Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПРО ВАНЕЧКУ И АХМЕДА

Из выступления протодиакона Андрея Кураева на Троицкой Православной выставке в Санкт-Петербурге. 
Сегодня бытование нашей школы — это вопиющее противоречие Конституции РФ. В Конституции сказано, что никакая идеология не может быть установлена в качестве обязательной. Однако же и чиновники министерства образования, и рядовые педагоги не стеснятся говорить о том, что в школе может быть только одно мировоззрение — научно-материалистическое.
По сути, у родителей нет возможности сделать школу своим семейным союзником. Нередко получается, что школа начинает воевать с теми ценностями, которые предлагаются ребёнку в его родной семье: ценности национальные, семейные, конфессиональные. Надо избавить ребёнка от ответа на тяжкий для него вопрос: «Кому ты доверяешь больше — маме или завучу?» Для того чтобы ребёнка не ставить перед таким выбором, пусть каждый завуч выучит язык каждой из российских мам (не в смысле лингвистическом — не татарский или башкирский язык, а язык культуры).
Появление того учебного курса основ религиозной культуры, над которым работал и я, означает, что теперь родители смогут сделать свой заказ школе. Этика — это не математика, духовная культура — это не химия. Тут, понятно, есть серьёзное разнообразие и непохожесть разных традиций, разных культур, разных верований. Но, соответственно, школа пусть в этом случае воздержится от того, чтобы стричь всех под одну гребёнку. Пусть будет реальный выбор. Наш учебник так и составлен: есть отдельный курс православной культуры, мусульманской культуры, иудейской и т.д. Родители сами выбирают, какую именно культуру изучает их ребёнок. Пока что курс существует в рамках эксперимента.
Общественная палата Российской Федерации провела минувшей осенью опрос родителей по итогам первого года работы в этом курсе. Это был телефонный опрос по всем регионам, которые участвуют в эксперименте. Звонили родителям тех пятиклашек, которые уже год отучились по этому учебнику в четвёртом классе и в начале пятого. Опрос по телефону имеет свои изъяны. Например, не удалось найти по всей России ни одного родителя, чей ребёнок посещал бы уроки основ иудейской культуры. По статистике, полпроцента населения есть, но по телефонному справочнику выявить их не удалось. А в целом опрос был очень профессиональный. Чтобы не возникло лишних подозрений, уточню, что опрос не клерикалы делали — он проходил по заказу Николая Сванидзе. Прямо скажем, этот человек не даёт основания подозревать себя в том, что он — подпевало Московской Патриархии.
Так вот, по данным опроса,  только 1,8 процента родителей показалось, что межнациональные отношения в их классе осложнились. Свыше 90% говорят, что улучшились. На прямой вопрос: «Не считаете ли вы, что было бы полезней давать интегральный курс всех религий вместе?» — большинство высказались против, за раздельное обучение, чтобы у детей была возможность узнать хотя бы азбуку своей культуры. Это логичо. Прежде чем изучать лингвистику, изучи родной язык. Прежде чем изучать сравнительное литературоведение, изучи Пушкина, а потом будешь сравнивать его с Чосером или Гёте. Сначала-то своё узнай, родное. Спрашивают родителей, не было ли напряжённости (это к тому, что детей разводят по разным классам). Самый гениальный ответ мы получили в Карачаево-Черкесии. Одна из мамочек там сказала по телефону так: «Для нас в этом нет ничего особенного. Наши дети уже привыкли к тому, что на уроках национального языка карачаи идут на свой карачаевский язык, адыги идут на адыгский, а русские – на уроки рисования».
Удивительная весть пришла из одного молодого промышленного города России. Там большинство родителей отказались от курса и попросили заниматься с детьми чем-то не религиозным. На мой вопрос, в чём тут дело, чиновница из отдела образования ответила: «Вы понимаете, у нас рабочий город…» Этим всё сказано. Любой родитель привык считать себя умнее, образованнее и начитаннее своего ребёнка-пятиклассника. Что же происходит в данном случае? Мой ребёнок, уча урок по основам православной культуры, задаёт мне вопрос, на который я не могу ответить!.. Я — рабочий человек, мне эта религия мало знакома!.. Что же, получается, мой сын лучше разбирается в некоторых важных вопросах современности, чем я? Нет, так не пойдёт! Пусть изучает эстетику — тут уж я смогу объяснить ему, что к чему!..
Многие педагоги, премудрые пескари, полагают, что это не первая реформа, которую им довелось пережить, — всё прошло, и эта блажь начальства пройдёт… На самом деле этот курс жизненно необходим нашей стране по многим причинам. Одна из них — демографическая. Совершенно очевидно, что многодетные семьи сегодня или у бомжей, или у религиозных фанатиков. Уровень рождаемости никак не соотносится с уровнем доходов населения. Ясно, что для любой женщины решение о рождении ребёночка — это тот стоп-кран, который она срывает со своей карьеры: на несколько лет она выбывает из гонки в беличьем колесе. Понятно, что решение дать жизнь ребёнку — это понижение уровня потребления в семье: далеко не каждый на это способен, не правда ли?.. Поэтому в итоге рождение ребёнка — особенно не первого — это жертвенное решение, а понятие жертвы, жертвенности присуще в первую очередь религиозным людям. Жертвенное поведение невозможно без сверхценностей, а мир сверхценностей — это мир религиозных людей, идёт ли речь идёт о «гражданской» религии, как в советские времена, или о религии в классическом виде.
Вторая причина, почему необходимы такого рода курсы: чтобы Россия входя в глобальный мир, смогла бы сохранить себя — надо знать своё. Если мы не хотим идти путём Северной Кореи, то есть окружить себя железным занавесом и жить в своём гетто, а с другой стороны — если мы не хотим превращаться в евразийский Макдональдс, то надо подумать над тем, как проявлять открытость, но при этом всё-таки хранить своё.
Меня пугает то, что в 90-е годы на всех конференциях педагогов говорили, что мы должны быть толерантными, быть открыты другим культурам, а то, что мы должны быть открыты своей культуре, как её хранить — этот разговор почему-то выносился за скобки. Я однажды участвовал в так называемом «Августовском педсовете». Это были времена, когда в Министерстве образования главным идеологом был Александр Асмолов. Его единомышленники десантировались в город Сочи и выступали на этой конференции. Это были великолепно говорящие люди с замечательной логикой, но их тезисы в итоге оказались очень простыми: «Школа должна готовить детей к жизни в современном мире; это означает, что школа должна давать на выходе: а) знание иностранного языка, б) знание компьютерного дела и в) умение быть толерантным к другим культурам и религиям, умение вести толерантный диалог». Конечно, это всё — хорошие вещи. Но у меня вопрос: нужно ли всю жизнь сводить к тому, чтобы быть толерантным к чужому? Никаких отношений с моим у меня быть не должно?
И третий аспект нашей программы, который не афишируется, но остаётся важнейшим: Россия как государство существует ровно до той минуты, пока существуют мирные отношения между мусульманскими и православными народами. Для России как государства жизненно важно взять под контроль потоки информации об исламе, которые идут детям из мусульманских семей. Пусть ребёнок в разговорах о своей мусульманской религии слышит слово «мир»! Не «война», не «ненависть», а «мир». Чтобы не идеологи фундаменталистского ислама с Ближнего Востока приезжали бы и учили российских детей, что значит быть мусульманином, а обычная учительница с добрым светом в глазах рассказала бы, как ислам учит жить в мире. Надо сказать, что эта позиция многим мусульманам в России не нравится. Однажды в одном волжском городе, на семинаре учителей, которые работают с нашими учебниками, один из педагогов — татарин – делился своим опытом преподавания основ мусульманской культуры. И вот он говорит: «На таком-то уроке я рассказываю детям о падении Казани, о взятии её войсками Ивана Грозного». Я говорю: «Минуточку, какой это номер урока?» — «Такой-то». — «Простите, но этот урок в учебнике назван «Пророк Магомет»! Причём тут Казань и Иван Грозный?» Значит, этот педагог настолько укрепился в своих националистических чувствах, что, невзирая на учебный план, он торопится на первых же уроках поделиться с детьми своей ненавистью, своей национальной обидой — вопреки учебнику!.. Вопреки программе, утверждённой министерством! Поэтому тем более необходимо государственное внимание к тематике и преподаванию этих курсов.
Я лично писал учебник по основам православной культуры, но в нашем авторском коллективе было правило: мы выступали взаимными цензорами, то есть мы посылали коллегам из других конфессий свои наработки: почитайте! Это учебник по математике одинаков для всех детей, а наши учебники будут разными. Но дети существа любопытные, они будут интересоваться: «Что это у тебя за книжка, которой нет у меня?» И очень важно, чтобы, когда Ванечка листал учебник Ахмеда, он ни обо что бы не укололся. И обратный случай: когда Ахмед будет листать учебник Ванечки — чтобы он там не встретил чего-то, что вызвало бы его оскорбление и возмущение.
Мы видим, что попытка воспитывать детей в духе космополитизма — ни нашим, ни вашим, а только общечеловекам, — оказалась провальной и в России, и в Западной Европе. Теперь лидеры Западного Мира говорят, что попытка построения мультикультурного общества провалилось, потерпело фиаско внедрение мигрантов в европейскую систему ценностей. Не в систему европейского соцобеспечения — туда они прекрасно интегрируются, но подлинного принятия христианской системы ценностей не происходит. Так значит, не надо насиловать нации и культуры: пусть каждый остаётся самим собой. Можно ли всех причесать под одну гребёнку? Вот и наш учебник — это несколько разных гребёнок для разных культур нашей великой страны.
Записал Алексей БАКУЛИН

следующая