Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Имеющий уши…

ЗАПОЛОНИЛИ

Не сегодня и не вчера начали приезжать в Россию мигранты из бывших республик СССР, но до недавних пор говорить о них было не принято: средства массовой информации обходили молчанием эту тему или говорили о миграции как о сугубо положительном явлении; всякие же попытки критического осмысления ситуации воспринимались в штыки. Но с некоторых пор те же самые СМИ вдруг резко изменили свои взгляды, и теперь о мигрантах говорят даже слишком много, в тоне почти паническом. Общество, и без того достаточно неприязненно относящееся к этим незваным гостям, пытаются ещё больше взвинтить. Встаёт вопрос: как должен вести себя в такой ситуации русский православный человек, желающий хранить заповеди Господни? Попробуем разобраться.

Первая причина миграции — полный развал народного хозяйства в бывших советских республиках и неумение, даже нежелание новых тамошних властей создавать собственную национальную экономику. Власть имущие здесь хотят безконечно паразитировать на местных ресурсах — природных и человеческих, — а также на советском наследии, нимало не заботясь о том, что случится, когда эти ресурсы будут окончательно исчерпаны. В результате хаос ширится, нищета народа углубляется — но рождаемость по-прежнему растёт! Да, численность населения бывшего СССР в целом понижается, особенно страшен этот процесс в России, которая потеряла за последние годы 10 млн человек, и на Украине, которая недосчиталась 8—9 млн человек. А среднеазиатские и кавказские республики численно растут, и никакая нищета и разруха им не преграда. Население множится, и всё новые и новые волны молодёжи, которая никому не нужна у себя на родине, бегут в районы более благополучные и менее заселённые.

И это только одна сторона проблемы. С высоких трибун мы не раз слышали слова о том, что в первую очередь Россия должна принять те 25 млн наших соотечественников, этнических русских, которые остались за пределами Российской Федерации и теперь чувствуют себя там людьми второго сор-та. Таковы слова, но что же происходит в реальности? Мы видим, что жители Средней Азии и Закавказья, даже не владеющие толком русским языком, получают гражданство очень быстро, временами почти моментально. А наши нищие соотечественники, русские по крови и по культуре, вынуждены годами биться в паспортной службе, в службе по приёму мигрантов… Все мы не понаслышке знаем об этом. Мой друг с Украины, русский человек с золотыми руками и золотым сердцем, несколько лет безуспешно пытался получить русское гражданство. Однажды, через годы мытарств, придя в очередной раз в паспортную службу, он разрыдался: «Мне не разрешают стать гражданином моей собственной Родины!»

Примерно та же ситуация возникает при приёме на работу. Всем известно, с какой настырностью распространяется сейчас нелепая легенда о том, что русские люди не любят работать и не хотят поднимать ничего тяжелее компьютерной мыши; поэтому-де работодателям приходится нанимать трудолюбивых азиатов. Стоит ли говорить о лживости такого утверждения, которым пытаются прикрыть тот явный факт, что бизнесмены попросту желают экономить на зарплатах!.. Ведь мигранту, тем более не имеющему легального статуса, можно платить такие копейки, за которые русский работать не будет никогда. Собственно говоря, нынешний потрясающий финансовый успех строительных компаний связан с вытеснением собственных сограждан и заполнением всех вакансий таджиками, азербайджанцами, украинцами, которые работают почти задаром. У русских же людей есть черта, чрезвычайно неприятная нынешним работодателям: врождённое чувство социальной справедливости. Кто-то — то ли в шутку, то ли всерьёз — предложил такое решение проблемы мигрантов: надо заставить работодателей платить им «русские», официальные зарплаты, тогда нанимать их станет невыгодно. Вот поразительный по нашим временам факт: сравнительно недавно в Кронштадте большинство дворников-таджиков было заменено на русских дворников. Население, несмотря на вопли правозащитников, восприняло это положительно, а на улицах города стало чище. Однако для большинства предпринимателей качество работы не столь важно, как прибыль. И кого волнует, что подобная грабительская экономика рано или поздно кончит коллапсом? Что с того, что вслед за экономикой сорвётся в бездну и всё общество?..

Да, нельзя не сказать об элементарной жадности наших чиновников, желающих сделать выдачу гражданства выгодной статьёй для своего семейного бюджета, об алчности бизнесменов… Но только ли в этом дело? А что сказать о космополитическом равнодушии верховной власти, будто бы не понимающей того простого факта, что именно русский народ является становым хребтом России? Именно сбережение и укрепление русской нации — при должном внимании к прочим народам! — является первоочередной задачей российского государственного строительства. И ни для кого не секрет, что если эта задача не будет выполнена, то наша так называемая элита останется ни с чем: её ждёт либо внешний, либо внутренний крах — либо «Матросская тишина», либо тюрьма Гаагского трибунала. Всем известно, каково отношение к ней как внутри страны, так и за её пределами; впрочем, дай Бог, чтобы мои печальные прогнозы не сбылись!

Доселе послушные мигранты однажды могут стать ударным авангардом исламской социальной революции. Сейчас большинство их живут в скверных условиях, подвергаются постоянным унижениям… Но однажды к ним придут эмиссары от некой тайной мусульманской группировки наподобие афганского талибана и скажут: «Братья, вас обманывают! Гяуры извращают замысел Аллаха. Его замысел состоит в том, чтобы мусульманин правил неверным, а не наоборот. Это можно исправить. Берите оружие, учитесь военному делу! В день «Х» мы вас призовём». Одновременно с этим развязывается война против Ирана, толпы беженцев бегут вначале в Азербайджан, а оттуда — на российский Северный Кавказ, обстановка нагнетается, раздаются призывы к джихаду… А российская армия двинуться на Кавказ уже не может, потому что вынуждена заняться подавлением мусульманских мятежей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах матушки-России. Такой сценарий вполне вероятен.

Но ведь уже теперь мигранты нередко ведут себя недостойно, и более того, — преступно. Юноша из Средней Азии, попавший в чужой русский город, естественно, ищет поддержки — и находит её в землячествах, в сообществах, а те зачастую управляются преступными кланами и преступными личностями. И зачастую преступникам — особенно из Чечни и Дагестана — удаётся уйти от заслуженного наказания именно благодаря мощной поддержке своего клана. Первобытная клановая система в условиях хаоса конкурентной капиталистической экономики (которая также стремится к клановости!) оказывается весьма действенной.

Значит ли это, что мы должны немедленно изгнать мигрантов из России или проявлять к ним враждебность? Нет. Мы должны понимать их проблемы, но прежде всего — решать собственные, то есть восстанавливать и укреплять российскую государственность: отдавать приоритет русским интересам, заполнять вакантные рабочие места нашими соотечественниками… И навести порядок в этой сфере, вывести её из криминальной тени. Но это далеко ещё не всё. Рано или поздно нам придётся решать проблемы Средней Азии и Закавказья — сделать всё для того, чтобы тамошние жители оставались на местах там, чтобы они могли получить кусок хлеба и работу у себя дома. А для этого — выносить ряд производств в республики, оздоровлять их экономику; организовывать госзаказы, восстанавливать порушенную инфраструктуру советского периода, когда вся страна напоминала сборный конвейер. Такая политика действительно сближала, а не перемешивала народы, укрепляла дружбу, а не подогревала неприязнь.

Ибо проблема мусульманской миграции — проблема духовная. Зададимся вопросом: почему в Европе, как и в России, происходит «ползучая исламизация» и европейские города заполняются выходцами из стран третьего мира, прежде всего исламских?

Заметьте себе: сейчас в мире интенсивно уничтожаются режимы, которые терпели Израиль или даже сотрудничали с ним. Чем мешал американцам бедный Мубарак? Чем мешал режим отца и сына Асадов, которые лишь имитировали борьбу с Израилем? Чем мешал Каддафи, который прекрасно играл в поддавки с Западом? Почему на их место приводят мусульман-фундаменталистов, которые вскоре, безусловно, разожгут войну с Израилем и попытаются его уничтожить? Я хотел бы оказаться плохим пророком, но всё это напоминает ситуацию в мире между двумя мировыми войнами, когда западные страны целенаправленно взращивали Гитлера и подготавливали холокост, с тем чтобы в дальнейшем создать государство Израиль. Теперь они хотят пересоздать его в других границах и на другой духовной основе: территориально — от Нила до Евфрата, политически и духовно — под водительством такого вождя, который будет уже не временным президентом, а постоянным харизматическим правителем.

…Нет, я всё же плохой пророк, и не мне бы произносить такие сильные слова, — но я лишь хотел указать на некоторые политологические перспективы. Тем паче, что ещё в 1991 году хасиды говорили о том, что к приходу мессии практически всё готово, остаётся лишь ждать его со дня на день и неустанно призывать. Но для того, чтобы этот приход состоялся, необходима трагедия не меньшего, а может быть, даже большего порядка, чем холокост и Вторая мировая война. Нужно столкнуть лоб в лоб Россию и в целом Европу с исламским миром, и направленная мусульманская миграция прекрасно поможет этому. Тут уж корысть отдельных чиновников и работодателей, деструктивные механизмы плутократической экономики — фактор вторичный…

Напомню, однако: мы с вами видим лишь обрывки реальности. Что на самом деле день грядущий нам готовит, а самое главное — что Господь замыслил о нас, это нам до конца неведомо. Я со своей стороны излагаю лишь один из возможных сценариев событий.

Ну, а нашим читателям я рекомендовал бы молиться о стяжании духа мирна и стараться быть носителями доброй и разумной силы. Не надо благодушествовать, не надо закрывать глаза на беды Родины, но, с другой стороны, надо и не исполняться мстительной злобой, а по совести, в меру сил заниматься государственным и церковным строительством и делать всё необходимое для пользы России и Церкви.

Диакон Владимир ВАСИЛИК, доцент исторического факультета СПбГУ

следующая