Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Благая весть

А МIР ЕЩЁ ТАК МОЛОД!..

— Вы говорите, что мiр одряхлел, что он близок к смерти, что он практически умер… А я с вами не соглашусь, — говорит мне протоиерей Феодор Гуряк, настоятель Благовещенского храма на Приморском проспекте, 79, преподаватель СПбДАиС, давний друг нашей газеты. — Взгляните на современную цивилизацию — неужели она похожа на старика, мудрого, всезнающего и в то же время немощного и малоподвижного? Не думаю… Нет, нынешний мiр бурлит, в нём бродят нерастраченные силы — и физические, и нравственные, совсем как у юноши… И силы эти не очень-то слушаются головы — в юности такое тоже бывает!.. Мiр занят поисками истины: взгляните, как жадно все ищут правды, справедливости! Не там ищут, где надо, но всё-таки ищут!.. Это тоже примета молодого возраста: подростков обычно очень волнует, что справедливо, а что нет, и они пытаются найти ответ самостоятельно и непременно наделают глупостей в своих поисках. Или взять современный атеизм: «Мы не признаём ваши авторитеты! Мы не хотим поклоняться идолам! Мы хотим свободы, — свободы мысли, свободы поведения!..» Не правда ли, узнаваемая картина: всякий, кто сталкивался с детьми, достигшими переходного возраста, отлично знает, что им очень свойственны подобные настроения. Это юность человечества, это незрелость, инфантильность, детскость: дети, подрастая, убегают от одних идолов и сами не замечают, как начинают поклоняться другим…
Словом, я считаю, что мiр наш очень-очень молод, что он только входит во взрослый ум, и руководство церковное, христианская благая весть ему весьма необходимы!.. А жизнь Церкви на земле — это непрерывное благовещение. Но, разумеется, наша весть, наша проповедь должна меняться от века к веку и от года к году. Мы должны помнить, что на дворе не девятнадцатый век, а двадцать первый, наши прихожане несколько отличаются от тех людей, что ходили в храмы во времена Пушкина и Достоевского…
— В чём же, по-вашему, особенность современной проповеди?
— Во-первых, я хочу сказать об особенностях внешних. Проповедь зависит от обстоятельств времени: нужно говорить на языке своего века. Я не призываю к профанации священного языка, языка наших богослужений, но паства должна понимать проповедника. И конечно, нужно пользоваться новыми средствами. Интернет? Прекрасно. И не стоит утверждать, что это сатанинское изобретение: внешний мiр так устроен — он может быть обращён и к добру, и ко злу. Поверьте, тут нет ничего нового, эта проблема стояла всегда: в первобытном мiре камень, лежащий на дороге, мог стать страшным орудием убийства, а мог стать полезным орудием труда. В этом смысле компьютер ничем не отличается от камня: на что он будет употреблён — это зависит от человеческого произволения.
Что же касается внутреннего содержания нашей вести мiру… Я уже говорил, что главная забота современного человечества — поиски свободы. Сколько на этом пути совершено нелепостей, ошибок и даже преступлений!.. Но для нас, православных христиан, очевидно, что стремление к свободе — это само по себе прекрасно! Человек рождён для свободы! И Господь всячески бережёт нашу свободу, ценит её едва ли не больше всего остального… Как сказал апостол Иаков, «кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот… блажен будет в своем действии». (Иак.1,25). Значит, задача Церкви не мешать поискам, а помогать им! Каким образом помогать? В первую очередь объяснять, что свобода существует двоякая: свобода выбора и свобода от зла. Свобода выбора — это только условие, а свобода от зла — цель. Свобода выбора была у человека, и до сих пор она не отнята, и слава Богу, что мы имеем возможность выбирать между одним и другим. Но окончательная свобода — бегство из рабства злу — может совершиться только вместе со Христом Господом. Сам человек не имеет в себе силы победить зло, как бы он ни гордился своей эрудицией, умом, образованностью, «продвинутостью», как сейчас модно выражаться… Мы заражены вирусом греха! В том-то и особенность православного самосознания: оно относится ко греху как к болезни. Мы заболели, а больной человек может ли пользоваться свободой? Его свобода — в пределах больничной палаты… Излечить нас может только Господь, и Он немедленно сделает это, как только мы обратимся к Нему. Почему же не раньше? Да именно потому, что Ему нужен наш свободный выбор, свободное решение. Как это сказано в Евангелии от Луки: «…пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него». (Лк.5,12—13). Вот она, наша благая весть мiру: «Только попроси свободы, и ты её немедленно получишь!»
— Вы говорите, что мiр молод, что мiр только начинает жить, а между тем общая тема сегодняшних околоцерковных разговоров: «Конец света приближается!» По-моему, в этом уверены большинство православных…
— Да, я оптимист. Хотя и люди порою гибнут и молодыми, так и не набравшись стариковской мудрости, — и всё же… Где-то у Святых Отцов — кажется, у Тертуллиана — сказано: «Мы трудимся и молимся для того, чтобы отодвинуть всеобщий конец». Понимаете: Церковь должна по возможности отодвигать конец света, а не пугать людей его приближением…
— А для чего же отодвигать? Ведь конец света — Пришествие Христа во славе… И зачем тянуть этот путь греха и боли, которым является человеческая история?
— Вы так считаете? А мне хочется, чтобы в Царствие Божие побольше людей попало. Я верю, что обителей у Отца Небесного много: хватит и на нас, и на многие поколения, которые придут нам на смену. Пусть рождаются новые и новые люди, пусть растут духовно, подрастают для Царствия Небесного — это же здорово! Не будем эгоистами, не будем брать пример с сектантов. Как они уверяют: «144 тысячи войдут в Рай — и сверх того ни одного человека!» Нужно быть благороднее. Нужно работать на то, чтобы отодвинуть конец. Милостив и благ Господь, Который даёт возможность духовного творчества, позволяет нам столько ошибок допустить — и не спешит наказывать за них. Это только мы нетерпимы к своим детям: «Да сколько можно тебе твердить одно и то же?!» — и сразу наказываем. А Господь не так… Господь даёт возможность и ошибиться, и исправить ошибку… Об этом тоже надо рассказать современному мiру, это тоже благая весть.
— Тогда у меня ещё один вопрос: возможно, мiр наш действительно ещё молод… Но вот наша Церковь скоро значительно помолодеет: не мне вам рассказывать, но сейчас в семинарию поступают юноши, едва окончившие школу, — в 21—22 года они закончат учёбу и придут в храмы уже батюшками… Не пошатнётся ли от этого авторитет Церкви? Ведь понятно, что священник, облечённый сединами, вызывает у прихожан куда больше и доверия, и почтения, чем молодой…
— Вы во многом правы. Мои сверстники приходили учиться, отслужив в армии, окончив светские вузы… Это были умудрённые жизненным опытом мужчины, у которых имелись жёны, дети, многие к тому времени получили учёные степени… Поступая в семинарию, они совершали акт гражданского мужества, сжигали за собой мосты, знали, что в «обычный», нецерковный мiр им уже не вернуться. Это был вызов. А сегодняшняя молодёжь поступает к нам просто как в один из вузов… Их мамы за ручку приводят. Хорошо это или плохо? Так Бог судил, и нам остаётся принимать Его волю. Видимо, в таком положении вещей есть свой смысл. Кое-что мы можем понять уже сейчас; посмотрите вокруг: «Жатвы много, а делателей мало» (Лк.10,2). Но делатели не спустятся с неба готовыми — многоопытными, многомудрыми… Мiр жаждет услышать благую весть, — современный мiр, такой непохожий на тот, в котором росли мы! Мы многое знаем, много понимаем, накопили большой опыт — и житейский, и духовный… Но, может быть, нам не дано найти всех тех слов, которые дойдут до сердца современного человека. Молодёжь — плоть от плоти нынешнего века, она лучше знает, как обратиться к своим сверстникам. А что касается опыта… Надо уважительнее относиться к своим прихожанам — и они с радостью поделятся с тобой всем, что накоплено в их сердцах… Я до сих пор не перестаю удивляться, какие сокровища духовные несёт наша паства: много лет люди живут Церковью, молятся, ищут волю Божию, — и многому, очень многому могут научить молодёжь.
Мы не можем бросить на произвол судьбы этот мiр: мы за него в ответе. Господь хочет, чтобы мы все пришли в познание истины, чтобы ничто из Его творения не погибло. Священник — будь он маститым старцем или только закончившим семинарию юношей — не является, так сказать, автономной личностью: он действует силой Христовой, лишь бы он сам этого не забывал. И мы стараемся, благовествуя Царство Божие, отвести мiр от разложения, от ада. Рая-то мы на земле не построим, но ада допустить не должны, должны благовествовать Царство Божие, которое есть главная ценность для всякой творческой, ищущей личности.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая