Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Обыкновенное чудо

БОЖИЯ ВОЛЯ — СПАСАТЬ РОССИЮ!

Беседа корреспондента газеты «Православный Санкт-Петербург» с профессором СПбГУ доктором исторических наук Игорем Яковлевичем ФРОЯНОВЫМ

— Как всегда перед большой выборной кампанией, в стране начинают разгораться политические страсти. Каждая общественная сила отчаянно старается доказать, что именно в ней заключается спасение России, что без неё страну ждёт скорая гибель. От этого непрестанного запугивания, идущего с разных сторон, в обществе нарастает напряжённость, люди со страхом ждут если не катастрофы, то безпорядков, переворотов, мятежей… Как вы оцениваете положение России между выборами? Неужели нас в самом деле ждут потрясения?
— Я не пророк, чтобы с уверенностью говорить о будущем, — я всего лишь историк, изучающий прошлое. И мне ясно видно: переворот в стране может проходить двумя путями: или снизу, под влиянием возмущённых народных масс, или сверху — верхушечный, «дворцовый» переворот. Если с этой точки зрения посмотреть на сегодняшнюю Россию, то мы увидим, что верхушечный переворот у нас вряд ли возможен. Наша власть раздроблена, слаба и боится мало-мальски решительных действий, справедливо полагая, что любое движение может нарушить её устойчивость.
Возможен ли переворот снизу — бунт, мятеж, революция? Нет. Уверен, что вы со мною согласны. Народ наш так же слаб, как и власть, так же боится решительных действий и не до конца понимает опасность, нависшую над нашей Родиной. Нет вождя? Да, народный вождь так и не появился за все эти годы, — а на что способно стадо, лишённое пастыря? Надо полагать, что рождение национального лидера — процесс непростой, глубинный, таинственный, напрямую зависящий от воли Божией, а волю Божию торопить не надо. Если народ жив, если он не выдохся за долгие десятилетия испытаний, значит, рано или поздно защитные механизмы русской души сработают и нация сама породит своего защитника. Но это случится, повторяю, только в том случае, если жизненный дух ещё не отступил от нас, если он не иссяк.
Итак, в ближайшее время переворот вряд ли возможен, но это, конечно, не значит, что никакой опасности для России нет и что все мы можем погрузиться в благодушие.
— Но если не переворот, то чего же нам бояться? Войны? Иностранного вторжения?
— Я не скажу ничего нового: русский народ (и не он один!) приговорён к смерти. Мы не вписываемся в «золотой миллиард», мы стоим на пути у тех, кто хочет властвовать над миром, — и эти силы не успокоятся, пока не сметут нас с лица земли. Такая опасность висит над Россией всегда, а в переломные моменты истории, один из которых мы сейчас переживаем, она, несомненно, обостряется.
Если же говорить более определённо, то я могу сказать вот что: третье десятилетие идёт постепенный развал России. Наши враги хотели бы уничтожить нас одним ударом, но это у них не получается, и потому они избрали тактику постепенной, поэтапной ликвидации империи. На каждый этап были запланированы определённые действия, и каждому этапу соответствовал определённый лидер. Было время Горбачёва, было время Ельцина, было время Путина… Каждый из этих лидеров поддерживался мировым правительством и в той или иной степени выполнял его указания. Когда наступало время для нового этапа, старого лидера снимали и заменяли новым… Всё как будто шло гладко. До сегодняшнего дня!
Время Путина прошло, он отыграл своё и для мировой закулисы уже неинтересен и даже не нужен: пришло время приступать к новому этапу наступления на Россию. Но Путин не захотел уходить! Он повёл себя неожиданно самостоятельно, он не стал добровольно уступать место очередной марионетке. И у него есть силы и возможность, чтобы правдой или неправдой, но вырвать себе победу на предстоящих выборах.
Разумеется, это идёт вразрез с планами Запада. И разумеется, Запад сделает всё, чтобы или сорвать выборы, или объявить их результаты недействительными, или иным образом добиться своего. И вот тут-то мы можем ожидать искусственно организованных выступлений, безпорядков, покушений — всего того, что мы привычно называем «оранжевой революцией». К чему она приведёт в нашем случае? Это я предсказать не берусь, но всё-таки думаю, что ничего хорошего нам ждать от неё не следует.
— Значит, нам нужно поддержать Путина в его стремлении к самостоятельности?
— Кого кому поддерживать, каждый должен решать сам. Я ни в коем случае не призываю голосовать за определённых кандидатов. Тем более что сама по себе самостоятельность ещё ничего не значит. Более того: она опасна. Чтобы удержаться у власти, государственный лидер не может не опереться на ту или иную силу, а значит, в определённой степени поставить себя в зависимость от неё. Вопрос: найдёт ли Путин себе подходящую опору, как он распорядится своей самостоятельностью? И что это будет за опора? Народ? Или одна из группировок современной российской элиты? Мне кажется, что без народной поддержки ему не удержаться — в противном случае он сильно рискует потерять не только президентское кресло, но и голову: Запад, как мы знаем, не брезгует ничем, устраняя неугодных правителей. Путин должен будет самым серьёзным образом подумать о своей личной безопасности, а гарантии для неё — только в единении с народом, в широкой народной поддержке. А для того, чтобы получить эту поддержку, нужно и политику проводить народную, нужно «полеветь», нужно сблизиться с коммунистами и патриотами. Пойдёт ли Путин на такое? Этого сейчас никто знать не может!
— Как по-вашему, может ли православный человек голосовать сегодня за коммунистов?
— Не вижу к тому никакого препятствия. Давно пора разобраться в этом вопросе, давно пора прекратить мазать одной краской всех коммунистов подряд — и Ленина, и Троцкого, и Сталина, и Зюганова. Всё это разные люди, разные политики, разные эпохи. Я уже не говорю о том, что основные принципы коммунистической морали не входят ни в какое противоречие с основами христианской нравственности. Я не говорю о том, что принцип социальной справедливости — это политическое воплощение заповеди любви к ближнему… В прежние времена преградой, стоящей на пути объединения православных с коммунистами был атеизм — непримиримый, воинствующий. Но сегодня этой преграды не существует: нынешние коммунисты вполне терпимы к вере, и мне известно, что некоторые представители высшего руководства КПРФ приняли Святое Крещение.
Есть и ещё одно обстоятельство, которое связывает ныне КПРФ и РПЦ: и КПРФ и РПЦ существуют до тех пор, пока существует Россия. Если планы мирового правительства осуществятся и наша Родина будет расчленена на несколько «удельных княжеств», то ни коммунистам, ни православным в этом новом мире места не найдётся: они будут не нужны новым хозяевам и от них постараются побыстрее избавиться. Поэтому надо понять, что время раздоров и взаимных обид прошло: теперь настала пора искать согласия, пора «собирать камни».
— Ни для кого не секрет, что среди части православных (и священства в том числе) бытует мнение, что Церковь вненациональна. «Какая, мол, разница — русскими будут прихожане или не русскими? Придут китайцы — мы окрестим китайцев и будем жить по-старому».
— Так думать — большая ошибка. Я не хочу сказать, что китайцев крестить совершенно невозможно, но уверен, что с налёту этого не сделаешь. Китай или Индия — слишком древние цивилизации, слишком велика их культурная инерция. При самом благоприятном раскладе пройдёт много десятилетий (если не столетий), прежде чем можно будет говорить о каких-то результатах, — а до тех пор — годы гонений, крови, насилия — катастрофа для Церкви… И к чему этот разговор о китайцах? Россия должна жить в мире с Китаем, и, кажется, все условия для этого сейчас имеются. Столкнуть нас хотят враги — всё та же «мировая закулиса». Впрочем, так или иначе, но оккупацию России, её расчленение и развал Церковь не сможет пережить, находясь в стороне.
— Скажите, Игорь Яковлевич, вы связываете судьбу России с каким-то определённым политическим строем? Вы считаете, что наша страна должна непременно быть монархической? или демократической? или она должна управляться партийной диктатурой? Нужно ли привязывать великую Россию к одной-единственной политической доктрине?
— С одной стороны — да: Россия остаётся Россией и при царях, и при коммунистах, и при демократах, — Россия не исчерпывается формой власти. Но, с другой стороны, есть объективные обстоятельства, не учитывать которые нельзя. Первое из этих обстоятельств — наши огромные пространства, наше богатство, наш народ. Править такой страной на современный демократический манер попросту невозможно, нецелесообразно, неразумно: Россия не Швейцария — иной масштаб и, соответственно, иные законы. Итак, нужна твёрдая, весьма сильная центральная власть. Правда, сегодня у президента России власти столько, сколько её не было, скажем, у Николая II после революции 1905 года. Так, может быть, оставить президентство — чем оно плохо? Плохо оно только тем, что лишает власть её священной сущности. Русская самодержавная монархия тем и отличалась от всякой иной монархии, что признавала царскую власть священной, а Помазание на царство считалось одним из основных Церковных Таинств. Возродить такое одухотворённое царство мы сейчас не можем. Нужно сначала соединить Церковь с государством, и не бюрократически, как при Петре I, а духовно и политически, воссоздав симфонию светской и церковной власти, — но до этого очень далеко. Некоторые попытки в таком направлении делаются, но смотрите, какое ожесточённое сопротивление и даже истерику они вызывают в демократическом стане! Все понимают, что это такое — слияние Церкви и государства, какой прочностью будет обладать этот союз!..
— А может быть, православным вообще не подобает участвовать в выборах? К чему эта политическая суета — всё равно мир в руце Божией, и как Господь решит, так и будет?..
— С таким утверждением, конечно, не поспоришь: действительно, воля Божия решает всё. Однако я хотел бы напомнить, что воля Божия заключается и в том, чтобы человек всеми доступными ему средствами боролся за правду и добро — против зла. Едва ли уничтожение русского народа, живого носителя православной веры, можно назвать добром. Едва ли! Для меня несомненно другое: война с Россией — это зло, с которым необходимо бороться. Вопрос — и сегодня, и в ближайшем будущем — стоит так: «Быть или не быть России?»; «Выжить русскому народу или умереть?». Православный человек не может делать вид, будто его этот вопрос не касается, будто он уже совершенно переселился на Небеса и забыл про грешную землю. Нет, твоя земля, твой народ нуждаются в твоей помощи. Твои ближние, которых ты по заповеди должен любить, нуждаются в твоей защите. Делай всё, что в твоих силах, для общего спасения!
Другой вопрос, какими средствами ты будешь пользоваться в этой борьбе. Но я верю, что наше священство, наше священноначалие обладает достаточным здравым смыслом и любовью к своей Родине, чтобы выработать верную позицию в наше непростое время.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

следующая