Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 июня – Третье обретение главы св.Иоанна Предтечи

БОЛЬШЕ ПРОРОКА

Во время волнений в Константинополе глава св.Иоанна Крестителя была тайно перевезена в Емессу, а оттуда в начале IX века — в Команы на весь период иконоборческих гонений. Спустя годы патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Около 850 года император Михаил III направил в Команы посольство, и обретённая в третий раз святыня была возвращена в Константинополь, в придворную церковь. Ныне на дворе XXI век. Так почему мы, современные христиане, празднуем Обретение главы Крестителя? Почему это так важно для нас? Размышляет настоятель храма иконы Божией Матери «Державная» иерей Димитрий КУЛИГИН.

Иоанн Креститель — величайший из пророков, первым сделавший шаг из Ветхого в Новый Завет. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф.3,3).

— Как он узнал, что пора, что время приспело?

— На этот вопрос только Бог может ответить. В Евангелии об этом ничего не сказано. И мы можем только предполагать… Есть такое понятие, как дерзновение — это когда ты делаешь что-то не из самости своей, но потому, что просто не можешь этого не сделать. Ибо кто, если не ты? Возможно, Иоанну Предтече было какое-то откровение, возможно, он сердцем уловил что-то, что сделало невозможным молчание. При этом он понимал, что только приуготовляет пути Тому, Кто идёт за ним, что сам он не главный. И это — очень важный момент. Почему? Чтобы разобраться, представим ситуацию: вы, к примеру, строите храм, вкладываете деньги, время, силы… но вот храм построен, и вам говорят: «Спасибо, но теперь не вы здесь главный». Хозяин тут отныне Господь Бог, да ещё святой угодник, во имя которого построен храм, да ещё священник, назначенный сюда настоятелем. О, как нам тяжело, как невмочь отойти в тень, уступить место кому-то другому. Мы хотим всем управлять. Нашему естеству, заражённому грехом, хочется первенства. Не всякий понимает, что уже сделал своё дело в данном конкретном случае.

У Иоанна Предтечи была по-человечески сложная задача — подготовить людей к приходу Иисуса Христа, «проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мр.1,4) и обличая сильных мира сего, за что мог поплатиться жизнью: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3,7). И после всего он должен был уйти в тень, умалиться, когда на служение выйдет Христос. Быть пророком, когда Господь что-то тебе открывает, — легко, а вот умалиться, дать дорогу Другому — ой как трудно! Иоанн смог. Вот это понимание своего места, к сожалению, даже людям верующим бывает непонятно и порой неприемлемо.

Что Креститель чувствовал, уступая дорогу Христу, — радость, ликование? В Евангелии очень сдержанно говорится по поводу переживаний Иоанна. Правда, есть момент, когда он из темницы посылает учеников своих спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?» (Лк.7,20). По мнению некоторых толкователей Евангелия, у Предтечи могло быть некоторое внутреннее борение или сомнение. Но он его преодолел с помощью Христа, Который не отнял у него его веру. Вспомните, что Спаситель сказал ап.Фоме? «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20,29). А вот Предтече Он отвечает иначе, Он говорит его ученикам: «Скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают… И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Лк.7,22—23). Насколько уважительно Христос относился к Крестителю, как по-отечески бережно о самом Иоанне сказал: «Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф.11,9—10).

— Многие, кого крестил и исповедовал Иоанн Предтеча, именно его считали мессией, которого они ждали много веков…

— Да, и это тоже могло стать искушением. Но св.Иоанн смог удержаться от соблазна возвеличивания себя. Он говорил: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11). Каждый ли из нас смог бы так? Ведь частенько, когда делаем богоугодное дело и нас начинают хвалить: «Ах, какой ты хороший…», трудно не поддаться искушению возгордиться, не поставить себя на пьедестал. Такое искушение бывает и у священников, когда прихожане так любят своего батюшку, так нахваливают, что у того голова может пойти кругом. Чтобы охладить голову, не возомнить себя старцем или великим устроителем всея Руси, хорошо читать брошюрку «Пастырские искушения», составленную покойным владыкой Иоанном (Снычёвым). Что касается Иоанна, он, будучи великим пророком, Предтечей и Крестителем Господним, удержался от великого искушения. Мы даже представить себе не можем, как, наверное, соблазнительно было поступить иначе. Но он сказал ученикам своим: «Не я Христос, но я послан пред Ним… Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3,28—30).

— Христос говорил об Иоанне: «Из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11,11). Почему же Иисус не спас Крестителя? Ведь Он мог сделать так, чтобы пророк остался жив и его честная глава не стала наградой за танец Саломеи?

— Богу всё возможно… Но за что пострадал Иоанн? Ведь танец Саломеи был только поводом, чтобы просить голову пророка. Предтеча томился в темнице и пострадал за то, что защищал Божий закон, осуждающий царя Ирода Антипу, презревшего законную жену и сожительствовавшего с женой брата Иродиадой. Иоанн был мучеником, ибо пострадал за свидетельство, что царь делал неправду. Разве мог Христос отнять у Крестителя мученический венец?! А нам всем есть повод задуматься, как опьяневший от вина и власти человек может дойти до безумия… Ведь царь Ирод не решался убить Предтечу, он страшился Божиего гнева и народных волнений, но, разжигаемый нечистыми помыслами, откинул всякий страх — это его грех превозмог страх. Диавол может довести пьяного человека до такого скотского состояния, что в безумии своём тот способен на злодеяние. И ещё надо помнить, как опасно клясться. Недаром Господь сказал: «Да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5,37). А когда ты даёшь клятву — она может тебе выйти боком. Исполнение опрометчиво данного слова может толкнуть на душегубство. Какой страшный урок для всех нас!

После казни Крестителя, ученики погребли его тело, а глава долгое время передавалась из рук в руки, то скрываясь, то вновь являя себя. Почему нам, христианам, так важно обретение главы пророка? Иоанн Предтеча был страдалец при жизни, и после смерти его честной главе долго не было покоя. Помните, когда глава Предтечи попала в руки священника Евстафия, заражённого ересью арианства, он, пользуясь чудодейственной силой, исходившей от святыни, совратил много людей в ересь. Но Бог поругаем не бывает. Глава всякий раз возвращалась к людям благочестивым. В мужском Команском монастыре в Абхазии, которая ещё в недалёком прошлом была частью нашей огромной страны, в пещере, хранившей реликвию, осталось нерукотворное изображение главы св.Иоанна. Мне, по милости Божией, довелось там неоднократно бывать. Первое паломничество запомнилось на всю жизнь. К монастырю, укрывшемуся высоко в горах, надо ехать на машине. Ближайший город к нему — Сухум. Я пошёл пешком. Для меня, родившегося на севере, это было непростое испытание: жара, крутой подъём. Зато было время подумать, куда, к кому иду, подготовить душу к встрече с величайшей христианской святыней. И так ясны стали слова Иоанна Предтечи: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин.3,27).

Адрес: 198261, СПб, пр.М.Жукова, 60, корп.1. Тел.8-911-957-53-73

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая