Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

«НЕ ИМАМЫ ИНЫЯ ПОМОЩИ…»

 Узнав от Архангела Гавриила о близящемся часе Её переселения на небо, Богоматерь благодарила Бога со смирением. За что благодарила Господа Богородица и что мы празднуем в этот день, чему радуемся, когда поём: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое»? Почему Дева Мария желала скорейшего упокоения, смерти? Ведь сколько пользы было бы христианам от её жизни. Размышляет настоятель Варваринского храма в пос.Рахья протоиерей Илия АМБАРЦУМОВ.
— Праздник Успения Пресвятой Богородицы называется великим, двунадесятым, вселенским, так как в этот день «Спаситель всех во всей славе Своей сретил и вселил Матерь Свою с Собою». Сама же Богородица была столь смиренной, что тяготилась славой, увеличивающейся с каждым днём, и просила Господа забрать Её. К тому же подумайте, если мы в разлуке с любимыми людьми плачем и тяготимся этой разлукой, то как Она страдала, лишившись близости Своего любимого Сына и Бога! Конечно, Богородица не забывала и о христианах, Она знала, что по Успении Своём, когда будет находиться рядом с Божиим Престолом, больше поможет им.
— Что же более всего доказывает взятие Девы Марии с телом, т.е. что подтверждает воскресение второго человека после Христа?
— Если бы тело Божией Матери осталось на земле, то все поклонялись бы ему. Это была бы самая большая святыня мира, о которой мы, конечно, знали бы. Ведь мы почитаем святые мощи угодников Божиих, знаем случаи и сами получаем чудесное исцеление от них. Мощи мучеников с первых веков христианства собирали, хоронили с почестями или тайно (так захоронили главу Иоанна Предтечи!), запоминали день мучений, составляли мартирологи. Причём почитали даже одежды их. А тут почил не кто-то — Матерь Божия — Та, что выше всех Ангелов и Архангелов… К тому же мы видим: пуста гробница Христа Спасителя, пуста гробница Девы Марии. И ни у одного христианского писателя или историка тех времён нет ни малейшего упоминания о том, что там-то захоронено тело Богородицы, что где-то хранится хотя бы частичка его. А можно ли допустить, чтобы Бог, прославляя Своих святых угодников, допустил, чтобы Его Мама была в поругании и непочитании?! И потом, если Енох и Илия были удостоены чести за свою праведную жизнь не умереть, то неужели этого не достойна была Матерь Божия? Ей было попущено только уснуть на некоторое время. Другой вопрос: для чего Господь дал Ей пройти момент смерти, ведь Он мог сразу забрать Её, как пророка Илию? — А для того, чтобы люди не боялись идти вратами смерти. И чтобы Она, всю жизнь пытавшаяся подражать Христу, не была лишена последней Своей воли, как и Сын, пройти сквозь смерть.
— На иконе «Успение Пресвятой Богородицы» видно, как Христос принимает на руки душу Её, но тело остаётся на смертном одре…
— Оно взято было позже. Богородица полностью повторила путь Своего Сына: страдала, была погребена и исчезла из Своего одеяния, как Христос из плащаницы, на третий день по Успении.
 — Современным христианам понятно, что Успение — радостный день. Но для апостолов в своё время это была огромная потеря.
— Они очень горевали, так как почитали Её, как самого Христа, и им было страшно лишиться Матери, всех наставлявшей и утешавшей, заменявшей им Учителя. Поэтому перед Своим Успением Пречистая просила апостолов не горевать, а радоваться, что наконец-то Она идёт к Сыну Своему. Она сказала им в утешение: «Я с вами во все дни». И когда воскресла — явилась и подтвердила, что не покидает их, но будет заступницей и скорой помощницей всех больных, бедных, убогих.
— Как можно принять на веру похожий на миф прилёт по воздуху апостолов к умирающей Матери Божией?
— Многие люди верят в левитацию йогов. Например, есть свидетели, как переносился в пространстве йог Свиденборг. Индейцы в обрядах своих языческих не только сами перемещались, но даже способны были другого человека поднять в воздух. Это видели и описывали многие. Так неужели Богу, Который двигает звёзды, Творцу Вселенной, трудно было перенести апостолов к одру Матери Своей, чтобы Она могла проститься с ними? Для Бога нет ничего невозможного. Кстати, известны случаи телепортации архимандрита Павла Троицкого, прп.Серафима Саровского и прп.Сергия Радонежского. Очевидцы рассказывают, что видели, как двигался по воздуху недавно почивший старец Паисий Афонский. 
— Перед Успением Богородица молила Господа: «Прими дух Мой с миром и огради Меня от области темной», т.е. просила, чтобы в час исхода Её души не видеть Ей князя тьмы и бесов адских. Но почему боялась Богородица духов тьмы адской?
 — Богородица была земной женщиной и понимала, что человек очень слабое существо по сравнению с Богом, и никаких заслуг Своих Она не видела перед лицом Бога. И действительно, какие могут быть заслуги у нас? Всё, что мы имеем — тело, душу, даже наши добрые дела и возможность трудиться и приносить пользу, всё от Бога. И если мы даже закончим свою жизнь мученичеством и пострадаем за Христа — мы только долг отдадим Отцу Небесному, но никакой заслуги у нас нет.
— Это мы. Но Богородица ведь — «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим…», Мать Бога. Ей ли бояться?!
— В том-то и чудо, что единственный человек, Который имел право не бояться бесов, смиренно считал себя самой маленькой, самой ничтожной. Бесы боялись этого Её смирения, так как смирением только и можно победить слуг лукавого.
— Богородица завещала Свои одежды двум бедным вдовицам из Назарета. Не с этого ли времени пошла благочестивая христианская традиция раздавать одежду усопшего родственникам и друзьям?
— Трудно сказать… А хитон Пречистой четыре века передавался от девицы к девице того рода, как величайшая святыня. Пошит он был из полотна жёлтого цвета, местами с набивными цветами, вышитыми вручную — Дева Мария была замечательной рукодельницей. В V веке хитон был перенесён в византийский Константинополь, где на берегу Влахернского залива для него был построен храм. Десять веков риза Богородицы хранила Византию от многочисленных врагов — персов, сарацинов, арабов… После падения Константинополя в 1453 году хитон был перенесён в Мингрелию (Грузия), чтобы сохранить от турков. До 1936 года святыня хранилась в Хобском монастыре, а ныне — в историческом музее г.Зугдиди. Позднее усердием князя Василия Голицына часть ризы была принесена в Россию и хранится в Московском Успенском соборе.
— В 860 году Константинополь осадил русский флот князей Аскольда и Дира. Император Михаил III и св.Патриарх Фотий с молитвой погрузили ризу Богородицы в море. Поднялась буря и разметала корабли русичей. Почему же сердце ликует, когда мы читаем об этих событиях? Ведь это как бы непатриотично…
— Аскольд и Дир плыли в Византию с разбойничьими целями, нет нужды это замалчивать. Так же как свт.Иоанн Златоуст говорил, что не только нельзя умалчивать, но нужно на весь мир провозвестить, что родственники Христа (по Его человеческой сути) были великие грешники: блудница Руфь, прелюбодеи царь Давид и Вирсавия… Но этим Христос не только не унижается, а ещё более возвеличивается: насколько Он возлюбил род человеческий, что стал родственником грешных людей, чтобы их искупить! Об этом свт.Иоанн Златоуст говорит в своём сочинении «Беседа на святое Евангелие от Матфея. Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля». Таким образом, нельзя скрывать и грехи нашего св.равноапостольного князя Владимира до его крещения. На его примере мы явственнее видим, как Руси явлен был Господь.
И в 860 году Русь не проиграла, но много больше выиграла. Военное поражение знаменовало победу христианства. Жаль, что Аскольд и Дир — первые русские святые, обманутые и убитые князем Олегом, — незаслуженно преданы забвению, до сих пор нет им памятника. Только св.князь Владимир поставил на правом берегу Днепра над могилой Аскольда церковь. А ведь они — первые наши просветители и первые мученики-христиане на Руси. Вот это забвение — действительно позор, вот где нет патриотизма!
Но вернёмся в IX век. Русские войска тогда отошли, взяв большой выкуп. А вскоре в Константинополь прибыло русское посольство для заключения договора «любви и мира», важным пунктом которого было Крещение Руси. Аскольд принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Таким удивительным образом праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы по Влахерне стал одновременно праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве, призванием русских к вечной жизни.  
С признанием Киевской Руси Византией Русское государство вышло на арену истории. Прп.Нестор Летописец засвидетельствовал, что именно с этого времени «начала называться Русская Земля».
Адрес: 188671, Ленобласть, Всеволожский р-н, пос.Рахья, Ленинградское шоссе, 15а. Тел. 8 (813-70) 31-882
 Записала Дарья НИКОЛИНА

предыдущая    следующая