Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

К 400-летию династии Романовых

ЦАРЬ-ГОРОД

По материалам выступлений на православной выставке «Пасхальный праздник» петербургских историков (краевед Елена Жерихина, художественный руководитель ансамбля старинной музыки «Солисты Екатерины Великой» Андрей Решетин и др.)

Династия Романовых — петербургская династия, пусть даже и начиналась она в Москве. Из года в год, из века в век выращивали они свой город, свой «парадиз», как заботливый садовник постепенно, не спеша, выращивает сад. Город цвёл, пока у него были такие садовники; терять своё лицо он начал, когда его развитие пустили на самотёк, — причём случилось это задолго до 1917 года. Давайте проследим, как менялось лицо Санкт-Петербурга от одного царствования к другому.

Вот петровская столица: маленький деревянный городок, от которого почти ничего не осталось, город, который был стёрт с лица земли, — низенькие домики, над которыми возвышаются шпили Петропавловского и Троицкого соборов. Что мы можем видеть сейчас из того, что видели Пётр и его сподвижники? Летний дворец царя, Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий и небольшой павильон, оставшийся от петровского Гостиного двора… Пожалуй, это всё.

Но вот что интересно: Пётр заложил те главные точки, вокруг которых и сейчас формируются основные районы города: это научный центр, до сих пор существующий на берегах Васильевского острова; это центр имперской власти с первым Зимним дворцом на берегу Невы… И конечно, к концу жизни Петра начинается устроение жизни церковной: строится Александро-Невский монастырь — каменная Благовещенская церковь, корпуса Духовской части… Словом, Пётр позаботился не только о военной, но и о духовной защите города. И нельзя не удивиться, как велик город, задуманный Петром: его районы разбросаны на таком удалении друг от друга, что в действительности Петербургу пришлось не один десяток лет осваивать это пространство. Он дорос до замысла Петра только через 100—130 лет.

Нельзя не сказать и о такой русской императрице, как Анна Иоанновна. Её принято поминать недобрым словом, но для Петербурга она явилась настоящим ангелом-хранителем: во-первых, вновь сделала его столицей (а ведь при Петре II столица чуть было не вернулась в Москву!..), а во-вторых, отстроила столицу заново. Её подарки городу: блистательная Английская набережная, Пантелеимоновский храм, храм Симеона и Анны и многие иные храмы, а главное — начало планомерной застройки Невского проспекта. Не очень-то образованная, десять лет просидевшая в маленькой провинциальной Курляндии, Анна Иоанновна сумела понять, что такое настоящая имперская столица и какие здания ей нужны.

А вот Елизавета Петровна городу уделяла мало внимания, зато пригороды обустраивались роскошными дворцами. Растрелли строил дивные загородные резиденции в Петергофе, в Стрельне, в Царском Селе; Пьетро Трезини строил храмы; был заложен женский Воскресенский монастырь. Но Елизавета Петровна была женщиной очень непоследовательной: она не могла ничего достроить и даже в Зимнем дворце пожить не успела, — что уж говорить о женской обители, куда она собиралась поступить в старости! Обитель начали строить, но пока шло строительство, желания принять монашество у царицы поубавилось, и монастырь остался недостроенным. Не был закончен и Николо-Богоявленский собор. Впрочем, при Елизавете Петровне город очень расширился и дошёл уже почти до Фонтанки.

Екатерина Великая получила в наследство каменные здания вдоль Дворцовой набережной, одетые камнем берега Невы на Васильевском острове; ей осталось только застроить сам город, чем она и занялась. Кроме того, она занималась устройством школ. Вдумайтесь: на дворе XVIII век, Европа только начинает задумываться о простонародном и женском образовании, а в русской столице уже высится огромный прекрасный дворец — училище для девиц из мещанских семей!..

Говорят, что Екатерина не заботилась о храмоздательстве. Но разве Свято-Троицкий собор Александро-Невского монастыря — это так мало? При Екатерине достроили и освятили Андреевский, Николо-Богоявленский, Князь-Владимирский соборы и те дивные маленькие церковки, которые так украшают наш город: Чесменскую, Каменно-островскую… При ней Александро-Невский монастырь становится наконец Лаврой; кроме Свято-Троицкого там был построен и надвратный храм, выросли монастырские стены, странноприимные дома…

Петербург Екатерины — это Медный всадник, гранитное убранство Невы, Академия художеств, Дворцовая, Театральная и Сенная площади, это великолепные дачи екатерининских вельмож… «Строгий, стройный вид» — это сказано именно о екатерининской столице.

Петербург Павла I — это, в первую очередь, военная столица, хотя Павел построил и башню Городской думы, чем весьма украсил Невский проспект. В павловское время было заложено несколько великолепных храмов — к сожалению, до нас дошёл только Казанский собор, а такие замечательные церкви, как собор св.прп. Сергия Радонежского, церковь Знамения на Невском проспекте, — канули в Лету…

Александру I пришлось расширять Лавру строительством Духовной Академии, строить петербургский порт, новое Адмиралтейство, обстраивать новыми зданиями берега Фонтанки и расширять богадельнями центр Смольной части. При нём город приобрёл свой классический вид: взгляните, как он близок к тому, что мы привыкли видеть. К сожалению, сейчас Александровский Петербург загромождён слишком высокими зданиями, сильно поколебавшими и строгость, и стройность столицы. Всё же Александровский ампир — это высочайший стиль из всех, в которых создавался Петербург. Росси и Стасов строили сердце нашего города, и сердце это оказалось очень большим и просторным, — сердце, в котором можно жить и дышать.

Николаевский Петербург — особая статья. Младший сын императора Павла внёс в наш город воздух — огромные площади: Исаакиевская, новые площади перед великокняжескими дворцами, новые площади перед вокзалами, новые площади у храмов… Вместо классицизма к нам шагнул итальянский ренессанс, а с ним — связь с эпохой Возрождения.

Что же случилось после Николая I? Случилось то, что императорская власть уступила город горожанам, имперская воля сменилась законами рынка. Александр II, укрепив местные власти, предоставил городу самому выбирать стилистику строительства, высоту строений, даже цвет стен, хотя законы петербургского градостроительства никто не отменял. Столица начала расти хаотично и размашисто, горожане строили как хотели. Произошло примерно то же, что мы видим сейчас, когда каждый домовладелец волен возводить нелепые, никогда не свойственные Петербургу мансарды и ломать архитектурный стиль, вырабатывавшийся столетиями. Власть отдельных хозяев, власть рынка, не ограниченная единой имперской волей, может быть губительна для Петербурга, окончательно превратив его в «один из городов», лишив его собственного духа и неповторимого лица. Петербург мог существовать только как город Романовых, сердце романовской империи. Этот город — вклад династии в русскую культуру, памятник и надгробная плита Дому Романовых; он сможет по-настоящему возродиться и зажить своей особенной жизнью лишь в том случае, если возродится в том или ином виде империя, а без империи живого Петербурга нет.

Алексей МАКСИМОВ

предыдущая    следующая