Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я русский!

НАМ ВОЗВОДИТЬ СВЯТУЮ РУСЬ

Редакция встретилась с известным православным общественным деятелем Алексеем Николаевичем Швечиковым, доктором философских наук, профессором кафедры общественных наук Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, бывшим председателем совета Собора православной интеллигенции. Вот что сказал нам Алексей Николаевич:

— Православные люди, живущие в своём церковном кругу, порою не понимают, как глубоко яд либерализма пропитал сознание современных русских людей. Правовая система, система образования и, конечно же, средства массовой информации непрерывно, с упорством вдалбливают в души наших людей ценности нового мирового порядка. И что же в результате? В России растёт поколение, которое и понятия не имеет о тех духовных основах, на которых сотни лет строилась наша страна, — строилась, росла, успешно преодолевала кризисы и беды — и никогда не пользовалась при этом либеральными рецептами.

Я читаю студентам и философию, и религиоведение — и вижу у молодёжи такое незнание собственной истории, что просто диву даёшься!.. А ведь это студенты, люди по определению образованные. Но у них самое примитивное, извращённое представление о родной стране — или вообще нет никакого представления. Больно на это всё смотреть. Иногда просишь их: «Назовите хотя бы одного русского философа!» — и никто из потока не может ответить: их уже убедили, что в России настоящей философии никогда не было. Это страшное положение! Когда одна из наших студенток прочитала мою книгу «Противостояние» — о духовном поединке России и Запада, — она сказала мне: «Алексей Николаевич, я была потрясена!.. Я успешно окончила школу, проучилась в университете уже три курса — и ничего не слышала о тех вещах, о которых вы пишете. Вы, наверное, открыли то, что никому не известно? Почему нам об этом никогда не рассказывали?»

Да что говорить о студентах! Я знаю учёных, называющих себя верующими и православными, которые читают доклады о благодетельном значении толерантности для России, — и искренне уверены, что чем больше толерантности мы проявляем, тем ближе Россия ко спасению.

Друзья мои, братья и сёстры! В наши дни первейшая наша задача — всеми способами развенчивать лицемерную, ядовитую идеологию либерализма. Если мы не расскажем людям правду, если мы не напомним об исконном пути России, то вскоре русские вообще забудут о том, что они русские. Либерализм уже пустил у нас глубокие корни — пришла пора их выкорчёвывать общими усилиями.

Мы должны говорить людям, что либерализм — это стирание грани между добром и злом. Толерантность — это терпимость ко злу, это постепенное протаскивание зла в нашу жизнь, попытка примирить нас с тем, с чем мириться нельзя.

Мы должны говорить, что либерализм — это несравненно более изощрённый способ борьбы с религией, чем коммунизм. Если коммунизм пытался уничтожить религию извне — огнём и мечом, то либерализм действует изнутри, пытаясь воздействовать на тёмные инстинкты человеческой натуры. Либерализм духовных проблем не ставит, — он смеётся над ними. Это идеология чистогана, идеология живота, идеология мамоны, ублажение тела она объявляет главной целью человеческой жизни.

Мы должны говорить и о том, что либерализм — это внешнее проявление масонства. Масонство — организация, так сказать, полутайная, оно не может открыто провозглашать свои конечные цели: если оно их провозгласит, то половина рядовых масонов разбегутся, ужаснувшись столь явному служению злу. Как же быть? Надо же как-то управлять обществом. И вот создаётся такая идеология, как либерализм, которая подлинные цели масонства маскирует и пытается придать им общественно приемлемый вид. Можно назвать либерализм внешней стороной масонства, публичной его стороной. Лживые, дьявольские, лицемерные, циничные идеи масонов подаются как гуманные, либеральные, толерантные: красивыми и непонятными словами маскируется поистине страшное содержание. Не все люди — даже образованные, интеллигентные — это понимают, многие верят на слово либеральной болтовне о свободе и толерантности. Мы обязаны разъяснять людям, что в этом они заблуждаются.

Необходимо доказать, что нет единого пути для развития всех народов. И в частности, пути развития западной цивилизации и России принципиальным образом разнятся, и привести их к общему знаменателю невозможно в принципе.

Дело в том, что желание служить не Богу, а мамоне характерно не только для западной цивилизации вообще, но и для западной церкви. Нельзя одновременно быть церковью и полусветской организацией, — но католики страдали этой болезнью постоянно, желая всё в мире подчинить себе. Господню заповедь — «Отдайте Богу Богово, а кесарю кесарево» — они с самого начала нарушали: «Отдайте нам всё — и кесарево, и Божие! Всё должно быть под нашим контролем». Стремление к власти, к богатству и внешнему земному благополучию стало смыслом западной цивилизации. Она не видела другой цели, как только создать подобие земного рая, — хотя они прекрасно понимали, что всем в этом раю места не хватит. Однако разговоры были, были и обещания.

Но никогда — и наши мыслители это подчёркивали, — никогда для русского человека земная, материальная сторона жизни не была решающей. Он её признавал, но относился к ней без всякого трепета, — просто как к необходимости. Но сделать смыслом человеческой жизни добывание богатства и увеличение его — для русской души это было чуждо и тягостно. Наша миссия иная. Да, мы говорим, что Россия должна стать центром мира. Но духовным центром! Не рулить, не эксплуатировать, не командовать народами, а дать им некий образец духовной жизни, указать путь к Небесам. Вот наш идеал!.. И его сейчас изо всех сил пытаются замолчать или осмеять, а то и попросту запретить всякое упоминание о нём. Мы обязаны постоянно напоминать о нём людям.

Ещё одно очень важное отличие России от Запада заключается в разном отношении к закону. Для нас закон — порождение человеческой и только человеческой культуры, а потому не может быть сравним ни с Божиими заповедями, ни с законами духовной жизни — жизни «по правде». А в Древнем Риме, колыбели европейской цивилизации, закон считался святее самих богов. Боги утверждались римским сенатом. Сенаторы голосовали: «Признаём эту сущность богом?» — «Да, признаём!..» — или: — «Нет, не признаём!..» Но если бога назначают, значит, закон выше богов. Так понимали дело в Древнем Риме, так, в сущности, понимают его и сейчас на Западе. Но никогда в русском самосознании не было ничего подобного!

Ещё одна наша обязанность: убедить людей, что плевать на своё прошлое, отрицать его — это дело гадкое, это безумие. Возьмём, к примеру, историю СССР. Как-то Бердяев заметил, что коммунистическая идея в России хорошо прижилась именно потому, что она, независимо от воли самих большевиков, легла на православную идею, — легла на неё, как на плодородную почву, и пустила корни. А раз она питается от этой почвы, то неизбежно становится ей родственной. Поэтому то доброе, что дала советская система, — уважение к труду, соучастие в общем деле, ощущение всенародного единства, государственный охват мышления, — всё это идёт от Православия. В одной советской песне есть слова: «Одолели, победили всех врагов в боях за Родину святую». Уж кажется, какая связь между коммунистической идеей и святостью? А между тем коммунисты понимали, что есть в жизни нечто святое. «Идёт война народная, священная война»… Для либерализма ничего святого нет в принципе. Много было всякого в Советском Союзе, но и доброго было много. Тогдашний уровень социальной справедливости, например, ни в какое сравнение не идёт с тем, что мы имеем сейчас. А возьмите вы материалы пленумов и съездов КПСС — везде встретите раздел, посвящённый народной нравственности и духовной жизни, — пусть не в религиозном смысле, но сейчас-то об этом говорят явно недостаточно, да зачастую и не очень убедительно! Мы не имеем права охаивать то, что было хорошего в советской истории. Даже беды — это наши беды, это наша история, надо относиться к ней с чувством ответственности и уважения. Это касается не только советского периода, но и всякой эпохи в русской истории: были времена трудные, были времена непростые, но мы должны с любовью изучать их, потому что иначе невозможно понять свою страну, невозможно уберечь её от новых бед.

Меня могут спросить: а не поздно ли учить всему этому народ? Не умерла ли уже народная душа под идеологической бомбёжкой либерализма? Мне, как верующему человеку, невозможно смириться с мыслью, что зло на земле победило окончательно, что диавол восторжествовал. Может быть, — на какое-то время… Да, нынешняя идеология пустила такие корни, так одурачила людей, что выбила целое поколение нашей молодёжи. Страшно говорить об этом: целое поколение духовно мертво! Но так ли это на самом деле? Не спешим ли мы, утверждая подобное? Я вижу молодёжь не по телевизору, я ежедневно общаюсь с молодыми, со студентами и могу сказать, что не всё так плохо. В каждой группе из 25—30 человек непременно найдётся человек десять, которые понимают, что происходит вокруг, — и не только понимают, но и сопротивляются злу. Они делают это, опираясь лишь на свои скромные силы, — и мы, православная интеллигенция, обязаны помочь нашим молодым.

Недавно я вёл семинар по религиоведению, тема: «Функция религии в социальной политике». И одна из девушек по собственному почину сделала доклад: «Проблема аборта в мировых религиях». Я был поражён! Она подробно описала, как мировые религии относятся к этой проблеме, а в конце высказала и собственную точку зрения на аборт как на преступление. Но этого мало: она предложила устроить в группе голосование о допустимости такого детоубийства. Против абортов было семь человек, а пять ответили положительно. Это студентки четвёртого курса, взрослые девушки…

Здоровые силы в обществе есть. Молодёжь тянется к свету. Наша святая обязанность — помочь всем здоровым силам России, объединить их, независимо от их партийной принадлежности, — только так мы сможем спасти нашу Родину и дать отпор наступлению либерализма.

следующая