Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православный этикет

НАЧАЛЬСТВО И ПОДЧИНЁННЫЕ

Очень важно руководителю во взаимоотношениях с подчинёнными соблюсти верный тон — деловой требовательности в сочетании с доброжелательностью. Православные взгляды начальника должны выражаться не в том, что он с показным смирением просит прощения у подчинённых всякий раз, когда вынужден делать замечания (чем может ввести в соблазн нецерковного человека, дать ему повод распуститься), а в справедливости, уважительности, милосердии — тогда даже резкий тон выговора при нерадении работника допустим. Очень хорошо, если руководитель возьмёт за правило говорить каждому новичку напутственное, ободряющее слово, не забудет в дальнейшем искренне вникать в его проблемы.

Как должен подчинённый реагировать на требования и замечания руководителя? Стараться делать порученное ему дело наилучшим образом. Проявлять обязательность, скромность, чёткость, предупредительность, расторопность, но не заискивать, не лебезить, не угодничать.

Естественно, что начальник должен обращаться к подчинённым на «вы», поскольку подчинённый обычно не может ответить «ты» обращающемуся к нему так руководителю. Одностороннее «тыканье» выглядит крайне пренебрежительно. Бывают, конечно, ситуации, когда очень пожилой руководитель по-отечески говорит «ты» совсем молодому сотруднику, но и здесь надо избежать барского, покровительственного тона.

На работе нередко возникают ситуации несправедливой обиды, ссор, различных нестроений. Как православному на них реагировать? В первую очередь — молитвенно. Бывает, даже после кратких слов «Господи, вразуми!» наступает ясность, какой лучше найти выход. Надо взять за правило не «выяснять отношений», не «восстанавливать справедливость», не обсуждать серьёзных проблем, не помолившись, хотя бы кратко, про себя. В случае несправедливых обвинений действовать просто и искренне, без длинных разговоров «в кулуарах» спокойно добиться чёткости претензий: «Давайте более детально, по пунктам сформулируем, в чём, на ваш взгляд, я неправ». Мирный, доброжелательный тон в затруднительных ситуациях умиряет страсти, разгорающиеся при многословных и пустых обсуждениях проблем. И надо не стесняться в затруднительных случаях обращаться к духовнику.

Если вам по роду работы приходится иметь дело с посетителями, старайтесь быть предельно внимательным, вежливым, терпеливым к раздражённому тону. Если посетитель обратился не по делу, а чтобы «отвести душу», поскандалить из-за недовольства всевозможными безпорядками нашей жизни, нельзя раздражённо выпроваживать его, умножая зло. Надо попытаться выяснить действительную нужду этого человека и дать совет, куда ему обратиться и как вести себя дальше.

В деловых отношениях на работе прежде всего ценится точность, обязательность, аккуратность, умение держать слово. И если рядом с вами в большинстве работают разболтанные, необязательные люди, это не повод расслабляться и снижать требования к себе. Дело чести православного создать себе репутацию человека, на которого всегда можно положиться. По нашим отношениям с другими людьми нецерковный мир судит обо всём Православии.

предыдущая    следующая