Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

ЭТА ТИХАЯ ТИХВИНСКАЯ ПАЛЕСТИНА

Минувший март принёс в Санкт-Петербургскую епархию большие перемены. Решением Священного Синода она был превращена в митрополию и поделена на четыре новых епархии: Выборгскую, Тихвинскую, Гатчинскую и Санкт-Петербургскую. Сегодня у нас в гостях духовный управитель одной из новосозданных епархий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (Дячина). Владыка милостиво согласился рассказать нам о «духовной географии» своей епархии и о своём пути в Церкви Христовой. Вот его рассказ.

КРАЙ ДРЕВНЕГО МОНАШЕСТВА

Всего лишь несколько недель назад появилась на карте Руси Православной наша Тихвинская епархия; и вы, быть может, думаете теперь: «Ну разве успела эта земля прославиться? Велик ли её вклад в духовную историю нашего Отечества?» Велик ли, — решайте сами: на наших землях стоят девять древних монастырей. И что же это за монастыри? Во-первых, Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, в котором пребывает хранительница русских рубежей Тихвинская икона Божией Матери — святыня, значение которой мы не можем и оценить по достоинству своим человеческим разумом. Некогда Сама Царица Небесная ступила в тихвинские пределы и чудесным образом принесла сюда свою икону, написанную евангелистом Лукой, — одного этого было бы достаточно, чтобы считать наш край святой землёй. А ведь у нас есть и другие славные обители.

Староладожский Свято-Никольский мужской монастырь — обитель древняя, исполненная благодатью, с давних времён почитаемая русскими людьми. И в той же Старой Ладоге есть Успенский женский монастырь, построенный ещё до татарского нашествия. Кстати будет заметить, что и сама Старая Ладога — первая известная историкам столица Руси; а значит, этот посёлок сам по себе является святыней для всякого русского человека.

Продолжаем перечислять: Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь, в глубокой древности основанный великим подвижником благочестия св.Антонием Дымским, одним из первых русских преподобных, Введено-Оятский женский монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий, созданный прп.Мартирием, Покровский Тервенический, Введенский Тихвинский женский монастырь и, конечно же, Троицкий Александро-Свирский. Не могу не сказать об этой обители особо: год назад я был назначен её игуменом и с тех пор не устаю удивляться обилию благодати Божией, разлитой здесь! Я не раз паломничал в Святую Землю, бывал и в Иерусалиме, и у Мамврийского дуба… Что сравнится с тем восторгом духовным? Только посещение Александро-Свирского монастыря, молитва у раки преподобного Александра. Не думайте, что я преувеличиваю: вспомните, что на этой земле было явление Пресвятой Троицы — событие неповторимое, которое в истории человечества прежде случилось только раз, в глубокой ветхозаветной древности… Преподобный Александр Свирский после праотца Авраама единственный на земле человек, лицезревший Божественную Троицу в виде Трёх Ангелов, — и этот святой человек почиет телом на нашей земле, а душой благословляет её с небес. Александро-Свирский монастырь — это наша северная Палестина, наш край Богоявления.

Вот и судите теперь, мал или велик удел Тихвинско-Лодейнопольской епархии на Святой Руси. Что говорить: Россию не удивишь святостью, в ней каждый уголок облагодатствован молитвой какого-нибудь славного подвижника, — и наш край тоже Богом не забыт, дары Господни здесь явлены преизобильно.

А СЕГОДНЯ?

Не раз приходилось мне слышать, что нынешние жители наших мест — народ в духовном отношении едва ли не дикий: давно забыты славные дела предков, к храму Божию усердия нет… Что ответить на это? Я бы сказал так: прежде чем осуждать людей, вспомните, в какие времена им пришлось жить, какие испытания перенести… А знаете ли вы, что в первые годы советской власти в Тихвинском районе были арестованы и вывезены все до одного монахи и священнослужители? Знаете ли вы, что население нашего края по большей части составлено из людей пришлых, не коренных, присланных сюда советской властью, чтобы поднимать местную промышленность? Может быть, это были и неплохие люди, но духовной и кровной связи с теми, кто жил здесь во времена расцвета Православия, у них не было; они не воспринимали наш край как святыню, понятия не имели о тех духовных сокровищах, что здесь таятся. Но разве они виноваты в своём неведении? Это мы будем виноваты, если не сумеем объяснить людям, на какой святой земле они живут! Давайте будем мудрее, давайте проявлять милосердие к тем нашим собратьям, кто ещё далёк от Церкви, кто возрос на закваске атеизма. Их трудно переубедить? Но мы должны это сделать — своей молитвой, своим примером: пусть хоть на миг они почувствуют в своих душах веяние благодати. Да, сейчас наша паства такова, что ей требуются не исполнители треб, а проповедники. Наш путь — путь апостольский, а апостолы не боялись проповедовать ни в синагогах, ни среди языческих капищ. Мы должны идти в школы, на предприятия, в общественные организации, нужно битвой духовной завоёвывать каждый шаг и укрепляться на достигнутых рубежах. Помните, что люди, как бы ни были они настроены против веры, в душе всё равно остаются и русскими, и православными: это у них в крови, пусть даже они сами и не осознают своих корней. Как бы то ни было, а семена добра лежат в их душах, и только мы можем так возделать эту землю, чтобы семена дали всходы.

Надо идти к людям с уважением, с любовью, с благодарностью. Вот пример: на территории Александро-Свирского монастыря наша епархия организует музей истории вепсского народа. Это наша дань благодарности вепсам — малой народности, которая подарила России великого святого, прп.Александра Свирского. Вепсов сейчас осталось очень мало, и мы надеемся, что наш музей поможет им сохранить свою культуру, свой язык, свою родовую память. И конечно же, мы думаем, что этот музей станет для них своеобразной и доходчивой проповедью Православия. Мы собрали немало собственных экспонатов, а недавно финское общество «Коневец» обещало прислать нам редкие образцы предметов вепсской культуры.

Что ещё сказать о современном состоянии епархии? Она пока не зарегистрирована официально — мы сейчас собираем необходимые документы, и с Божией помощью через несколько недель регистрация совершится. Территория епархии — это пол-Чехии или целый Люксембург: земли обширные, а население немногочисленно — всего около 500 тыс. человек. «Столица» епархии — это, конечно, Тихвин (сейчас мы ведём переговоры с городскими властями о выделении нам здания под епархиальное управление); но есть и вторая «столица» — это Александро-Свирский монастырь. Кроме того, у наших монастырей есть несколько подворий в Санкт-Петербурге (например, подворье Александро-Свирского монастыря на ул.Челиева, д.10), и это очень удобно: епархия, как я говорил, весьма большая, и многим нашим батюшкам сподручнее ездить на приём к епископу не в Тихвин, а в Петербург, на одно из подворий. Храмы и монастыри епархии — это древние сооружения, когда-то сиявшие несказанной красотой, а сейчас по большей части лежащие в руинах. Разумеется, своими силами нам всё это не возродить, — нужна помощь государства, без неё не обойтись; и руководство Ленинградской области с пониманием относится к нашим трудностям.

ПОЗВОЛЬТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ

…Всё зависит от наших батюшек: если они будут служить примером для своих прихожан, если они будут молиться, если смогут проповедовать, то епархия встанет на ноги и сможет жить полнокровной жизнью. Однако не только от батюшек всё зависит, но и от владыки: епископ во многом определяет духовное лицо своей церковной вотчины; а потому думаю, что не лишним будет мне немного рассказать о себе.

Меня иногда спрашивают: как случилось, что я из двух возможных для священнослужителя путей выбрал путь не самый лёгкий — монашеский?.. Что на это ответить? Да для меня как будто и выбора-то никогда не стояло: я с детства мечтал об иноческой жизни. Я родился в семье священника: папа мой, протоиерей Валериан Дячина, и сейчас служит в Луге… Моя духовная родина — великая святыня святорусской земли Почаевская Лавра: я с малых лет приезжаю туда для молитвы и трудов… Как рассказать о Почаеве? Духовные переживания трудно передавать словами… Помню, как в детстве я прикладывался к деснице прп.Иова Почаевского; а когда взрослым попал в Александро-Свирский монастырь и впервые приложился к деснице прп.Александра, я вдруг почувствовал что-то родственное, что-то духовно знакомое, как будто они были родными братьями — святой Иов и святой Александр, — хотя у прп.Иова рука тёмная, точно шоколадная, а у прп.Александра — совсем белая…

НАСТАВНИКИ

С десятилетнего возраста и до ухода в армию я окормлялся у знаменитого почаевского старца архимандрита Сильвестра. Вот человек поразительной судьбы! Он прошёл всю войну, служил в развед-роте, получил три ордена Славы, а после Победы ушёл в монастырь. Как это случилось? Однажды их рота попала в окружение, и все товарищи о.Сильвестра погибли — остался только он сам да его друг. Три дня бойцы сидели в болоте, прятались от немцев, а выйти не было никакой возможности: кругом враги. И вот, когда иссякла последняя надежда, друзьям явилась Сама Матерь Божия! Она указала им безопасную дорогу, а потом велела строго: «После войны идите в Почаевскую Лавру — там спасётесь!» И они оба выполнили этот завет: друг о.Сильвестра тоже постригся и стал о.Богданом. Как они дружили все эти годы! Это было настоящее духовное братство, при том что о.Сильвестр был украинцем, а о.Богдан — русским. Помню, о.Сильвестр рассказывал мне такую историю: как-то, ещё в советские годы, ему случилось лететь с Украины в Москву. Он был в монашеском облачении, и его вид потряс всех пассажиров: «Поп — а летает на самолёте!» «Эй, батюшка! — говорят ему. — Как же ты летишь на таком чудище — с крыльями, с хвостом?!. Можно ли монаху летать на драконе?» — «Что ж, — отвечает отец Сильвестр, — хорошо, что я на нём, а не он на мне!»

Надо признаться, мне всегда везло на духовных руководителей. Долгое время я служил в Псковской епархии, был иподиаконом у архиепископа Псковского и Порховского Владимира — нынешнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Со многими славными тамошними старцами я тогда познакомился: и с о.Иоанном (Крестьянкиным), и с о.Адрианом (Кирсановым)

Но особенно я благодарю Господа за то, что в течение 20 лет мне довелось общаться с о.Николаем Гурьяновым. Без его духовного совета я и шагу не ступал, и какой же благодатью наполнены для меня эти годы!.. Отец Николай мог прозревать будущее и в большом и в малом — мне не раз удавалось в этом убедиться. Вот простой пример — мне он почему-то запал в душу. Как-то раз на Покров мне очень захотелось съездить на остров Залита, но на носу сессия, экзамены, нужно сдавать церковнославянский язык… Преподаватель у нас был очень строгий — о.Александр Кудряшов: он всегда требовал, чтобы на экзамене мы показывали конспекты его лекций. А у меня этих конспектов не было! Я надеялся списать у товарищей. До поездок ли тут? Но желание пообщаться с отцом Николаем победило, и я, махнув на всё рукой, отправился на остров. Прошёл праздник Покрова, пора возвращаться, а у меня на душе кошки скребут: как же быть с конспектом? Вдруг отец Николай, которому я ни словом не обмолвился о своих бедах, подходит ко мне и говорит: «Не волнуйтесь, Миша (он всегда обращался ко мне на вы), — поезжайте спокойно: вы всё успеете. И церковнославянский сдадите!» Я приехал в Ленинград и узнал, что наш преподаватель куда-то уехал и экзамен откладывается на две недели. Понятно, что я успел переписать все конспекты, отлично подготовился и сдал успешно — по слову отца Николая!

КАК СТАТЬ ЕПИСКОПОМ?

Что греха таить, в ту пору я ещё подумывал о женитьбе и заводил знакомства с девушками, но как-то дальше простой дружбы дело никогда не заходило… А отец Николай всегда говорил мне: «Это не для вас. Вы епископом будете». Честно говоря, я ему не верил: какое епископство, — я, может быть, ещё женюсь!.. Но все девушки, с которыми я знакомился, очень скоро выходили замуж за других, и, надо сказать, расставались мы с ними без всяких обид: дружба продолжалась и продолжается до сих пор; все они сейчас замужем за священниками, всеми уважаемыми батюшками.

Когда я стал епископом, никто из моих знакомых не удивился: «Ну, тебе же это отец Николай предсказал!». Удивлялся только я сам: я и не представлял, какое это чудо — хиротония! Вдруг в душе раскрывается что-то новое, что-то, о чём ты и не подозревал, — какая-то светлая волна поднимает тебя над миром… У меня хранятся две мои фотографии, сделанные в один день: одна перед хиротонией, другая — после. Когда я их увидел, я был поражён до глубины души: на снимках два разных человека!

Перед самой хиротонией, всего лишь за 10 минут, ко мне пришёл один архиерей и сказал так: «Запомни, не то важно, что ты, как епископ, будешь говорить людям. И даже не то важно, что ты сделаешь!.. Важно — как ты будешь молиться! На первом месте для тебя — твоя молитва Богу. А остальное — суета, она не должна возобладать над молитвой». Стараюсь всегда помнить эти слова…

И ещё одно я стараюсь помнить: быть епископом Православной Церкви — это очень высокая участь, но и с этой высоты нельзя смотреть на людей свысока. Порою и простой прихожанин может поделиться с тобой таким духовным опытом, какого не найдёшь и в монастыре. Я несколько лет окормлял одного человека — Анатолия Марковича Гуревича, известного советского разведчика, члена «Красной капеллы». Какое это было счастье для меня — приезжать к нему на Пасху, исповедовать его и причащать!.. Он заражал своей бодростью, своей силой, своей радостью духовной. Человек истинно верующий, он прошёл всю войну, пережил застенки гестапо, побывал и в наших лагерях, — но никогда не забывал Бога. Как бы ему тяжело ни было, а Христа он не предал. Это, конечно, особый пример, но я верю, что в каждой человеческой душе есть зерно добра, есть лучик света, и если мы не научимся это зерно выращивать, этот свет разжигать, то вся наша служба пройдёт впустую. Нам дана благодатная земля, освящённая молитвами великих угодников Божиих, — и мы должны вновь сделать её святою землёю, рождающей миру подвижников благочестия.

предыдущая    следующая