Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

3—9 марта — неделя о блудном сыне

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ — ЛЮБОВЬ К ДАЛЬНЕМУ

Мне всегда казалось несправедливым, что ради блудного сына — развратника, растратчика — отец задал пир, а старший сын, работавший в поте лица своего, не удостоивался ничего. Что же, лучше быть блудным, чем покорным, добрым сыном? Над этим и другими вопросами размышляет настоятель храмов св.блгв.Александра Невского в «Крестах» и св.мц.царицы Александры (III в.) при областной тюремной больнице им.Ф.П. Гааза иерей Георгий СЫЧЁВ.

 — А сколько он хлебнул горя перед возвращением! Чего ж хорошего! Да, старшему брату обидно, но ведь он и так наследует от отца всё. Младший же, кроме этого пира радости, ни на что уже не надеялся. Вспомните и слова Христа: «…на небесах более радости… об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15,7). Да и мы сами больше безпокоимся о больном ребёнке, нежели о здоровом. Мы, христиане, должны жить согласно евангельской заповеди жертвенной любви к ближнему, в том числе к заключённым и болящим, а за справедливостью есть кому у нас надзирать. Мы же пока ещё поступаем по слову Ницше: «Любовь к ближнему подменяем любовью к дальнему». Перечисляем деньги старым родителям — и успокаиваемся; не сами ухаживаем за больным, а нанимаем сиделку… Общество по отношению к заключённым и уже освободившимся и есть тот старший сын из притчи: не любим заблудших, брезгуем, не желаем подать им руку помощи, — мы ведь такие чистые, правильные.

Ошибка думать, что раз преступники за оградой, то далеко от нас. Они, отбыв срок, возвращаются в общество, которое их пытается от себя отдалить, — и многие принимаются за старое. И мы начинаем возмущаться: почему государство нас не защищает?! Но если бы мы в своё время приняли в судьбе заключённых участие — быть может, из тюрем вышли бы люди, желающие жить по-новому. Прп.Ефрем Сирин сказал: «Приступите, кающиеся, и примите оставление грехов своих. Иисус никому не отказывает в прощении его». А кто мы с вами такие, чтобы не прощать? Нам надо просто следовать словам Христа: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25,36). Купите крестики, свечи, богословские — не светские! — книжечки, например, «Как подготовиться к исповеди». Напишите доброе письмо — заключённые должны чувствовать, что общество надеется на их исправление, это окрыляет. Приносить пожертвования можно в храм на Лесном проспекте, 17. Отдать свечнице, с пометочкой: «Отцу Георгию для тюрьмы».

Не все заключённые потеряны для общества. Недавно один признался: «Я сорок лет до этого заходил в церковь, свечи ставил, но только сейчас, после исповеди, почувствовал, что тяжесть с души спала». Я ему: «Господь тебя коснулся, потому что ты осознал свои грехи и покаялся. Теперь начнётся твоё духовное и телесное здоровье. Но если опять станешь курить, матом ругаться, распутничать, воровать — всё вернётся». Другой с трудом выдавил из себя: «Батюшка, я сижу за воровство, а на самом деле на мне шесть очень тяжких преступлений. Что делать?» Я: «Не перекладывай на меня ответственность за содеянное. Спроси свою совесть, что делать». И совесть начала его обличать, и он во всём признался, потому что понял: лучше понести наказание здесь… Ещё один мне жаловался: «Я не совершал убийство, за которое меня осудили». А когда стал каяться, выяснилось, что он дважды посылал жену на аборты — т.е. он повинен в убийстве своих двоих детей. Увы, за убийство младенцев во чреве у нас не судят. Но волею Божией он сидит именно за убийство. Правда, только за одно — Господь милостив!

А бывает так, что человек убил, но… вызывает сочувствие. Например, парень заступился за девушку, которую грабили или насиловали, и ненароком в завязавшейся драке убил грабителя или насильника. Перед законом заступник виноват. Но мы-то всё рассматриваем с позиций евангельской любви, которая есть жертва одного ради другого. И не раз бывало, что такого «преступника» спустя время оправдывали. Пути Господни неисповедимы…

Человек в тюрьме придерживается правила: «Не верь, не бойся, не проси». Ему трудно решиться пойти в храм, ведь вокруг находятся те, кто уже не первый раз сидит, кто хлебнул тюремной «романтики», кто считает, что имеет право пользоваться плодами чужих трудов. Его отговаривают, запугивают. Но когда всё же происходит возвращение блудного сына к любящему и всепрощающему Отцу Небесному — это такая радость! Хотелось бы, чтобы ввели должность тюремного священника.

Вспоминаю случай в «Крестах». Захожу в камеру — девушка сидит. Я понимаю, что этого не может быть, — это же мужской изолятор! Оказалось, — упитанный парень с длинными крашеными волосами и женскими повадками. Спрашиваю: «Ты чего такой странный?» Он: «А я хочу стать женщиной, буду менять пол. Мама — за». Не зря говорят, что когда будущая мама принимает противозачаточные таблетки — ребёнок получается транссексуал. Пять месяцев я с ним говорил по душам, объяснял, что Промысл Божий в том и состоит, что он — мужчина и никогда не станет полноценной женщиной, не станет матерью. До Причастия я его не допускал, так он обманул второго священника и причастился. Прошло время, прихожу — милость Божия! — он волосы обрезал, покаялся, решил остаться мужчиной. Это тот редкий случай, попущенный Богом, когда недостойное Причащение не в осуждение, а на пользу пошло. Блудный сын вернулся к Богу, вернулся к самому себе.

А вы задумывались, почему младший сын в притче назван блудным? Да, блудом он тоже занимался. Но в данном случае слово употреблено ещё и в смысле блуждать. Он блуждал по жизни, как слепой щенок, пока обстоятельства не заставили его вспомнить об отчем доме, не заставили раскаяться и вернуться. Вот иногда говорят: «Ты что колобродишь?» То есть ходишь путями неправедными. Ведь если мы идём не с Богом, то, значит, с лукавым шагаем «смело, товарищи, в ногу». Вот безбожники и колобродили — жгли костры из икон, плясали в церквах, превращённых в клубы, рядились в рясы и бесновались. Такое блуждание вне истины — тоже блуд. А когда человек становится на путь истины — он возвращается к Богу. Потому при первой беседе с заключённым я стараюсь показать ему правильный путь. И чтобы он понял, что и в нём, несмотря на все грехи его тяжкие, есть образ Божий.

— Батюшка, а если перед вами человек, который насиловал и убивал маленьких детей? Как увидеть в нём образ Божий? Какие могут быть у вас добрые слова и душевное тепло к этому зверю?

— Я начинаю не с добрых слов, а стараюсь расположить его к себе, чтобы он раскрылся. И себя настраиваю: надо рассмотреть образ Божий и в этом человеке. Иначе… он закроется, и мы его окончательно потеряем для общества.

— А может быть, его лучше расстрелять?

— Возможно, для него это было бы и лучше. Тут вопрос ещё и в другом… Я беседовал с бывшим руководителем «Крестов» — он служил, когда ещё были расстрельные статьи. И он рассказал, что его сотрудникам трудней всего было приводить приговор в исполнение: сотрудники-то нормальные люди, им психологически тяжело и страшно стрелять в человека. А священника, который объяснил бы, что это — исполнение служебного долга, не было. И преступника нужно было подготовить к смерти, объяснив, что его ждёт там. Быть может, это подтолкнёт его к раскаянию, спасению души… Кстати, сейчас, когда смертную казнь отменили, обществу стало тяжелей — преступники почувствовали свою безнаказанность. Многие тюремные священники за то, чтобы её вернули. А нам всем надо понять, что лечить надо наше больное общество и начинать нужно с себя. Прп.Серафим Саровский сказал: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

А в отличие от блудного сына, зэков на воле никто не ждёт — разве что мать, жена, — они изгои. Их неохотно берут на работу, им не доверяют, частенько они остаются без жилья: пока сидел, его уже выписали из дома. Я сразу предупреждаю своих подопечных: «Будь готов к тому, что на воле окажешься никому не нужен… Но ты нужен Господу, Он любит тебя и такого — опустившегося, обросшего грехами. Покайся и прощён будешь, и жизнь твоя наладится, и наследуешь Царствие Небесное, как разумный разбойник на кресте. А храмы везде есть — молись». Те, кто твёрдо усвоил, что без Бога пропадёт, — находят своё место в жизни.

— Батюшка, а русских, которые живут за границей — эмигрировали, остались в бывших союзных республиках, были усыновлены, — тоже ведь можно считать блудными детьми по отношению к матушке России? Вот если бы государство обратилось ко всем русским с призывом возвращаться на Родину, пообещало и дало(!) кусок земли, подъёмные для строительства домов, обзаведения хозяйством, — вон сколько у нас мёртвых сёл и деревень. Пусть бы селились, обрабатывали землю, рожали детей. Россия наполнилась бы своими, а не гастарбайтерами с Кавказа и Азии. Израиль, кстати, года три назад призвал евреев возвращаться на родину предков…

— Да, многие евреи уезжали, но уже вернулись обратно — здесь им лучше. Что касается того, чтобы призвать на родину русских, я — за. И Россия уже зовёт семиреченских казаков (Казахстан), им предоставляются земли в Ставрополье — по 30 соток на семью. То же пытались сделать в Псковской области.

 НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

На IV Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, проходившем в СПб 26—27 октября 2012 г.,
Президент РФ В.Путин заявил: «В следующем году вступит в силу обновлённая госпрограмма добровольного переселения соотечественников в Россию. Помощь будет обезпечена тем, кто хочет работать, получить образование в России, планирует заниматься предпринимательством, а также лицам, имеющим особые заслуги в области науки, техники, культуры…» Уже принята масштабная госпрограмма поддержки соотечественников на 2012—2014 годы, для реализации которой выделены значительные бюджетные средства.

 — Но тут нужна жёсткая воля и контроль, чтобы средства, выделенные на это благое дело, не оседали в карманах нечистых на руку чиновников… Что касается заграницы, туда многие уехали, но там очень трудно с воспитанием детей. Воспитывать русских детей надо в России, а не делать из них блудных сынов и дочерей. Русским нужны своя культура, традиции, а это — дедушки и бабушки, говорящие по-русски, рассказывающие внукам русские сказки. Кстати, у верующих здесь столько интересного в жизни, не до заграницы. Вот у меня четверо маленьких детей, я их часто вожу к моему отцу на Кубань — там солнце — и по святым местам по России. И слава Богу, всё хорошо.

Адрес: 195009, СПб, Лесной пр., 17.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая