Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Въди

НЕ ЧУДЕС ИЩИТЕ — ЛЮБВИ!

Кажется, нет среди апостолов никого, чья жизнь была бы так насыщена чудесами, как жизнь любимого ученика Христова Иоанна Богослова. После Вознесения Господня едва ли не каждый шаг этого апостола сопровождался чем-то небывалым.

Когда он отправился на апостольскую проповедь, корабль его разбился; все матросы благополучно спаслись, и лишь Иоанн не выплыл на сушу. Две недели оплакивал Прохор-ученик своего утонувшего учителя, а по истечении двух недель море выбросило Иоанна перед Прохором — живым и невредимым, за много километров от места кораблекрушения.

Иоанн и Прохор отправились в Эфес и тут попали в рабство к некой злой женщине, владелице бани. В этой бане обитал бес, который время от времени убивал пришедших помыться. Апостол Иоанн изгнал беса и воскресил убитого им юношу. Затем он изгнал беса из храма Артемиды и разрушил сам храм, не прикасаясь к нему пальцем. Затем, посланный в изгнание, он возвратил из моря юношу, утонувшего много дней назад, — возвратил живым. Затем он усмирил бурю. Затем…

Но одно только перечисление чудес, совершённых великим апостолом, займёт всю газетную полосу. Он испивал яд, он горел в котле с кипящим маслом, но оставался невредим… Самое же удивительное, что было в жизни Иоанна Богослова, – это, несомненно, его преставление. Преставление апостола Иоанна (9 октября, II век) – одно из самых загадочных событий в Священном Предании.

Общеизвестное предание таково: прожив более ста лет, он удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его ещё живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно 21 мая на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. В честь этого события установлено весеннее празднование памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Что же это за прах и куда делось тело апостола? Встречается мнение, будто спящий Иоанн так и лежит в могиле, а тонкий прах поднимается от его дыхания. Более распространён взгляд, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам — Илии и Еноху.

Как мы знаем, согласно общепринятым толкованиям Апокалипсиса, перед концом мира на землю Богом будут посланы праведный Енох и пророк Илия. Однако, по мнению некоторых толкователей, будет и третий, исключительный посланник Божий во времена Антихриста – сам автор Апокалипсиса, апостол и тайнозритель Иоанн Богослов. Многие святые (Ипполит Римский, Андрей Кесарийский, и даже Иоанн Кронштадтский!) высказывали уверенность в том, что апостол Иоанн будет вместе с Илией и Енохом проповедовать перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живёт доселе на земле и на небесах», — утверждал кронштадтский праведник. Преподобный Нектарий Оптинский в 1924 году одной из своих духовных чад на её вопрос: «Батюшка, а говорят, что и Иоанн Богослов придет?» — ответил: «Всё это будет, но это великая тайна».

На эту тему можно написать огромный богословский трактат или хотя бы серьёзную статью. В любом случае, Священное Предание отметило изменение «чина естества» — тление не коснулось тела апостола любви. И этой победой над тлением подчёркивается его духовное родство с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у подножия Креста Господня. Подумайте: ведь такого чуда не удостоились даже святые первоверховные апостолы Пётр и Павел, хотя мученическая кончина обоих — подвиг веры, свидетельство о Христе.

Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о Материнской заботе, оказываемой нам Пречистой Девой. И видимо, близость этих двух дат не случайна — она символична. Можно даже предположить, что удивительная тайна Иоанна Богослова раскрывается в Богородичных праздниках Успения и Покрова. «Во Успении мира не оставила еси, Богородице», — поём мы о Матери Божией, — не те же ли слова можно сказать и об апостоле Иоанне?

Кое-кто из современных авторов высказывает предположение, что апостол Иоанн всё-таки умер, но был воскрешён по образу воскрешения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, которая вторым, вслед за Господом Иисусом Христом, человеком была воскрешена с Её преображённым телом. Иначе говоря, он был третьим человеком на земле, удостоившимся воскреснуть до всеобщего воскресения мёртвых, а четвёртым и пятым будут Енох и Илия, которые были живыми взяты на небо.

Правильно ли такое мнение, трудно сказать. Думается, что для нас главное другое: важно знать, что апостол Иоанн Богослов по мнению многих Святых Отцов, должен прийти к нам перед Вторым Пришествием Господним. А то, каким образом он пребывал все это время живым с телом, видимо, пока не дано нам знать в точности; пока это остается тайной.

Павел ГОРЕЛОВ
 

предыдущая    следующая