Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Повестка дня

РОССИЯ — ТОЧКА ОПОРЫ

Беседа вторая

Мы продолжаем разговор с о. Алексием Успенским, начатый в прошлом номере нашей газеты.

— Как вы считаете: нынешнее наступление кощунников — это стихийный взрыв или акция, запланированная врагами Церкви?

— Не рискну назвать каждое из происшедших недавно кощунств заранее спланированным. На мой взгляд, спланированным был как минимум один из них. Он и послужил, так сказать, детонатором — подобно тому, как ядерные испытания могут вызвать извержение вулкана. Вечно клокочущая в бездне магма дьявольской злобы всегда готова вырваться на поверхность, и она вырывается, если на поверхности сложились необходимые условия. В одном случае эти условия могут быть специально созданы, в другом —  существуют сами по себе, но так или иначе, «где тонко, там и рвётся», как говорится.

Что же касается акции в храме Христа Спасителя, то здесь и младенцу должно быть ясно, что выходка этих «тётенек» меньше всего похожа на «стихийный взрыв». Невольно вспоминаются рассуждения сегодняшних физиков о «Большом взрыве», породившем Вселенную: эта теория как-то не учитывает творческий акт Господа Бога. Никакой взрыв не происходит без чьей-то направленной воли, вот и у истории с нашими панками-хулиганками, безусловно, был свой творец, который в рассчитанное время в рассчитанном месте осуществил выброс дьявольской энергии, наполнив этот импульс определённым смысловым содержанием. Можно сказать, что «ядерные испытания» проведены, и теперь те, кто их устроил, ожидают разрушительного всплеска «вулканической активности» в обществе.

Но нам, православным людям, следует знать, что кощунства произошли по Божиему попущению, и мы обязаны понимать, в чём заключена здесь Божия воля.

Впервые за немалый срок с нами, чадами Церкви Христовой, заговорили на новом языке — весьма доходчивом и весьма оскорбительном. Язык этот оскорбителен, в первую очередь, для тех, у кого в душе осталось ещё живое религиозное чувство. С нами заговорили начистоту и по-взрослому. По-взрослому следует и отвечать.

— Каково ваше личное мнение, отец Алексий: нынешняя ситуация — это просто единовременная акция или это принципиальная смена курса у мировых властей? Ещё вчера они смотрели на возрождение Церкви равнодушно, порою даже помогали ей, — не настало ли теперь время для гонений?

— Давайте сперва уточним это понятие: «мировые власти». Как я понимаю, вы имеете в виду не духов злобы, а живых людей из плоти и крови, которые входят в те или иные властные структуры. Однако, как мне кажется, речь идёт не о тех властях, которые «от Бога учреждены суть». Мы говорим именно о земных, человеческих структурах, которые включены в иерархию, управляемую «миродержителями тьмы века сего», «духами злобы поднебесными». То есть о людях, с помощью которых совершается в мире «тайна беззакония», находящаяся в действии со времён апостольских. Такие люди способствуют воцарению мирового зла (а в конечном счёте — и антихриста) и не собираются менять свой главный курс. Другое дело, что им приходится лавировать, выбирать обходные пути и порою совершать действия, которые со стороны могут показаться, как вы выразились, «помощью Церкви».

В те годы, когда рушился СССР, необходимо было обезпечить крах коммунистической идеологии, на которой, как на фундаменте, покоилось здание советской государственности. В ту пору усиление позиции Церкви работало на эту задачу. Рушилась коммунистическая идеология, рушилась советская империя, и с мировой арены уходила мощная сверхдержава, опасный конкурент Запада. Ради этого можно было «помочь» и Православной Церкви. Однако, как только с Союзом было покончено, тут же из уст господина Збигнева Бжезинского раздались слова о том, что теперь врагом № 1 для западной демократии является РПЦ. Понятно, что такие люди слов на ветер не бросают. И разумеется, за словами последовали решительные действия целого аппарата специалистов. И я думаю, что недавние кощунства должны были выявить, как далеко удалось продвинуться этим специалистам в деле разрушения Церкви у нас в стране.

Выяснилось, что кощунство в России, слава Богу, ещё наказуемо, несмотря на возмущение всего мирового сообщества. Из этого, в частности, следует, что открытых гонений вряд ли следует опасаться. Но необходимо понимать и другое: подрывная работа в Церкви будет продолжаться, а это чревато гонениями скрытого порядка. И если говорить начистоту, то меня лично просто поражает и вместе с тем страшит крайне вялая и снисходительная реакция части церковного общества на шабаш в храме Христа Спасителя, например. Такая реакция кажется мне опасным симптомом смертельной болезни под названием «теплохладность».

— Люди нецерковные часто спрашивают: «За что же ваша Церковь так ненавидит всех инакомыслящих? Надо быть терпимее!» Как ответить на этот вопрос людям, далёким от Церкви?

— Я так понимаю, что ваш вопрос навеян недавними событиями, а потому отвечаю исходя из этого предположения.

Итак, если называть инакомыслием топор в руках обезумевшего богоборца и рубку православных икон, погромы, избиение священнослужителей или шабаш на амвоне храма, являющегося национальной святыней, притом с оскорблениями в адрес первого лица государства, то я уже не понимаю, до какой степени ослепления нужно дойти, чтобы задавать такой вопрос. Кстати, это ослепление — прекрасный показатель исправной работы специалистов из команды господина Бжезинского и ему подобных.

Нельзя не удивляться тому, как гладко прошла операция по подмене понятий, когда кощунство, глумление, оскорбление, хулиганство и т.д. получили вполне пристойное и респектабельное наименование инакомыслия.

О вещах действительно важных трудно порой разговаривать и с верующими людьми, — но с безбожниками, повредившимися в уме после часов, проведённых у телевизора, говорить намного труднее. Этим несчастным на их вопросы о «преследовании инакомыслия» следует, на мой взгляд, ответить так:

— А что ты скажешь, друг, если я плюну на могилы твоих родителей и сломаю на них кресты? Если потом я приду к тебе домой с топором и — нет, не трону никого, — но переломаю дорогие, памятные твоему сердцу вещи, перепугаю твоих детей, оскорблю жену?.. И напоследок, — ты уж извини, дорогой, меня, инакомыслящего, — я от всей души дам тебе по физиономии? Когда же ты попытаешься протестовать, — впрочем, весьма слабо и боязливо, — я тебя спрошу: «А почему ты меня так ненавидишь? Не терпишь инакомыслия? Нехорошо! Надо быть терпимее, толерантнее!»

— Как быть, если на твоих глазах творится кощунство? Или (более распространённый случай) когда кто-то из твоих знакомых начинает при тебе поносить Церковь? Как отвечать ему? И надо ли? Стоит ли затевать свару?

— А как быть, если твоей матери плюют в лицо в твоём присутствии? Разумеется, прямому кощунству нужно препятствовать всеми доступными способами — да-

же если это чревато опасностью для вашего благополучия. А придётся пострадать — так нет большего блага, как пострадать за веру. Осудит общество — зато Господь не осудит; осудит же Он «боязливых и неверных».

Что же касается знакомых, которые в разговоре поносят Церковь, то надо ещё посмотреть, что они собой представляют: почему так озлоблены, почему их так волнует разговор о Церкви и т.д. Вполне возможно, что они искренне заблуждаются, чего-то пока не знают, не понимают. Таких не следует сразу зачислять в стан врагов, их нужно убеждать — и делать это в мирном духе. И помнить завет Святых Отцов: «С плотскими — о плотском, с душевными — о душевном». О вещах действительно высоких, духовных можно говорить лишь с людьми духовными: так будет безопаснее — меньше риска скатиться к богохульству. Кстати, очень важно помнить вот о чём: сами эти понятия: «кощунство», «святотатство» — принадлежат к порядку высокому, доступному и понятному только людям духовным. На языке, в котором существуют эти слова, большая часть общества не разговаривает, — и не потому, что не понимает их, а потому, что не имеет в своей жизни идеалов той высоты, на которой эти понятия обычно употребляются. У этих людей нет таких ценностей, оскорбление которых можно было бы назвать святотатством! В этом и заключена причина того, почему огромное число людей так до сих пор и не поняло, что же на самом деле произошло тогда, февральским днём, на амвоне главного храма страны.

Но вернёмся к знакомым, которые поносят Церковь. Чаще всего поводом к такой хуле служат сами представители Церкви, когда-то показавшие себя недостойно. Что тут скажешь? Так уж повелось, что в любом человеческом сообществе всегда находились люди, этого сообщества недостойные. Выискался такой даже и в среде учеников Христовых. С другой стороны, человеческие сообщества бывают склонны клеймить позором и извергать из своего круга людей ни в чём не виновных, даже достойных — Иисуса Христа, например.

Что ж, встречаются на свете плохие матери, — но разве это повод отрицать институт материнства как таковой? Встречаются плохие отцы и врачи, учителя, чиновники, генералы… Кстати, о генералах. Был некогда такой генерал — Власов, предатель из предателей. Предал жену, предал любовницу, предал солдат, которыми командовал, предал Роди-ну — это факт. Плохо, очень плохо повёл себя генерал, — однако всей его неисчерпаемой гнусности не хватило для того, чтобы перечеркнуть доблесть, славу и героизм преданной им армии.

…Люди хулят Церковь зачастую оттого, что не понимают её истинного предназначения. Наша задача — терпеливо, спокойно, с любовью разъяснять все недоумения тем, кого действительно интересует истина. Об остальных речь не идёт: с ними не о чем разговаривать.

— Можно ли сказать, что в нынешней ситуации православным следует строже следить за собой — стараться поистине стать «светом миру», чтобы никто не смог предъявить нам справедливых обвинений?

— Это требуется от православных во все времена. И не просто для того, чтобы к нам «не было претензий», а просто по любви к Богу и к Его заповедям. А претензии, обвинения были и будут всегда. Неужели христианин, духовно возрастающий, искренне стремящийся стать светом миру, станет настолько неинтересен диаволу, что тот оставит его в покое и предоставит полную возможность «строго следить за собой»? Или, обливаясь слезами от умиления, сложит копыта?

Беда в том, что любовь оскудевает. Если бы у нас было больше любви к Богу и Его Церкви, не случились бы все эти кощунства.

— А может быть, пришла пора создавать дружины самообороны при каждом приходе?

— Дружины необходимо создавать, и не только для самообороны. В рядах таких дружин мы должны воспитывать наших детей, в первую очередь мальчиков. Как, собственно, и происходит в нашем храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Такое воспитание обязательно будет и духовным, и патриотическим. Школа ничего подобного не делает, — а если и в храме этого не делать, то мы получим ещё одно безпомощное, заблудшее поколение людей, не способных не только защищать свои духовные и национальные идеалы, но даже иметь их.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН 

следующая