19 января — Святое Богоявление и Крещение Господне

«ЯВЛЕЙСЯ, ХРИСТЕ БОЖЕ…»

В древности Рождество и Крещение праздновались в один день, и праздник этот именовался Богоявлением. В Вифлеемской пещере является миру Сын Божий, а на берегу Иордана в особом видении открывается полнота Триединого Божества. Но удивительное дело: Рождество Спасителя мира происходит в убогой пастушеской пещере, а Крещение Он принимает в окружении грешников. Не в блеске и славе! Почему? На этот и другие вопросы отвечает настоятель сертоловского храма во имя прп.Сергия Радонежского протоиерей Сергий УЛЬЗУТУЕВ.
— Ещё в Ветхом Завете пророки говорили, как придёт Мессия: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис.42,3). Ибо Христос пришёл спасти людей, а не судить их. Вот когда настанет Второе пришествие — будет блеск и слава, и будет Судный день, а не как сейчас день Спасения, который длится до сих пор, поскольку по сию пору продолжается спасение. И к Иордану Спаситель пришёл, смиренно смешавшись с сонмом грешников, но именно в момент этого уничижения даётся откровение — глас с небес, — который слышал Иоанн Креститель: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,17). И Бог Дух Святой «в виде голубя» осенил Крещаемого. Так нам открылась тайна, что Бог Един по существу, но троичен в Лицах, что Христос — второе Лицо Святой Троицы, обладающее полнотой Божественной природы, но одновременно — Человек.
— Иоанн Предтеча крестил народ в покаяние: погружал людей в воду по шею и держал, пока те исповедовали свои грехи и каялись. Христос вышел из воды сразу, ибо был безгрешен. Тогда для чего было Ему принимать крещение покаяния? Ведь именно с крещения покаяния начинается общественное служение Христа?
— Христос принял крещение, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф.3,15) и, как писал прп.Ефрем Сирин, «засвидетельствовать истинность своего человечества». Он приходит к Иордану в окружении людей, и это — первое публичное явление Мессии народу. Своим погружением в тяжёлые, грехоносные иорданские воды Христос освящает их и мистически берёт на себя все скопившиеся людские грехи — прошлые, настоящие и будущие. Этим Он явственно показывает цель Своего прихода на землю — освободить и спасти от власти Сатаны род человеческий. Ведь во времена Адама грех разлучил Творца и творение. Богоявление — это знак присутствия Бога в человеческой истории. Но почему именно с крещения покаяния начинается миссия Христа? Покаяние сугубо важно для человека, — это личный ответ каждого из нас о готовности соучаствовать в деле спасения наших душ.
— С древних времён в церковном уставе и у Отцов Церкви праздник Богоявления называется также днём Просвещения и праздником Светов. Как это надо понимать?
— В кондаке празднику Крещения есть слова: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф.4,16). Вспомните ап.Павла. Когда он, будучи гонителем христиан, шёл в Дамаск вязать всех неугодных Синедриону, ему во славе и блеске явился Христос. И Павел ослеп от этого Божественного Света. Но когда он раскаялся в своих грехах и, обратившись ко Господу, принял крещение, слепота отступила, хотя он так и не излечился до конца. Кстати, в древней Церкви в навечерие Богоявления и в самый день праздника был обычай крестить — то есть духовно просвещать — оглашенных. При крещении человек просвещается, ибо спадает греховная шелуха.
— Крещенская вода — святая. Значит ли это, что, несмотря на разное географическое положение, климатические условия, растительность на берегах и состав почв… во всех реках земли — Иордане, Неве, Темзе — вода в этот день одинакова?
— При чине освящения звучат особые слова: «…Приидите, приимите вси Духа Премудрости, Духа Разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа». В этих словах глубокий смысл: они означают отклик живого Господа на молитвенное прошение священника, т.е. Господь нам говорит: «Приимите явившегося Христа». В этот таинственный момент Господь невидимо является сошествием Святаго Духа на воду, сообщая ей целительную силу для души и тела. И хотя химический состав воды разный, но, как свидетельствуют учёные-физики, структура воды на Богоявление, насыщенная им силой, светом и святостью, в любом месте земного шара становится одинаковой. Это — агиасма! Святыня! И поскольку тело человеческое на 80% состоит из воды, мы получаем исцеления.
— В Иордане воду освятил Христос Своим погружением в неё. Зачем после этого совершать в Крещение водосвятие в Иордане?
— Вода сама собой не освятится — даже в день Богоявления. Над ней нужно совершить чин освящения. Иные думают, что вот совершились Литургия, освящение воды в Крещение — и везде моментально стала вода святой, даже из-под крана течёт святая вода. Ложь! Суеверие! Чтобы вода стала святой, мало открыть дома кран в крещенскую ночь, — нужен подвиг. Это наше присутствие на службе, соборная молитва. Православный священник должен погрузить в воду крест с изображением распятия Христова с песнопениями: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение…» Освящая в праздник Крещения воду, мы свидетельствуем великую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира. Когда освящаются любые воды, в том числе и в Таинстве Крещения, — они становятся иорданскими, мистически соединяясь с теми иорданскими водами, в которые погрузился Христос. Все нынешние и все будущие освящения мистически связаны с теми иорданскими водами, что текли две тысячи лет назад. Просто мы с вами своё время проживаем сейчас, а Христос — вне времени по Божеству
Кстати, если освящают воду реки или озера — она считается освящённой в этой акватории до 12 часов ночи следующего дня.
— А океан когда-нибудь кто-нибудь освящал? Или это нереально?
— Думаю, что по требованию моряков Таинство Крещения и в океанах, и в морях проводили. Я сам крестил в Байкале и в Рыбинском море рыбаков… Для Бога и Духа Святаго нет ничего невозможного — и силы одного священника хватит, чтобы освятить и океан, и два. Но Господь даёт именно ту меру, которую мы можем унести, даёт ровно столько, сколько нам потребно.
— Крещение Иоанново: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною… будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11). Прошло 2000 лет, мы по-прежнему принимаем Крещение в воде…
— Но перед Таинством Крещения мы освящаем воду. Поэтому наше крещение — это схождение Духа Святаго и невидимого духовного огня на каждого человека. Помните, как апостолы были просвещены огненными языками, а затем через возложение рук Дух Святый начал передаваться и на других людей? Нам не дано видеть этот огонь — и слава Богу! Если бы мы видели огонь, который нас окружает в момент принятия Таинств Причастия, Крещения и Миропомазания, мы бы просто испугались. Но раз в году Отец наш Небесный показывает верующим Небесный огонь — во время схождения Благодатного огня на Пасху. Это — свидетельство, что Господь от нас ещё не отвернулся, ещё посылает Дух Святый — огонь.
— Казалось бы, после крещения человек должен жить праведно, ведь на него сошёл Дух Святой, а человека борют искушения…
— Сам Христос после Крещения и сошествия на Него Духа Святаго был изведён в пустыню и искушаем диаволом. Конечно, диавол потерпел поражение. Так и людей, принявших Крещение, борют искушения, но Дух Святой подаёт силу противостоять им. Как писал прп.Антоний Великий, «никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы не спасся».
— Что даёт человеку Крещение такого, чего ничто другое на земле дать не может?
— Крещение вымывает всякую скверну в человеке, принесённую первородным грехом. А поскольку мы состоим из души и тела — из естества видимого и невидимого, то и очищение двоякое: водою и Духом. Одно приемлется видимо и телесно, другое совершается невидимо и очищает душу. «Крещение сочетает и срастворяет с естеством нашим Божественную благодать, так что из купели Крещения человек выходит таким, каким выходит из мастерской… колокольчик, в коем к меди прилито серебро. Подобный ему колокольчик без серебра на вид таков же… но разные и честь им, и цена. Так разнятся и человек крещёный и некрещёный. С крещёным сочетается благодать Святого Духа», — писал свт.Феофан  Затворник.
Адрес: 188650, Ленобласть, г.Сертолово, Школьная ул., 11, корп.1, 2
Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая