17 августа 1930 года в семье стеклодува Кузнецовского стекольного завода Алексея Матвеевича Трофимова и его супруги Марии Никитичны. Матушка была седьмым ребёнком — любимым «последышем» — и в крещении была наречена в честь св.мц.Валентины. Семья проживала в городке Чудово Новгородской области, близ Званского Знаменского женского монастыря, насельница коего — монахиня Нектария — была частой гостьей в их семье. В роду Трофимовых было много певчих, а дядя — Фёдор Поляков — был регентом церковного хора. Старшая сестра Любовь Алексеевна работала в детдоме в г.Пушкине, и Валя, навещая её, возлагала на себя обязанности воспитателя. Собирая малышей на прогулку, она проверяла, всё ли они надели. А разница между ними и Валей была всего один год. Видимо, так заявлял о себе педагогический талант будущей игумении. Когда началась война, Вале было всего 10 лет. Чудово находится в 100 км от Ленинграда, и когда блокада сжала свои клещи вокруг города-героя, в потоке беженцев семья Трофимовых ушла лесом к Тихвину. Попив болотной водицы, Валя заболела брюшным тифом, и семья осела в Кирове. Одно из ярких впечатлений военного детства Вали — встреча с необычным заключённым. Благообразного, измождённого старца с длинной седой бородой везли по этапу. В его глазах было столько скорби, что Валя подошла к машине, в кузове которой сидел старец, и протянула ему кусочки хлеба, которые мама завернула ей на обед: «Покушайте, пожалуйста, дедушка». Он взял узелок. В это время машина тронулась. «Дедушка» вдруг встал и благословил Валю архиерейским благословением — двумя руками… В послевоенное время есть было нечего. Наголодались так, что по осени пошли воровать картошку на колхозные поля. Став игуменией, матушка, благословляя монастырские поля, всегда молилась: «Господи, благослови урожай, чтобы мы сыты были, чтобы и на вора хватило…». После учёбы Валя работала бухгалтером в Луге. У неё была мечта — взять благословение у старца Серафима Вырицкого. И она отправилась в путь. Был июнь 1947 го-да. Старец лежал тяжелобольной. Но келейница вышла и сказала: «Батюшка просил пропустить девушку из Луги». Увидев Валю, он попросил: «Мать Анна, принеси-ка мне две просфорочки, одну большую, другую поменьше». Большую, «игуменскую», просфору он протянул будущей игумении, маленькую благословил для её мамы. А побывав в Вильнюсской Марие-Магдалининской обители, Валя решила уйти в монастырь и посвятить свою жизнь Богу. Пресвятая Богородица привела её в Пюхтицу, чему предшествовал интересный случай. Когда епископ Вильнюсский Роман (Танг) попал в больницу, у его постели дежурила м.Варвара (она год как получила монашеский постриг в Виленском Марие-Магдалининском монастыре с именем Варвара). Очнувшись от забытья, владыка обратился к ней: «Мать Варвара, когда будете в Пюхтице игуменией, там в шкафу лежит Летопись монастыря. Она написана только до 1910 года, а остальное — на разных клочках бумаги, что-то пропущено. Но вы соберите всё и докончите Летопись эту. Вам Господь поможет!» Просьбу архиерея матушка выполнила».

«ТРИ ШАГА ДО ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО»

Настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина): «Матушку Варвару я знала с 1952 года. Мы пели на клиросе в одну череду, у матушки ведь был прекрасный голос. Помню, как на постриг матушки в 1958 году в Вильнюс, в монастырь Марии Магдалины, где мы тогда жили, приехал о.Николай Гурьянов. Когда новопостриженных из храма разводили по кельям, он обратился к нашей будущей игумении. Но называл не «мать Варвара», а — «матушка строительница». Видимо, Господь открыл ему, чему м.Варвара посвятит всю свою монашескую жизнь. Как-то пришёл о.Николай к матушке Нине, которая была игуменией в Вильнюсе, говорит: «А вот матушку Варвару как сватать-то будут!» Мать Нина, крестясь: «Да что вы говорите, её только что постригли, а вы говорите — сватать». Но скоро м.Варвару действительно стали «сватать» в игумении. В 1968 году наш таллинский владыка Алексий, будущий Патриарх, вызвал м.Варвару в Москву. Её хотели поставить игуменией Иерусалимского Горненского монастыря, но она отказалась уезжать за границу. Тогда владыка сказал: «Но от Пюхтицы никуда не уйдёте. Вам предстоит послушание: матушка Ангелина (игумения) немощна, а в Пюхтицу приезжают иностранные делегации, их надо принимать…» Так мать Варвару и назначили игуменией в Пюхтицу.

Каким упорством и трудолюбием, какой изобретательностью надо было обладать, чтобы спасти Пюхтицкий монастырь одновременно от разрушения и от закрытия! Монастырей в то время очень мало было — 17 на всей территории СССР. Времена были хрущёвские, поэтому закрывали монастыри очень просто. Но покойный Святейший Патриарх Алексий II Пюхтицу очень любил. Не без его участия в монастырь всё время приезжали иностранные делегации: то из Германии, то из Финляндии, то из Швейцарии. А мы их принимали, м.Варвара показывала наш хор, кормила натуральными монастырскими продуктами, которые сёстры делали. И светские власти монастырь не трогали. Трудились сёстры не покладая рук: строили, ремонтировали, света не было, воды не было, приносили её издалека, из колодца, бороновали, пахали, косили. Но постепенно с Божией помощью всё наладили. Увеличилось и количество насельниц обители: сначала их было около 50, а сейчас — 120.

Последние 20 лет я несу послушание в Иерусалиме, в Пюхтицу приезжала нечасто, и каждый раз монастырь становился всё краше. Матушка Варвара была истинной монахиней, снисходила до немощей сестер. Иногда, может быть, и надо было проявить строгость, и она её проявляла, но никого не обижала.

Когда её только поставили игуменией, она еще застала в Пюхтице насельниц, которые были духовными чадами св.прав.Иоанна Кронштадтского. Вот, например, со мной в келье жила м.Аркадия, которая поступила в монастырь в 14 лет, — духовная дочь отца Иоанна. Она всегда вспоминала, как батюшка говорил: «Сёстры, только безропотно несите своё послушание. И тогда три шага до Царствия Небесного». Это наставление мы старались выполнить — куда пошлют, то и делали: траву косили, дрова рубили, — достаточно было благочинной одно слово сказать. А м.Варвара нам говорила: «Идёте на покос или скотный двор — творите молитву, чтобы всегда на устах была молитва Иисусова или «Богородице, Дево, радуйся». Так молитвою и смирением возрождался монастырь».

ДОРОГОЙ МАТУШКЕ К 30-ЛЕТИЮ ИГУМЕНСТВА

С времён незапамятных, с давней поры
В объятьях Эстонского края
На самой вершине лесистой горы
Сокрыта обитель святая.

 …Царицы Небесной избранный удел, 
Преддверье Небесного рая,
И счастлив, кто здесь помолиться сумел,
 К иконе святой припадая.

Но счастлив вдвойне, кто умножил дары,
Небесного Царства взыскуя,
И встретил земную хозяйку горы,
Варвару — Варвару вторую.

Небесной Царицы земная слуга,
Наместница Матери Божьей,
И ближних, и странников издалека
Согреет, утешит, поможет.

Со всеми открыта, со всеми проста,
Любовью к себе привлекая,
Несёт непомерное бремя креста
С улыбкой Варвара вторая.

От первой Варвары к Варваре второй
Протянуты времени нити,
Столб света стоит над святою горой,
Прославлена Богом обитель.

Монахиня Викторина (Петрова)

СИДЕНИЕ У НОГ ИИСУСОВЫХ

Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников): «Личность матушки вместила в себя служение Господу и Марфы, и Марии. Матушка понимала, что у игумении женской обители особая миссия — это сидение у ног Иисусовых и внимание Слову Его. Она брала на себя эту миссию, а сестёр не нагружала, облегчая им путь. Не нагружала их лишними послушаниями созерцательного плана, ибо монашеская жизнь предполагает вначале деятельное прохождение, а потом только возможен переход к созерцательному образу жизни. Нельзя по-другому, нельзя перескакивать и начинать с конца. Прежде — Марфино служение, а затем — Мариино».

ПОДАРОК МАТУШКИ ВАРВАРЫ

Протоиерей Артемий Владимиров (Москва, настоятель храма Всех Святых, что в Красном Селе): «В один из первых своих визитов в Пюхтицу… я был впечатлён ковчегом с мощами св.равноап.Марии Магдалины. Когда открыли серебряную крышку ковчежца, я заметил на дне его мельчайшие пылевидные частицы. Явилась мысль: взять себе хотя бы одну такую частичку. По молодости я не решился ни о чём просить матушку игумению. Однажды после службы я подошёл к малому престолу, где располагались мощи, и, открыв ковчег, стал рассматривать частицы. Пожилая монахиня-алтарница спросила: «Батюшка, что вы тут смотрите?» Я вздрогнул, будто меня застали за нехорошим делом, и вышел из алтаря. Вопросительница, поняв, что я интересовался именно мощами св.Марии Магдалины, ничего не сказала, но в сердце у меня поселилась тревога: казалось, что скоро меня вызовут на допрос к игумении. Но на допрос никто не вызывал. В день моего отъезда матушка попросила зайти к ней попрощаться. Мы поговорили. «Ну, а теперь, дорогой батюшка, позвольте вручить вам маленький подарок. Вот вам частица мощей святой Марии Магдалины». Вместо пылинки я увидел довольно большую частицу, отъятую от косточки святой…»

«СКОРБИ — ЭТО БЛАГО, ИХ НАДО ЛЮБИТЬ»

Игумения Филарета (Калачёва): «Когда-то для нас любовь во Христе была отвлеченным понятием, книжным откровением неизвестного нам Царствия Божия. Но вот в жизни появляется человек, который приводит в недоумение. Откуда у него столько любви, которой хватает на всех? Любит не потому, что мы души в нём не чаем, относимся к нему с особым вниманием, а… несмотря ни на что.

Припоминается случай. Была назначена встреча с человеком, который хотел побеседовать с матушкой наедине. Утром раздается телефонный звонок, и хороший знакомый тревожным голосом просит меня убедить матушку не встречаться с назойливым просителем, объясняя это его недостойным поведением. Матушка встречи не отменила, сказала, что повидается с ним ради вежливости, минут 15—20. Несколько минут разговора перетекли в несколько часов. И вот раздается заветный звоночек, что означает: матушка просит прийти — беседа закончена. Мне навстречу выходит мужчина, из глаз которого текут реки слёз, — прощается, благодарит, уходит. Матушка, встретив мой взгляд, тихо говорит: «Какой хороший человек, как много он страдал…» Маленькая толика добра в её глазах была главным противовесом всех неправд и нехороших дел, которые совершил этот странный гость. Никогда не перестанешь удивляться её умению видеть в каждом человеке образ Божий и радоваться правде о нём. Как надо любить Бога, чтобы из доверия Его всеспасительному Промыслу черпать силы для любви!

Конечно, скорбей никому не избежать, но как научиться переносить их достойно? Матушка говорила: «Скорби — это благо, их надо любить». Именно они научают искреннему смирению перед Богом.

Матушка обладала силой властного игуменского слова. И однажды я услышала брошенное обвинение в её адрес: «Мания величия». Но любоначалием матушка не болела, она была полна искренней любви к людям. Доказательство этому — страшное испытание, попущенное Господом, постигшее обитель в 1991—1992 годах, когда более 20 сестер ушли из монастыря… В этот момент рушилось государство и разделялось церковное тело. Смиренно претерпев горечь чужой неправды, матушка простила всех и доказала на деле, что гнев человеческий правды Божией не творит, а любовь покрывает множество грехов и побеждает. Как-то в разговоре она обмолвилась: «Они (ушедшие сестры) не понимали, что творят».

Не понимал, что делал, и журналист Сергей Миронов. В начале 1980-х годов попросилась поступить в обитель молодая девушка, отец которой был настроен против Церкви и приехал в обитель забрать дочь. Матушка, видя горячее стремление девушки к иноческому житию, защитила её и прописала в монастыре. Раздражённый отец поведал журналисту Миронову о монастыре со «зловещими зелёными куполами». Статьи, написанные Мироновым, были лживы и небрежны. Доставили много скорбей и переживаний… И вот спустя годы в монастырь приезжает группа московских журналистов. Их сопровождает на правах организатора С.Миронов и просит дать сестру-экскурсовода. Просьбу передали настоятельнице. Матушка ответила, что экскурсию сёстры проведут, а журналиста Миронова за то, что писал гадкие и лживые статьи о монастыре, она просит удалиться и ждать у автобуса. Эти слова дежурная передала «мастеру пера» в присутствии московских гостей. Горе-журналист, втянув голову в плечи, засеменил к калитке монастыря. Какой стыд он испытывал от правды, которой когда-то пренебрёг!

Нередко слышала от неё: «Молитва — это труд, труд — это молитва». Она между этими понятиями ставила знак равенства.

Последние месяцы матушка сильно болела. Вернувшись из больницы, она попросила принести подарок архимандрита Сергия (Вощенко) — великую схиму — и, посмотрев на неё, молвила: «Отец Сергий, провожая меня на игуменство в Пюхтицу, подарил эту схиму и сказал: «Мне постричься не придётся, а тебе лет через сорок она пригодится». День пострига в великую схиму пришёлся на день памяти прп.Паисия Величковского, 28 ноября. 4 февраля схиигумения Варвара попросила совершить над ней Таинство Елеосвящения. Потом сестры стали по очереди подходить к матушке и прощаться с ней. Неожиданно матушка начала тихо петь «Христос Воскресе». Множество сестринских голосов поддержало её возглас. Раннее утро 8 февраля запомнилось необычной метелью. Отец Самуил исповедовал матушку и причастил. Она прилегла на подушечку. Последовал такой долгий и такой лёгкий выдох…»

ПОСВЯЩЕНИЕ МАТУШКЕ ВАРВАРЕ

Душа моя поникла от печали,
За алтарём могильный холм в цветах,
Он окружён зажжёнными свечами,
Весь в благодарных плачущих сердцах.

Заволокло всё слёзной пеленою,
Теперь уж без неё я сирота,
Она гнала все беды стороною…
Очнулась… я — у нового креста.

И вот душа наполнилась надеждой:
Ведь матушка не оставляет нас,
Она, как прежде, с теплотою нежной
Любовью помогает всякий час.

Галина Левицкая, паломница

Игумения Филарета (Калачёва): «Памятование о блаженной кончине матушки Варвары будет всегда служить утешением и назиданием для нас. Говорят: «Дорого не начало — дорог конец». Одна женщина увидела во сне матушку и спросила: «Как ваши дела?» — «Хорошо, — ответила матушка, — я послушница». Женщина: «Вы — игумения!» На что матушка ответила: «Я послушница у Матери Божией».

предыдущая    следующая