Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Имеющий уши…

«ЦЕРКОВЬ ТЕРПИТ ПОРАЖЕНИЕ»

Предостерегает Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви заявил: «Против нас работает целая индустрия. Возьмите Интернет — 10-, 15-, 20-тысячные блоги, работающие против Церкви. Мы не знаем, на какие деньги это делается, но факт, что там хулится Имя Божие. А мы делаем вид, что у нас ничего не происходит. Так мы всё потеряем. Ведь наша молодёжь не в церковь приходит, а сидит в Интернете — уже и телевизор не смотрит. В среднем наши люди проводят от четырёх до семи часов в сутки перед телевизором или компьютером. А сколько они времени проводят в церкви? В лучшем случае два часа в неделю. С точки зрения мощи воздействия на человеческое сознание можно сравнить с этим всё, что мы делаем, — с нашими воскресными школами, сайтами, епархиальными отделами, приходами? Это несоизмеримая величина». Выходит, православная вера наших предков, благодаря которой они и сумели создать Россию, русскую цивилизацию, уже нас покидает? Ведь об этом открыто бьёт в набат не кто-нибудь, а Предстоятель нашей Церкви. А что такое Россия без Православия — никто в мире не знает. И скорее всего, никогда не узнает — поскольку если и возникнет на её месте что-нибудь такое, что не будет опираться на Православие, то это будет уже не Россия. Если вообще на этом месте останется хоть что-нибудь. Выходит, в схватке не на жизнь, а на смерть, от исхода которой зависит наше будущее, мы же сами и проигрываем. При этом терпим поражение, от которого уже не будет возможности оправиться. Как сербам — от поражения на Косовом поле. Их, правда, века спустя спасла от турецкого ига Россия, — но саму-то Россию спасти уже будет некому.
Патриарх взывает к своим «подданным» — священнослужителям: «У нас с вами сейчас нет времени раскачиваться, мы должны активно работать. Мы должны забыть привычные стереотипы: отслужил панихидку или молебен, денежку получил, сказал всем «спаси Господи» и пошёл спать. Закончилось это время, если вы действительно заботитесь о Церкви». Святейший предупреждает, что аудитория традиционной проповеди в храме достаточно ограничена, к тому же проповедь, как правило, ведётся на специфическом языке, малоубедительном для современного человека, в то время как на антицерковную пропаганду брошены весьма значительные силы. «Мы должны обращаться к людям вне богослужения, передавая им своё понимание жизни, — обращается Патриарх к священнослужителям. — У нас должен быть новый взгляд на человека, новый взгляд на проблемы, новый взгляд на общество, а значит, должна быть работа». Патриарх напомнил, что через храм Христа Спасителя в Москве в день проходит более тысячи человек, но когда он спросил столичных священников, сколько из этих людей стали прихожанами, «никто не мог ответить на этот вопрос, потому что никто с этими людьми не работает». «Максимально, кто работает, — это свечной ящик: просто продают и деньги получают. Но ведь это же люди, которые пришли в храм, им же интересно! Батюшка у нас занят, хотя на некоторых приходах батюшка сам подежурить бы мог… Знает ли настоятель, сколько его прихожан живут ниже прожиточного минимума, сколько у него в приходе нищих, совершенно одиноких пожилых людей, которым деваться некуда, которые умирают от одиночества? Конечно, не знает. В первую очередь нам дела милосердия нужно научиться делать внутри своей общины. Приходы должны становиться общинами верующих людей с большим присутствием детей и молодёжи. Потеряем время — потеряем наши приходы», — предостерёг Патриарх священников.
Но только ли к священнослужителям обращены эти призывы Патриарха Кирилла? Не адресованы ли они и нам, простым чадам Церкви? Не предостережение ли это всей современной России? Кто-то, конечно, возразит: «Да бес с ними, отступниками от веры. Пусть погибают; мы-то, как истинные православные люди, спасёмся. А эти пусть идут своей дорогой в ад». И доля истины в таком подходе, надо признать, присутствует: ведь именно христианство (точнее, её исходная форма — Православие) — вера прежде всего личностная. Общность в Православии достигается только путём добровольного объединения. И тем не менее выдающийся русский мыслитель, богослов и философ XIX века Алексей Хомяков (прозрения которого официальная Церковь, кстати, долгое время как бы «стеснялась») писал в своей программной статье «Одна церковь»: «Также не говори: «К чему моя молитва другому, когда он сам молится и за него ходатайствует Сам Христос?»… Если ты член Церкви, то молитва твоя необходима для всех её членов. Если же скажет рука, что ей не нужна кровь остального тела и она своей крови ему не даст, рука отсохнет. Так и ты Церкви необходим, покуда ты в ней; а если ты отказываешься от общения, ты сам погибаешь и не будешь уже членом Церкви». Именно таких «рук», которым уже «не нужна кровь остального тела, и они своей крови ему не дадут», — и становится всё больше в современной России. Православному некогда большинству, сотворившему Россию, грозит меньшинство.
Святейший Патриарх Кирилл призывает священнослужителей переломить ситуацию. Но Церковь ведь — как и Россия — у нас одна. И без всей паствы их обеих не спасти.
Иван ГЛАДИЛИН, newsland.ru

предыдущая    следующая