Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

1 ноября — память мученика Уара (ок.307 г.)

«ПОТЩИСЯ ИСПРОСИТИ ОТ ТЬМЫ ИЗБАВЛЕНИЯ»

В молитве мч. Уару об умерших некрещёными читаем: «И ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения». Но таковое дерзновение имеют многие угодники Божии, разве нельзя молиться о том же Святителю Николаю Чудо-творцу, или прп.Серафиму Саровскому, или же Богородице, или Самому Христу Спасителю? Почему же мы молимся именно св.воину Уару? Размышляет настоятель храма свв.апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке иеромонах Нектарий (ГОЛОВКИН).

Молиться, конечно, можно любому святому, но так уж сложилось по многовековой традиции, хотя я не совсем понимаю почему: об умерших некрещёными молятся именно св.Уару. Давайте вспомним житие святого. Уар жил в IV веке, в годы правления римского царя Максимиана — гонителя христиан. Будучи военачальником, Уар посещал узилища, кормил заключённых и омывал их раны. Однажды были схвачены семь христианских учителей-отшельников. Уар целую ночь провёл с ними, а поутру последовал на казнь вместо одного из них, умершего ночью. После долгих истязаний его умертвили, а тело выбросили за город. Некая вдовица Клеопатра подобрала его и захоронила в своей спальне, а спустя время под видом мужа перевезла к себе на родину, в селение Едра близ Фавора. Похоронив мученика, она построила над его гробом храм. Сюда приносили больных, которые получали исцеление. Сына своего Иоанна вдовица готовила к царской службе, молясь мч.Уару о помощи в сём деле. Но семнадцати лет сын скончался. Безутешная мать горько пеняла св.Уару, что вот-де она молилась ему, похоронила, создала храм, а он так отплатил ей за доброту… Тогда в тонком сне ей явились мч.Уар и её сын в блистающих одеждах, и святой сказал, что сын её служит, как она и хотела, царю, но Царю Небесному, и что он отмолил также всех её родственников.

То есть св.Уар вымолил людей, пребывавших в аду, поскольку в молитве святому сказано: молитвами их «от вечных мук свободил еси». Однако из этого не следует, что муж и родные Клеопатры были некрещёные… Скорее всего, родственники такой благочестивой женщины, как Клеопатра Блаженная, были крещены.

— Не обязательно. Сколько угодно было, что кто-то в семье христианин, а другие — язычники… И если родственники и муж были крещёными, какой был смысл св.Уару их вымаливать?

— Оно конечно, и сейчас бывает, что жена — верующая, а муж — атеист. Но в житии не сказано прямо, что родственники и муж Клеопатры были некрещёными, — это уже наше домысливание. А отмаливал св.Уар, возможно, грехи родственников вдовицы. Разве крещёные не грешат? Вот мы часто каемся в грехах, но покаяние наше только словесное, а жизнью дальнейшей мы не подтверждаем своё покаяние — не меняемся, не ведём праведный образ жизни. И родственники вдовицы могли быть повинны в каких-то грехах.

Нам — тем, чьи близкие умерли некрещёными, — очень хочется верить, что родственники Клеопатры были некрещёными и святой их вымолил. И делаем вывод, что мч.Уар своими молитвами вызволяет из ада некрещёных. Это уже чисто народное поверье. На самом деле этот вопрос остаётся открытым…

— В молитве св.Уару сказано: «…якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси…». Неверный род — т.е. некрещёный. Может быть, сын вдовицы Иоанн был некрещёный?

— Иоанн был сыном благочестивой матери, помогал ей переносить мощи Уара и строить храм над его могилой. И умер он после освящения сего храма. Так что, скорее всего, он был крещёным.

Церковь учит, что членами Церкви могут быть только крещёные люди. Мы читаем в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин.3,5). Значит, условие вхождения в членство Церкви — Крещение. И Церковь официально может молиться только за крещёных. Уже в древнейших литургиях от Иакова и ап.Марка есть молитвы за усопших, ибо Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20,38). И свт.Иоанн Златоуст писал о том, что усопшие могут получить некоторое облегчение своей участи в загробном мире. Подтверждение этому мы находим и в Священном Писании: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится… ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12,31—32). Стало быть, и в веке будущем грехи (кроме хулы на Духа Святого) прощаются. Но как это возможно, если в загробном мире нет покаяния? — Мы, ещё живущие на земле, можем помочь своим сродникам молитвами за них, добрыми делами, творением милостыни. Но надо помнить, что мы молимся за членов Церкви! Что касается некрещёных младенцев… Представьте: перед нами благочестивая православная семья, воспитывающая детей в вере Христовой. Но вот рождается очередной младенец и умирает прежде, чем его успели крестить. Но мама, девять месяцев вынашивая его, ходила в церковь, причащалась. Стало быть, младенец сей может быть в Духе благодаря праведности и благочестию родителей. Поэтому мы можем предположить, что о таких некрещёных детях, которых хотели крестить (и Всеведущий Господь это знает), можно молиться. Но их не вписывают в синодик. Просто, когда бывают общецерковные поминовения усопших, в частности на родительские субботы, когда молятся за всех христиан, в том числе погибших при пожарах, наводнениях, войнах… не называя имён, тогда, думаю, можно помолиться и за своё некрещёное дитя.

— Но коли ребёнок родился в благочестивой семье и его хотели, но не успели крестить, почему не окрестить его после смерти, ведь «у Бога все живы»?

— Были поползновения крестить умерших, но осуждены как еретические. Когда крестят младенца, за него отвечают (отрицаются сатане) восприемники. А как можно отвечать за умершего?

— В Триоди Постной читаем: «крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии… ниже в геенну пойдут». На Руси некрещёных младенцев называли Богданами — Богом данными. Но как же Богом данное дитя отправляется в ад, почему Отец Небесный не забирает невинную душу к себе в рай?

— Я не думаю, что загробная участь таких детей — ад. Почему я делаю такой вывод? Да потому, что во времена земной жизни Христа не все своих детей крестили, и сама Церковь была основана в день Сошествия Духа Святого, а Христос задолго до того сказал: «Таковых есть Царствие Небесное». Также Спаситель сказал: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14,2). Вспомним притчу о богаче и Лазаре, рассказывающую о временах дохристианских. Душа праведного Лазаря по смерти была отнесена Ангелами на лоно Авраамово — место в аду, куда до Воскресения Христова шли души праведников. В этом месте нет адских мучений, но нет и райской радости. О Лазаре читаем: «Ныне же он здесь утешается» (Лк.16,25). Не наслаждается, как в раю, но утешается. В сие место, считают многие Св.Отцы Церкви, идут и некрещёные младенцы. Но надо понимать, что мы говорим лишь о младенцах, умерших в результате болезни или несчастного случая (не абортированных!). Поэтому новорождённого больного ребёнка стараются крестить как можно раньше, иногда даже вызывают священника в роддом. В требнике есть специальный сокращённый чин «святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго». Я сам не раз крестил таких младенцев. И часто дети после Крещения выздоравливали. Известны случаи, когда умирающего человека, желавшего, но не успевшего креститься, крестили где-нибудь в пустыне… песком, за неимением воды. И Господь принимает такое Крещение, ибо Ему ведомы все помыслы человека, и желание креститься также. Господь желает спасения всем Своим чадам, ибо «Бог есть Любовь» (1Ин.4,8). А мы можем помочь своим родным и близким в деле спасения — молитвой, добрыми делами, милостыней и соблюдением заповедей Божиих.

Адрес: 194902, СПб, Парголово, Шуваловский парк, 41. Тел. 513-87-62

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая