Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Верная память

ЛЮБОВЬ ВЫШЕ ПРАВДЫ

Никола Велимирович родился в 1880 году в сербском селе Лелич, в многодетной крестьянской семье. В детстве Никола был отдан в школу при монастыре Челие, затем, окончив Белградскую богословию (семинарию), обучался на Старокатолическом факультете в Берне. После закончил философский факультет в Оксфорде.
Вернувшись в Сербию, будущий владыка начинает преподавать в семинарии и одновременно печатает свои статьи в церковных журналах. После выздоровления от туберкулёза Никола принял в монастыре Раковица монашеский постриг с именем Николай.
В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Во время обучения много путешествовал по России, посетил все русские святыни, ближе узнал русский народ.
В Сербии его застала Первая мировая война. Отец Николай на боевых позициях исповедовал и причащал сербских солдат, укреплял их дух проповедью. Всё свое жалованье он перечислял на нужды раненых.
В 1920 году отец Николай поставлен епископом Охридской епархии. Во время Второй мировой войны по особому приказу Гитлера Владыка был заключён в концентрационный лагерь Дахау. 8 мая 1945 года его освободили американские войска, но после прихода к власти хорвата Тито, ненавидевшего Православие, Владыка принял решение не возвращаться в Югославию и переехал в США.
Последние дни епископа Николая (Велимировича) прошли в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где 18 марта 1956 года он тихо почил во время молитвы. Тело Владыки было перенесено на кладбище сербского монастыря Святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс). 12 мая 1991 года мощи святителя Николая Сербского перенесены в его родное село Лелич. Объявлен святым на заседании Святого архиерейского собора Сербской православной церкви в мае 2003 года.

†††

У рабочих нет большего Друга, чем Тот, Кто и Сам был рабочим. Если дворянство и буржуазия присвоили себе Христа и злоупотребили Им, то это вовсе не причина для рабочих отречься от Христа, но, напротив, — присвоить Его себе ещё в большей степени, вывести Его из всех злоупотреблений и сделать краеугольным камнем лучшего устройства человеческой жизни.

Христос не критиковал ту или иную систему власти и не рекомендовал монархию, республику или социализм как форму правления лучшую, чем все остальные. В Его понимании все эти формы могут быть одинаково добрыми или злыми.

Вы можете разложить гнилые яблоки в любом порядке, но они так и останутся согнившими. Вот и гнилые характеры останутся таковыми при любом государственном устройстве.

На Гегеле вы можете основать новую науку, тогда как на Священном Писании вы способны выстроить новую социальную жизнь и более справедливую в мире политику. Думали ли вы когда-нибудь о том, что святой Павел — это величайший пророк нового идеального государства?

В бою на Криволаке некий серб был ранен в грудь. Едва дышал. Отправили его в лазарет. По дороге туда наткнулся он на болгарского (вражеского) солдата, лежавшего с раненой ногой. Остановился серб, взвалил врага на плечи и принёс в лазарет. Оба совершенно выбились из сил. Когда кто-то спросил его, зачем он тащил на себе болгарина, если и сам был ранен, он ответил: «В бою мы все стреляли. Может быть, я его и ранил».

«Как мне не верить в Промысл? — рассказывает мне один офицер. — Мальчишкой я рубил ветви на дереве. Увидела меня цыганка и сказала: «Не порть дерево. Может быть, оно когда-то спасёт тебе жизнь». В эту войну взяли меня австрияки в плен и повели к себе. Идём мы лесом. Вижу, что мне крышка. Вспомнил я и ту цыганку. Оглянулся вокруг, увидел, что мои конвоиры немного отвлеклись, и юркнул в кустарник. А потом залез на дерево с густой кроной. Часами маршировали австрияки под этим деревом, но никто меня не заметил. Потом некоторые из них вернулись меня искать. Обследовали каждую кочку. Но никто так и не догадался посмотреть на дерево. Так я и спасся».

Люди говорят: «Читай Библию!» А я бы добавил: «После прочтения не прикасайся к ней пять лет, все эти годы читай другую литературу, а затем вновь прочти Библию — и ты увидишь её подлинное величие, силу и красоту».

Больной лихорадкой не выздоровеет, глядя на лекарство или даже кладя его себе под подушку, но лишь тогда, когда примет его в себя. Когда хинин переварится и войдёт в кровь, на-чнётся выздоровление. Никто не может излечиться от духовного и нравственного недуга, лишь взирая на Евангелие со стороны или только на словах признавая его целебную силу. Надо читать Евангелие, надо принимать евангельское лекарство.

Бог — на высоте, дьявол — внизу, а человек — посерёдке. Ищущий Бога может найти Его на высоте, и внизу, и посредине. Ищущий дьявола может найти его внизу и посредине. Человек, как и Бог, может пребывать всюду: и посредине, и вверху, и внизу.

Птица завидовала змее и говорила: «Ты очень хорошо знаешь землю». Змея завидовала птице и говорила: «Ты очень хорошо знаешь небо». Но и та и другая завидовали человеку и говорили: «Ты знаешь и небо и землю». А человек им ответил: «И моё знание, и моё незнание делает меня одинаково несчастным».

Любовь? — Любовь лучше правды. Страдание? — Оно должно исчезнуть.
Милосердие? — Оно светит, как солнце над миром.
Нищий? — Испытание сердцу.
Смерть? — За порогом смерти Бог, поэтому смерть не зло.
Молитва? — Молитва нужна всегда, но не будет от неё никакой помощи, пока человек сам не сделает всё, что может.
Труд? — Без труда нет молитвы.
Свобода? — Человек остаётся человеком лишь пока живёт свободно и борется за свободу.
Богатство? — Не добро это, а преступление, если не служит оно всецело добру.

предыдущая    следующая