Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

СЕЕТСЯ ДУШЕВНОЕ - ВОССТАЁТ ДУХОВНОЕ

«Сегодня предвестие милости Божией и проповедь о спасении людей. В храм Божий торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей торжественно восклицаем: «Радуйся, Исполнение промышления о нас Создателя» — говорится в тропаре этого чудесного праздника. Но что праздник сей значит в жизни современных христиан, особенно в жизни наших детей? Размышляет настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в п.Невская Дубровка и церкви св.прмц.Евгении в горбольнице № 46 (Старорусская ул., 3) иерей Валериан ЖИРЯКОВ.

Я сегодня хочу поговорить о том, что меня тревожит. Вот современные мама или папа, как некогда свв.Иоаким и Анна, привели своё чадо в дом Божий. Чего они ждут? Наверное, хотят, чтобы дети выросли сильными духом, а храм стал для них родным домом. Но не всегда наши желания исполняются. Почему? Потому что многие приводят детей не к Богу, а дабы переложить на Церковь, на Господа, на священников то, что должны делать сами, — заботы о воспитании и духовном возрастании своего дитяти. «Мол, вот я вам привела своё чадо, а вы уже доводите его до ума, воспитывайте…» Но, дорогие мои, воспитать ребёнка надлежащим образом можно, только когда семья и Церковь действуют союзно. Сначала родители должны удобрить почву души детской, а потом уже вести в храм, сеять семена. Апостол Павел так и сказал: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1Кор.15,44). Не духовное прежде, а душевное, т.е., чтобы дары Духа Святого привились в юной душе, надо подложить хорошее духовное основание.

Для этого необходимо правильное воспитание — в любви и разумной строгости. Вспоминаю своё детство. У нас в Ярославской области был восьмиэтажный дом, и все соседи знали друг друга. Мы, дети, ясное дело, шалили, и любой из соседей мог нас отчитать, а то и подзатыльник дать за плохой поступок. А мы ещё умоляли, чтобы родителям не рассказывали. Теперь всё наоборот. Попробуй скажи родителям что-то неприятное об их возлюбленном чаде — такое услышишь в ответ! Мне учителя рассказывали… Родители яростно защищают детей, даже когда те виноваты.

И ведь всё мною сказанное касается не только невоцерковлённых людей, но и церковных. Любовь к детям нынче какая-то странная — их или игнорируют, или обволакивают любовью так, что детям дышать трудно… А теперь вспомним из благочестивого Церковного Предания, как обстояло дело в семье Пречистой Девы Марии. Ведь это был долгожданный, единственный, слёзно вымоленный у Господа ребёнок. И тем не менее праведные родители Её отдают трёхлетнюю Деву Марию в храм, Богу — по обетованию. Не держат при себе, оберегая от всего на свете. Ныне детям не прививается самое главное — послушание, уважение к старшим, забота о ближних. А маленькая Богородица была в полном послушании в храме и делала всё, что от Неё требовалось, — читала Священное Писание, ткала, вышивала священные покровы для храма.

Мы разучились воспитывать детей в должной строгости. Мы потакаем их капризам, стремимся исполнять малейшие желания. Это особенно видно, когда родители приводят в храм маленьких детей. Ему ещё только год, а у него уже полный набор дурных привычек. Маленький хитрец уже знает, что если ему в чём-то отказал папа — мама разрешит, если мама наказала за дурной поступок или нехорошее слово — бабушка пожалеет. И несчастное дитя растёт неврастеником, сам мучается и родителей мучает. Но посмотрите на садовника: выращивая растение, он отсекает хилые, дурные побеги. Так должно поступать и родителям, любящим своих чад, — сурово пресекать дурные поступки, разговоры и помыслы детей, иначе дурные привычки всё заглушат и погубят душу. Дети не всегда отличают добро от зла, а злое быстро укореняется.

Задумывался ли кто-то всерьёз, что ждёт тех родителей, которые не уделяют воспитанию своих детей должного внимания? Я намедни нашёл на этот вопрос исчерпывающий ответ — прочитал житие пророка Самуила. Он, как и Пречистая Дева, тоже был обетованным ребёнком — его тоже вымолили у Господа родители. И он так же по обету был приведён в храм трёх лет от роду. Когда Самуилу исполнилось 12 лет, он услышал в притворе храма голос Божий, предрёкший, что род тогдашнего первосвященника израильского народа Илии прервётся, ибо он не воспитывал своих детей в должной строгости. Сыновья его Офни и Финеес были людьми алчными, порочными, но Илия не наказывал их побоями, а только вразумлял словами. Вскоре на израильтян напали филистимляне и полностью разгромили. Оба сына Илии были убиты, сам он умер…

Ещё хуже, когда неверующая или невоцерковлённая мама приводит ребёнка в храм или воскресно-приходскую школу, только чтобы он не болтался на улице, был под присмотром. А сама занимается своими делами. К чему это приводит? Ребёнок в храме слышит и видит одно, а в доме у него совсем другая картина — не верующие в Бога мама и папа не молятся, заповедей не исполняют, курят, пьют. Это воспитывает в детях лицемерие, двоедушие.

— Но ведь бывает, что семя падает на благодатную почву, и ребёнок, найдя ласку и доброту в храме, друзей в приходской школе, потом приводит в храм маму. Дома он увлечённо рассказывает о том, что услышал на уроке Закона Божиего.

— Бывает и так, но редко. Кстати, даже в воцерковлённых семьях случается немало несуразностей и нестроений. Это я о странном поветрии, которое вошло в моду в последнее время: пока родители в церкви службу отстаивают, молятся — дети под чьим-нибудь присмотром находятся в приходской школе или игровых комнатах, где их как могут развлекают. А когда приходит время Причастия, родители забирают детей и причащают.

— Так это чтобы дети не томились, не баловались и не отвлекали взрослых от молитвы, ведь мамы и сами искушаются в таком случае – всё время отвлекаясь, чтобы одёрнуть своего малыша.

— На мой взгляд, это опасный опыт. Почему? Во-первых, там, где детей просто веселят, устраивая игрища, поскольку на службах им скучно, — дети потом так и будут идти в храм с неохотой, поскольку не привыкли к строгости богослужения. А там, где с ними занимаются чем-то полезным, — ещё более опасно, потому что дети, отправляясь в храм, будут стремиться именно на занятия, но не на богослужения. Ребёнок воспринимает всё эмоционально, для него важна игра, общение, а не долгая сосредоточенная молитва. И Причастие будет восприниматься как довесок к занятиям или увеселениям. Так отложилось в его мозгу с детства.

Вспоминается рассказ одного благочестивого человека, детство которого протекало во времена советской власти. Их родители приводили не к началу службы, а чуть позже. Дети не успевали устать, и всё было чинно и очень благочестиво. Конечно, взрослые в таком случае опаздывают на службу. Как же быть? Мама может сходить на раннюю литургию, а потом привести малыша и причастить. Либо папа сегодня идёт к началу службы, а мама с дитём приходит позже, пожертвовав частью богослужения. Так воспитывается благоговейное отношение к Церкви, к Таинствам.

Поступайте по слову свт.Иоанна Злато-уста: «Станем искать Царства Божия, тогда и детей увидим почтенными и сами прославимся с ними». Так поступали благочестивые родители Пресвятой Богородицы — прпп.Иоаким и Анна. Чудесный пример для подражания.

предыдущая    следующая