Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Командировка души

ПРАВОСЛАВНЫЙ КОММУНАР

Коммунар — это такой город неподалёку от Павловска. В отличие от многих и многих городков и сёл Ленинградской области Коммунар в наше трудное время процветает. Здесь безработица составляет всего один процент: факт, говорящий сам за себя. Храма здесь, разумеется, никогда не было: какой может быть храм в Коммунаре? Город и возник-то уже в годы советской власти…
Но сравнительно недавно Коммунар принял Православие. Сначала, как водится, появилась в городе группа верующих, потом из них составилась община, пришла мечта о собственном храме… Потом и батюшка эту общину возглавил — сперва один, потом другой. Этого второго, который и ныне окормляет коммунарский приход, зовут отец Алексий Дудин. Батюшка он молодой, деятельный, влюблённый и в свой храм, и в свой Коммунар.
— Где мы только ни служили, пока храм не построили! И в вестибюле местной больницы, и в зале Дома культуры… А в то же самое время в соседнем зале проводили свои радения пятидесятники — вы же представляете, что у них за «богослужения»? — вопли, крики… Ну, ничего, послужили мы там несколько месяцев, потом нам другое помещение дали. Какое? А вот догадайтесь. Бывшую женскую баню. Да, мы и там послужили, и, знаете, неплохо: помещение просторное, акустика хорошая… Ну что ж? Древние христиане в катакомбах служили, а вы знаете, что такое катакомбы? Слово красивое, а на деле — тёмные, грязные, зловонные пещеры, бывшие кладбища… И слава Богу: сколько святых вышло из тех катакомб!
Отец Алексий с удовольствием вспоминает скитания своей общины, — с удовольствием, потому что они закончились. Теперь в Коммунаре стоит новенький храм во имя святого князя Владимира, крестителя Руси, — ладный, вместительный бревенчатый сруб с красивой черепичной крышей и высоким золотым куполом.
— Обычно, когда приезжаешь в глубинку, местные батюшки стоном стонут: «Столько наркоманов вокруг!..» А как в Коммунаре?
— Наркоманы-то?.. У нас их столько, сколько нигде нет. Беда! Но вот что интересно: город в целом весьма благополучен, безработица, как вы знаете, крайне низкая, а в культуру местные власти, спаси их Господи, вкладывают столько, сколько и в советские времена не вкладывали. У нас и бассейн есть, и физкультурно-оздоровительный комплекс, и молодёжный клуб, и библиотеки, и школа искусств, и чего-чего только нет!.. И всё это исправно работает — и вместе с тем наркомания процветает! И не только наркомания, но и пьянство, и детская преступность. Как это понять, как объяснить? Объясняется очень просто: никакая светская культура не способна уберечь человека от греха. Общество, которое отворачивается от Бога, никогда оздоровиться не сможет, как бы ни старалось.
Отец Алексей слегка загрустил:
— Вот недавно беседовал с родителями учащихся одной из школ, уговаривал их подать голоса за введение «Основ православной культуры»… Нет, все выбирают «Основы светской этики». Со мной не спорят, но и не соглашаются. В другой школе один родитель прямо мне заявил: «Вы хотите снова загнать нас в религиозное болото!» Я даже обрадовался этим словам: всё-таки высказался человек — появился повод для дискуссии. А когда все сидят молчком, трудно работать. Говорят мне коммунарцы: «Вы, наверное, правы, но нам пока трудно принять вашу правду… Мы уж по старинке… Может быть, наши дети во втором-третьем поколении дойдут до ваших истин». Может, и дойдут… Но я-то думаю, что при таком положении дел ни второго, ни тем более третьего поколения мы не дождёмся. Беда идёт по нашим улицам — не отсидишься дома, теперь уже не отсидишься.
Но вообще-то батюшка не унывает:
— Мы своё дело делаем. У нас при храме есть Общество трезвости — работаем не только с самими пьяницами, но и с членами их семей. И это правильно: пьянице трудно прийти в храм, трудно начать лечение, а родные его, которых мы вооружаем хорошими методиками, способны на многое. Тут и вот ещё что нужно принять во внимание: нередко человек пьёт именно потому, что в семье не находит покоя и понимания. Вот мы и внушаем его родным: хотите изменить участь болящего — изменитесь сначала сами! Работайте над собой — и всё пойдёт к лучшему! Главная беда нашего времени — раздробленность общества: даже среди домашних каждый сам за себя; мы перестаём воспринимать семью единым целым, перестаём понимать, что в семье нет чужого горя, нет чужой болезни. В нашем обществе трезвости уже есть случаи, когда жёны, осознав эту мысль, по-новому взглянули на жизнь, и мужья их начали постепенно выздоравливать. Ну, а духовная основа оздоровления — совместная молитва: каждый четверг читаем акафисты перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Божией милостью в нашем обществе трезвости есть врач-нарколог, есть православный психолог, есть и православный психиатр… Работа идёт. Недавно я познакомился с клубом молодой семьи. Клуб этот стихийно возник в Коммунаре — у них и помещения своего пока нет, собираются люди на своих квартирах, — а дело-то хорошее!
— Это православный клуб?
— Да нет, его организовали люди нецерковные. Но что с того? Всякое доброе дело не может не быть православным, всё доброе — от Господа. А с другой стороны, скажите: какая общественная сила в современной России стоит за многодетную семью? Только Православная Церковь! И в моей семье Божией милостью скоро четвёртый ребёнок появится, и у нашего диакона, отца Вячеслава, семья большая. Мы с ним отцы многодетные, нам интересно, чтобы все по нашему примеру поступали. Отец Вячеслав как начнёт проповедь говорить, так непременно на эту тему свернёт — такой у него конёк! Вот за что ещё слава Богу: есть у нас свой диакон — не многие из провинциальных храмов могут этим похвастаться. Вдвоём трудиться легче: отец Вячеслав и проповедь может сказать, и хозяйство наше во многом держится на нём… И батюшке больше времени остаётся, чтобы работать с людьми, ведь первая забота священника — утешать плачущих. Сейчас все плачут, повсюду слёзы льются. А что причиной бед? Да в первую очередь собственные духовные немощи: все друг друга осуждают, все друг на друга перекладывают свою вину. А в Православии наоборот: «Я сам отвечаю за свои грехи и по мере сил помогаю ближнему». Впридачу ко всем нынешним бедам все люди ныне пребывают в глубоком унынии. Народ и живёт, и порою не так плохо живёт, — но не понимает зачем. Лишили нас всякой созидательной идеи! Непонятно, для чего строить даже собственный дом, зачем напрягаться. Для детей? А что будет завтра с нашими детьми? Мы не знаем — а телевизор говорит нам, что мы и не должны этим интересоваться, должны думать только о самих себе любимых. Но от такого навязанного эгоизма человек впадает в безпросветное уныние. Православие же учит, что счастье человека впрямую зависит от того, насколько он смог послужить другим. Сколько ты отдал людям — ровно настолько ты и будешь счастлив: это закон, закон объективный. Если повернуть их лицом от своих бед к бедам ближних, тогда-то и высохнут нынешние слёзы.
Храм в Коммунаре появился — для многих это очень серьезный знак: наступают новые времена. Люди потихоньку подтягиваются, нам уже тесно, нам нужно расширяться… Денег, правда не хватает, но ведь свет не без добрых людей: верю, что кто-нибудь нам поможет, может быть, и среди ваших читателей найдутся желающие помочь русскому городу под названием Коммунар.
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ
Адрес: 188320, Ленинградская область, Гатчинский район, г.Коммунар, ул.Строителей, д.3A
Тел.: 716-31-22, 8-921-970-85-40, настоятель о. Алексий.

предыдущая    следующая