Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

5 мая — Светлое Христово Воскресение

ОПРАВДАНИЕ К ЖИЗНИ

Бог Отец, сжалившись над родом человеческим, послал к нам Врача душ и телес, воздвигнув из Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба и родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпевать все наши нужды, чтобы нашу падшую природу возвести от земли на Небо. Почему же Он — наше оправдание к жизни, выкуп нашей смерти — был предан своим же учеником и народом, к которому пришёл? Размышляет настоятель храма Рождества Христова протоиерей Олег Жаворонков.

Христос, искупив нас Своею кровью на Кресте, сошёл во ад и победил, взорвал ад изнутри. Не зря на иконах «Сошествие во ад» ад изображается как взорванный изнутри: разлетаются адские двери и Господь Воскресший выходит и выводит праотцев, патриархов, Авраама, Адама… И ап.Павел говорит нам: «…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть… так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим.5,12,18). То есть Христос даёт нам вечную жизнь, и нет другого имени под небом, которым надлежало бы спастись человекам, кроме имени Иисуса Христа. Теперь диавол над нами не властен: он не может нас заставить грешить, он может нас только искушать, подталкивать ко греху. А уж от нас зависит — принимаем мы это искушение или, как должно христианам, противостоим и остаёмся с Богом.

Казалось бы, выбор очевиден. Почему же мы вновь и вновь предаём Христа, начиная с тех несчастных, которые требовали распять Его? В Евангелии отмечается, что Пилат (язычник!) хотел отпустить Христа, сказав: «…я не нахожу в Нём вины» (Ин.19,6). Но толпа бесновалась: «Распни, распни Его!» (Ин.19,6). Понятно, язычники не ждали Мессию и им было всё равно, кого казнят, — Варавву или Иисуса. Его ждали волхвы, ибо они знали пророчества пророка Даниила, которые тот высказывал в Вавилоне: «С облаками небесными шёл как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан.7,13,14), — поэтому им было не всё равно. И иудеям было не всё равно… первосвященники собрали на площади не простых иудеев, а тех, кто были близки к храмовым, к священническим кругам, тех, кому Спаситель мешал. Не случайно на Синедрионе, когда Никодим предлагал выслушать Самого Христа и всё спокойно обсудить, ему отвечали: а кто, мол, в Него верует-то? Разве князья уверовали в Него? В Него верует народ — тёмный, не знающий законов. Это потом уже, когда повсеместно пошла благая весть, когда св.Мария Магдалина принесла римскому кесарю яичко и сказала, что Христос воскрес… тогда назначили расследование. И выяснилось, что Христа даже по их же законам нельзя было убивать. Не зря Понтия Пилата потом сослали в Италию за «превышение полномочий», говоря современным языком, где он и умер.

Кстати, тогда много приходило учителей, спасителей, избавителей… У иудеев был даже выработан свод чудес, которые совершали древние пророки и которые должен был совершить Тот, кто называл себя Спасителем. Для этого иудеи и вели Учителя в те места, где были некогда совершены чудеса, и требовали их повторения. Не смог — значит, ты не тот, кого ожидали… И с Христом было так, вспомните: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба» (Мф.16,1). Так что именно иудеи из правящей и церковной верхушки были за казнь Христа. Их можно понять: кто-то хотел власти, кто-то — денег, кто-то — славы… а с приходом Сына Божиего всё это, как они боялись, отнимется у них. Можно, конечно, подивиться, что столько веков ждали, а когда Сын Божий пришёл — убили. Но разве не удивительны события нашего недавнего времени, когда рушились церкви? Причём храмы не просто ломали, их нужно было непременно осквернить — сделать туалет в алтаре или разделывать свиные и говяжьи туши… Так и здесь: люди, ослеплённые своей гордыней, властью, богатством, распяли Спасителя. И возникает вопрос: а все ли они ждали Мессию? Ведь саддукеи не веровали ни в воскресение мёртвых, ни в воздаяние за грехи, были даже материалистические саддукейские толкования. А тут является Некто, Кто не имеет никаких видимых человеческих полномочий — ни силы, ни богатства, ни власти, — и обличает их — знатных, умных, привыкших к уважительному преклонению народа. Причём обличает не голословно, а словами Закона, словами Писания.

— Батюшка, но ведь многие ждали Мессию — значит, знали, что это будет не просто пророк или учитель, но Сын Божий?

— А вот это интересный вопрос. Потому что, когда они спрашивали у Самого Христа: что, мол, Мессия — сын Давида? Он ответил: «…сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?» (Мк.12,36—37). То есть сам Давид называет Его Господом.

— Но если им уже напрямую было сказано, что Иисус — Сын Бога, как они дерзнули Его распять? Бога убить нельзя.

— Что Бога убить нельзя, они понимали, но сомневались, Бог ли Он. Они же не верили! Вот у нас нет сомнений, ибо мы верим. А они не могли понять… Ведь не зря ап.Павел говорит: «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1,23). Для иудеев соблазном было даже то что, как же это: Бог сошёл с небес, чтобы родиться в бедной семье? Бог должен был явиться в храме, выйти с молниями из-за завесы… Вот тогда все ахнули бы: да, это то, что надо! Они ждали царя-Мессию. Но Господь не сделал для них такого красивого спектакля. Конечно, среди иудейских первосвященников были умные люди. Иосиф Аримафейский и Никодим были на Синедрионе и предлагали выслушать Христа. Но им же затыкали рот!

— Но они могли сказать, что это — Бог. Или они боялись?

— Они просто боялись, люди слабы… Как боялись и апостолы. Когда Христа распинали — все апостолы разбежались. Потом они каялись, шли с проповедями о Воскресшем Христе и своей мученической смертью доказывали истинность своего покаяния. Люди слабы, не надо винить их за это. Иное дело — предательство. Не случайно Сам Христос сказал: «…Сын Человеческий идёт, как писано о Нём, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф.26,24). Как написано, так и будет, но горе тому человеку, который Его предаёт, ибо человек свободен в выборе. А Иуда ещё усугубил своё предательство само-убийством. Ведь жизнь — это дар Божий. 

— Но как Иуда не побоялся предать Бога?

— Возможно, не ожидал, что его предательство закончится смертью Христа. Можно предположить, что Иуда рассчитывал, что Христос, как факир, исчезнет —
и всё. С чего Иуда мог так решить? А вспомните из Евангелия: когда Христос пришёл в день субботний в Назарет и стал проповедовать в синагоге, Его «повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк.4,28,29). И ещё: «Иисус сказал им: …прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них…» (Ин.8,58,59). То есть Иисус стал невидимым. Вот и Иуда подумал, что он получит денежки, а когда стража начнёт Христа ловить, Он станет опять невидимым и уйдёт невредим. Вот так человек, который был рядом со святыней — жил, ел, спал, разговаривал с Сыном Божиим, видел чудеса, которые Христос совершал, видел доброту Сына Человеческого Неизреченного, — продал Его за 30 сребреников. Предал Того, Кто распялся за всех нас, и за Иуду в том числе.

— Но ведь этому суждено было случиться, иначе: «Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф.26,54). И Сам Христос подал Иуде кусок хлеба, после чего вошел в того сатана; и сказал Иисус: «Что делаешь, делай скорее» (Ин.13,27).

— Всё так, но человек волен выбирать, как ему поступить — предать или остаться верным. Поэтому не надо приписывать Иуде некую особую миссию. Господь ничего не требует, лишь просит устами Соломона: «Сын мой! Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч.23,29). А вот кому отдать своё сердце, каждый из нас решает сам. Ибо в деле спасения нашего участвуют и благодать Божия, и свободное произволение наше.

Адрес: 193231 СПб, ул.Коллонтай, д.21/1

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая