Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Въди

КОЛЛЕКТИВНАЯ МЕЧТА

Когда мы порою следуем своим мечтам и пытаемся, безпокойно вопрошая и безпомощно советуя, как-нибудь «истолковать» и «понять» их, то целесообразно и разумно прислушиваться к коллективной мечте и верно истолковать её. Хотя бы так, как герой сказки, приложивший ухо к земле, чтобы услышать далёкий топот.

Тысячелетиями в трудах и муках несём мы возложенное на нас бремя жизни, и нам является в ночных видениях и дневных грёзах  услаждающая и утешающая радость жизни. Всему, что обременительно и тягостно, мы противопоставляем не только расхожее пожелание «чтоб оно пропало», но и полуосознанное представление о том, «как могло бы и должно бы быть совсем иначе».

У нас мало времени для раздумья об этом счастливом и желанном «совсем иначе»; у нас также слишком мало фантазии, чтобы верно выстроить его образ. Но если попытаться опросить людей о том, как они представляют себе желанное «всеобщее состояние счастья», ответы, вероятно, получатся сплошь отрицательными: вот если исчезнет всё неприятное, докучливое, постыдное, утомительное, а явилась бы пусть неясная, но «противоположность», — тогда «оно здесь!»

Безсознательное в человеке страшится безотрадности и мечтает о радости; оно одновременно страстно и наивно, ненасытно и легковерно, первобытно в своих побуждениях и инфантильно в своих претензиях и ожиданиях. Оно не думает, оно живёт в своих неясных мечтаниях и доверчиво слушает туманные сказки о счастье. Оно не любит трезвых речей о «необходимом» или «невозможном», о «власти нужды», о «победе неутомимости», о творческом движении в сторону «величайшего сопротивления»; всё это — язык разума и жизненной мудрости и остаётся уделом победного духа.

Так, с древнейших времён мечтает носитель коллективного сознания о счастливом «нигде», утопическом сказочном счастье, стране с молочными реками и кисельными берегами, о рае, где есть лишь радость, наслаждение и абсолютная справедливость, а всё остальное — слабость, боль и болезнь, работа и хлопоты, голод и нужда, запрет и грех, преступление и наказание, принуждение и несправедливость — исчезнет раз навсегда. Порою эта мечта относится к прошлому: так было однажды, в «Эдеме» (буквально: блаженстве), а потом потерялось, порою она относится к будущему, в котором нас ждёт «золотой век» или «тысячелетнее царство» («хилиазм»). Одни переносят исполнение этой мечты на тот свет; другие придерживаются мира земного. Вера в потусторонний мир даёт людям надежду, душевное просветление и терпение, в то время как младенчески-земные «перспективы» могут принести лишь нетерпение, революционное брожение и разочарование.

Век, в котором оживают эти земные коллективные мечты, обычно век волнений и брожений. Тогда кажется, что усталость и уныние овладевают коллективной душой; будто эту мечту воспринимают всерьёз и дерзают воплотить в жизнь; будто «терпение» коллективной души «исчерпано», и она больше не может выносить и терпеть. Затем появляется толпа мнимых «пророков», вознамерившихся вещать от имени «коллективной души» и представлять её истинные интересы. Порою это наивные мечтатели, разделяющие коллективную мечту и, объятые слепым «пафосом», начинают религиозно-сектантское подстрекательство. Но чаще это честолюбивые демагоги, ведущие с коллективной душой злую и опасную игру.

XIX век одарил нас антирелигиозным, безбожным «хилиазмом», ничего не желающим знать о потустороннем мире и цепляющимся за этот, земной, мир. Он проповедует нетерпение; ведёт себя разрушительно; манит коллективную мечту в реальную жизнь. Несколько десятилетий марксистские «пророки» колебались между «постепенно» («эволюция») и «сразу» («революция»), между «уважением» и «безтактностью», пока не взял верх скрытый механизм максималистской химеры. Прошло уже 20 лет с тех пор, как во всём мире безцеремонно приветствуют, ободряют и раздувают коллективную мечту; с несбыточной мечтой-желанием обращаются как с «ближайшей действительностью», не считаясь более с неумолимыми законами природы и человеческой сущности. К этому призыву внемлет сегодня полуущербная в религиозном смысле коллективная душа, всё ещё надеясь успешно превратить древнюю мечту в трезвую, бодрствующую жизнь…

Какое ужасное пробуждение им предстоит! Что будет с современным миром, если ему не удастся заворожить раскрепощённую от «хилиазма» коллективную душу новыми духовными и социальными идеями? И где он найдёт эти созидательные идеи, если не захочет прислушаться к христианскому откровению?

И.А.Ильин

предыдущая    следующая