Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православный этикет

ЕСТЬ ЛИ У НАС КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ?

Вопрос общения — трудный. Чтобы он не стал на пути к цели христианской жизни камнем преткновения, необходимо усвоить культуру общения. Она корнями своими уходит в христианскую нравственность. Основа её — заповедь любви. Заповедь трудная, и мы должны заботиться о том, чтобы не усложнять друг другу её исполнение. Так в чём же состоит эта культура общения?

Заповедь любить друг друга потому трудна, что требовать любви надо от себя, а не от другого. Другому оставляется свобода выбора: отвечать на любовь или нет. Значит, с другого мы не имеем права спрашивать, почему он не любит в ответ. Это его право. Мы должны по примеру Господа оставить человеку свободу.

Это значит:

1) не неволить его, задавая лишние вопросы;

2) не стараться добиться желанных сведений, что называется, «не мытьём, так катаньем»;

3) не считать себя вправе требовать отношения, которого хотелось бы;

4) не забывать, что любой может не захотеть доверить что-то своё, может быть, он не надеется на того, кто хочет всё знать о нём;

5) не утверждаться в мыслях о своём праве на чьё-то внимание, а тем более на требование этого внимания;

Почему так сурово? Почему всё время надо себе твердить о праве другого на свободу? Потому что в Церкви «где Дух Божий — там свобода». Всё, что несет в мир разделение, раздоры, несогласия, давление, принуждение, — всё от злого духа. Он мутит в человеке сознание, опираясь на не истреблённую в душе гордыню. В Церкви главная забота каждого христианина — смириться. Если мы эту цель будем ставить себе, то сразу отпадут все требования к другим и возрастут — к себе. Обычно требует тот, кто себя считает (хотя бы втайне) достойным внимания, уважения, доверия. Если мы будем просто честны перед собой, то не надо будет себя сдерживать в желании узнать что-то, потому что встанет другой вопрос: а надо ли этого добиваться? Если мне надо знать — узнаю, а если мне неполезно — лучше не надо. И такой подход не принесёт душе смущения, которое сразу возникает, стоит только допустить мысль: почему это от меня что-то скрывают? Почему со мной не откровенны? Почему мне говорят неправду? — Может быть, потому, что не хотят участия. — В правде? — Да. — Почему? — А что оно принесёт? Всегда ли мы добры в оценках кого-то? Всегда ли только доброжелательны? Уверены ли в себе, что не вспыхнет зависть, раздражение, досада, а может быть, и злоба? А гордость, тщеславие, превозношение, когда о себе заявляют? Не чаще ли в оценках, перебирании чужих дел, копании в ненужных подробностях? Всё это серьёзно и требует ответственного отношения. Что это так, душе скажет мир, если человек смиряется, учитывая свои несовершенства. Скажет и смущение — откуда все обиды, требования, раздражение. Даже решение, что никому ничего говорить не стоит, — откуда? От смирения ли? Всё подряд говорить не стоит, даже узнавать не стоит, помнить — тоже не стоит. Что касается других, то очень осторожно и говорить, и спрашивать. Лучше заняться собой, чтобы очистить душу от всякого самолюбия и гордыни. Тогда Господь расширит сердце добротой и чуткостью, тогда другие с жаждой поведать, помочь разобраться придут сами. И еще нужно устоять в терпении и любви, чтобы принять к сердцу тревогу каждого, уметь с ним погоревать и порадоваться, уметь о нём помолиться. Это возможно не ранее, чем научится человек забывать о себе, и тогда не встанет вопроса о правах своих, будет без слов ясно, что великое чудо на земле — встретить человека, для которого любовь к ближнему не слова, а существо всей жизни, её наполнение, её свет, её постоянное пребывание в Боге. Вот к чему мы все должны стремиться, и тогда не будет горьких вопросов о том, почему ко мне не относятся с той любовью и доверием, которого, естественно, всем хочется.

Монахиня ВАРВАРА, «Православная вера», г.Саратов

предыдущая    следующая