Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

21 сентября

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Наступает праздник. Престарелая мать лежит на ложе, отдыхая после пережитого, седовласый отец торжественно молится, благодаря Бога, бабка-повитуха омывает и пеленает новорождённое дитя — младенца Марию. Всё дышит особым счастьем, — счастьем счастливого конца, избавления от страданий, благополучного завершения долгого и трудного пути. Таково обычное иконописное изображение Рождества Пресвятой Богородицы.

Мы отмечаем три Рождества: Христово, Девы Марии и Крестителя Иоанна. И есть какая-то тайна в том, что и рождение Пречистой, и появление на свет Предтечи похожи. И Мария, и Иоанн родились от неплодных родителей, от стариков, — в сущности, появились на свет чудесным образом, по особой воле Божией. Третье же и главное Рождество — Христово — вообще является величайшим чудом за всё существование Вселенной. Итак, два чудесных, совершенно невозможных в обычном порядке вещей, Рождества предшествуют Чуду чудес, — что ж, видимо, так и должно быть.

О Рождестве Иоанна Крестителя говорилось в своё время; рассмотрим сейчас попристальней Рождество Богородицы. Помните ли вы, что в акафистах Пречистую Деву называют «Земле благая». Почему так? Чем Богородица напоминала авторам акафиста землю?

Ответить на этот вопрос будет просто, если вспомнить самое начало Писания, первые строки Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю…» (Быт.1,1). И далее: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так». (Быт.1,11)

Есть такой детский вопрос: что было раньше — курица или яйцо? Вот и здесь хочется спросить: что было раньше — семена или растения, выросшие на только что со-зданной земле? Богословы утверждают: сперва появились растения, а уж потом на них созрели плоды и зёрна. Первобытная земля оплодотворялась не семенами, а только Словом Божиим. Кстати, и курица появилась на свет раньше яйца: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт.1,20), — сперва птицы, а уж потом яйца.

Земля благая рождает без семени, без зачатия, — только силою Духа Святого. Благой же она называется потому, что на ней ещё не совершилось ни одного греха, — она была совершенно чистой, а потому и способной восприять действие Божества. Разве это не похоже на то, что совершилось много веков спустя, когда совершенно безгрешная Дева без семени, Духом Божиим родила Богочеловека? Не просто похоже, — здесь, в сущности, мы видим то же самое действие; и как из благой, безгрешной земли был слеплен Богом Адам, так из благой плоти Девы соткался в Её утробе Новый Адам — Иисус Христос. Поистине Пресвятая Богородица — это Земля благая.

И Рождество Её — это событие, подобное созданию Земли, не меньше того. Нет, по сути и больше: созданный из земли Адам совершил грех и пал, земля благая осквернилась грехом; а Новый Адам не падал, греха на себе не имел, и Божия Матерь осталась чистою до конца своих дней. Вот так в крошечном Назарете, о самом существовании которого большинство тогдашнего человечества и не подозревало, в доме человека не весьма богатого и не слишком известного, случилось событие большее, чем сотворение всей нашей Земли. Но даже в Писании о нём ничего не сказано — только Святое Предание сохраняет его для верных; а кто Предания не принимает, тем эта тайна и не открыта.

И как могло быть иначе? Ветхозаветные люди вопрошали с недоумением: «Кто родится чистым от нечистого? ни один» (Иов.14,4), ибо они сознавали вместе с Давидом: «…в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50). Земля по грехопадении должна была растить трудившемуся в поте лица человеку «тернии и волчцы», — в сущности, такие же тернии и волчцы рождались и у женщин, духовных дочерей праматери Евы. Только Бог, верховный Домовладыка, соблюдая в человечестве остатки добра, накоплял их в человеческих душах. Только Он, «делатель мыслей наших и насадитель душ наших», мог «неплодну землю благоплодну показати, древле сухую — родовиту, благогласну, бразду плодоносну» (Канон праздника Рождества Богородицы, песнь 8-я).

Как сказал один наш батюшка, «чистота Божией Матери потому только и могла состояться, что, помимо Её самой, передана была Ей родителями. Они не передали Ей страстей. Именно поэтому столько времени из многих родов выводилась эта семья, из родов Давида, поколение за поколением, всё лучшие и лучшие, — и вдруг совершенные, самые прекрасные. И у самых прекрасных такое испытание, и они его достойно выдержали. Столько здоровья было в них, столько прекрасного, что под таким давлением они смогли сохранить оптимизм, радость и полностью вверили свои жизни в волю Божию. Нам такое только списывать и переписывать для себя в книгу своей жизни и складывать в своё сердце, потому как и небольшое испытание способно разрушить нас до основания».

Впрочем, что сейчас вспоминать о наших немощах. Рождество Пресвятой Богородицы — первый из праздников в наступившем церковном году. Отныне многовековое духовное неплодство человечества разрешается: «от неплодного бо корене сад живописен израсти нам Матерь Свою, иже чудес Бог и ненадеющихся надежда» (Стихиры праздника Рождества Богородицы).

Алексей МАКСИМОВ

предыдущая    следующая