Главная   Редакция    Помочь газете

Высокопреосвященнейшего
Митрополита
Иоанна (Снычёва)

НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

К оглавлению номера

СИЛА В СМИРЕНИИ

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

Прп. Амвросий

Вам когда-нибудь случалось попадать в ситуацию, когда вас несправедливо обвиняли в чем-нибудь? Что вы тогда делали? Старались оправдаться. Помогало ли это? Почти никогда. Я хочу рассказать о двух случаях из моей жизни.

Несколько лет назад, когда я работала преподавателем в колледже, меня попросили отвезти группу монахинь в Оптину пустынь. Я договорилась с заведующей отделением, приготовила индивидуальные задания для каждого студента и уехала. Группа, в которой я работала, делилась на две половины. Преподавательница, с которой мы делили группу, была очень возмущена моим отъездом и написала жалобу на меня, т.к. моим студентам разрешили выполнить задание дома и они ушли. А вторая половина попросту сбежала с урока.

Когда я вернулась, в колледже бушевала буря. Меня собирались примерно наказать. Устроили собрание, чтобы осудить мое поведение. На собрании я попросила слово первой. Я не стала оправдываться. Я просто рассказала, куда я уехала, и попросила прощения у обиженной преподавательницы и у всех преподавателей, объяснила, что никому не хотела нанести вред и что я очень раскаиваюсь. На этом собрание закончилось. Ни один человек не выступил, чтобы осудить меня.

Другой случай. Поездка была многодневная, в Дивеево автобусом. Группа состояла из прихожан одного храма, и с нами ехал пожилой священник, которого прихожане очень любили. Но меня встретили недобро. До Дивеева мы добирались с тремя ночлегами, т.к. по пути проезжали мимо замечательных святынь и невозможно было не остановиться. Первый ночлег, в Твери, прошел спокойно. Мы ночевали в гостинице «Центральной», наутро я всех напоила кофе с бутербродами с сёмгой, хотя мы обычно не кормим завтраком. Никто мне спасибо не сказал. Следующую ночь мы провели во Владимире, в очень простой гостинице, чистой, но без горячей воды (было сезонное отключение). Паломники стали жаловаться на неудобства — не нравилось отсутствие горячей воды, а одна паломница обиделась на меня за то, что я поселила её в номер с окнами на улицу и ей мешал свет светофора. Следующую ночь мы провели в Муроме. Гостиница была прекрасная, со звёздочками. Хозяйка гостиницы, Клара Давидовна Шкляр, селила нас раза в три дешевле, чем стояла цена в прей-скуранте. Нас кормили ужином в ресторане. Официанты в белых перчатках разносили паломникам пшённую кашу. Но тут опять начался скандал. Номера были разные. Одни были с душем, для других душ был в коридоре. Недовольные даже оскорбляли хозяйку: мол, иноверка, что от неё ждать хорошего. Наутро мы побывали на службе в Новодевичьем монастыре, посетили святые места Мурома и отправились в Дивеево. Нас встречала Татьяна Ивановна — наша хозяйка. Группа была большая, и она развела всех по разным домам. При выходе многие сказали мне недоброе слово. Татьяна Ивановна была удивлена. Она меня обняла, и я заплакала. Я редко плачу, за все годы паломничества это случилось со мной только три раза. Утром мы пошли на службу в монастырь, а после службы я предложила паломникам посетить святыни Арзамаса. Желающие могли остаться в Дивееве. Большинство собрались в Арзамас. В то время ещё не было книги о монахине Евдокии и других монахинях, вместе с ней убитых красноармейцами. Они уже были прославлены в лике святых, и их нетленные мощи находились в храме села Суворово (бывшее Большое Пузо) по пути в Арзамас.

Так случилось, что однажды я ехала в Нижний Новгород на рейсовом автобусе, и моей соседкой оказалась внучатая племянница матушки Евдокии. Всю дорогу она мне рассказывала о новомученицах. Я решила рассказать паломникам о них. В ответ услышала: «Мы не собираемся слушать тебя». Я поняла, что поездка провалилась.

Мы ездим в паломнические поездки, чтобы стать чище, добрее, чтобы душа испытала радость духовную, чтобы вернуться домой с праздничным настроением, а меня окружали злоба и раздражение. Я не понимала, что случилось, но винила себя в том, что стала виновницей искушения. Когда все вышли из церкви и сели в автобус, я попросила шофёра задержаться и обратилась к паломникам с такими словами: «Дорогие паломники, я очень сожалею, что поездка проходит так плохо. И виновата в этом, по-видимому, я. Я послужила для вас искушением. Простите меня, если можете». В автобусе стало совсем тихо. Я подошла к Л., которая возглавляла группу недовольных, низко ей поклонилась, подарила ей дорогую книгу и попросила у неё прощения. Затем я попросила прощения у каждого паломника. Все молчали, и только одна молоденькая паломница Таня спросила: «Я не понимаю, почему вы просите прощения, ведь так всё хорошо организовано». После этого обстановка в группе переменилась, и вторая половина поездки прошла хорошо. Л. стала мне помогать, и домой все приехали радостные и счастливые. А вскоре эта группа попросила меня организовать ещё одну поездку.