Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
На Международных Рождественских образовательных чтениях на секции, возглавляемой писателем, секретарём правления Союза писателей России Владимиром Николаевичем КРУПИНЫМ, речь шла о целомудрии в литературе. «Последним бастионом» назвал писатель русскую речь, русское слово, русскую литературу, круто замешенную на Православии, которое ещё оберегает Россию.
Собака лает — караван идёт
В.Крупин: — Нужно ли говорить о целомудрии? Нужно, а то получится как в том анекдоте: «Ходит мужчина по Красной площади, разбрасывает листовки. Люди подбирают, а листки-то чистые, ничего не написано. На недоумённые вопросы тот отвечает: «А зачем писать, все и так всё знают». Не все и не всё знают…
Рядом с чистыми родниками незамутнённой православной литературы хлещут реки, помойные отстойники чудовищной, разлагающей литературы. Враг не дремлет. Он действует через незащищённые глаза и уши, но не довольствуется этим, а внедряется дальше — в умы, сердца и души. Страшно за нашу молодёжь. Я с ужасом вижу, что терплю поражение даже в борьбе за собственных внуков, когда предлагаю почитать им что-то душеполезное, а они предпочитают смотреть современные мультфильмы и киношки. Ведь кто герои нашего времени? Душегубы, бандиты, стяжатели, проститутки, сутенёры… злодеи всех мастей. Ещё страшнее, когда появляются богоборческие, псевдоправославные книги. Взять ту же книгу Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик». Страшная книга… Им так хочется загнать религию в культурологические рамки, представить, что религия — всего лишь часть мировой культуры. Но, как говорится, «собака лает — караван идёт». Писанина Улицкой порастёт крапивой, и ничего от неё не останется, а Русская Церковь будет торжествовать. Церковь врата адовы не одолеют. Нам не надо бояться за Церковь, нам надо за себя бояться. Нам бы самим спастись. А то, что с Церковью Христовой ничего не случится, абсолютно точно. Христос всегда был, есть и будет. Нам бы только уцепиться за Его светлую ризу, попасть на корабль спасения, войти в малое стадо Христово. Не надо спорить с еретиками — мы их ничему не научим, только сами заразимся.
Современные православные писатели — люди, которые поддерживают моральный свод над нашей современностью, которые через слово и сами духовно возрастают, и влияют на положение дел в России. Они поняли, что современную литературу надо склонить в сторону Церкви. Это первыми почувствовали и воплотили в жизнь писатели, поэты, журналисты Санкт-Петербурга.
Считается, что современные люди стали меньше читать. Это не так. Нечто похожее происходило, когда появилось кино: все решили, что литература своё отжила и теперь Толстой сгодится только для того, чтобы по его произведениям писать сценарии. Ничего подобного! Впереди ещё были и Шмелёв, и Платонов, и Шолохов… Ныне властвуют телевидение и Интернет, но литература жива и любима, если она настоящая, если даёт пищу уму и сердцу, если воспринимается как служение слову, данное Господом. Литература — величайшая тайна общения душ писателя и читателя.
Кто постарше, помнит дискуссию тридцатилетней давности «Классика и мы» — это схлестнулись две силы, два направления. Победа была одержана представителями благодати и Слова Божия — людьми, любящими Россию. Это Палиевский, Кожинов, Семанов, Селезнёв… Они понимали необходимость христианства для России. Да, люди угнетённые, обиженные, их надо защитить и противостоять власти безбожной, которая только притворяется верующей, уцепившись, как Ельцин, за свечку… И пусть не было ещё у этих писателей понимания, что смерти нет, не было понимания, зачем пришёл Христос, но победа была одержана. Дай Бог, чтобы и впредь целомудрие всегда побеждало, и не только в литературе. Ведь до чего порой доходит! Мне в руки попали как-то документы: Жириновский предлагал торговать
девственницами, даже разрабатывалась соответствующая программа. Я серьёзно говорю — зачем мне на старости лет лгать?! А вот другой факт: когда гестаповские врачи обследовали русских пленных девушек, все они были девственницами. Ныне это ощущение целомудрия как величайшей ценности утрачено. В телепередаче «Без комплексов» безстыдно допытываются у женщины, почему она не изменяла мужу, советуют: «Обязательно измените — это же освежает жизнь». Та, бедная, только краснеет в ответ. Пошлость, разврат, насилие круглосуточно изрыгаются на нашу молодёжь. Этому надо противостоять, надо вспомнить, что в мире существует единственность любви. Я счастлив, что многие мои друзья женаты раз и на всю жизнь. Конечно, не может вечно цвести цветок любви. Но цветок превращается в плод — это дети, которых мы должны ограждать от духовной грязи. И литература играет в этом не последнюю роль.
Про «огурци» и русский алфавит
Писатель Валерий Николаевич ГАНИЧЕВ: — К сожалению, наше среднее и старшее поколение в своём духовном развитии и православном образовании находится на уровне младшего поколения. Мне не раз рассказывали случаи, когда маленький мальчик или девочка зовёт маму, папу, бабушку с дедушкой в церковь. Надеюсь, что, повзрослев, эти дети не забудут дорогу в храм и приведут туда своих детей и внуков. Не последнюю роль в воспитании православного мировосприятия должна играть литература. А за последние годы в писательской среде действительно произошли серьёзные изменения в пользу Православия.
Да, мы все вышли из времени, когда атеистический взгляд на мир был главенствующим. И даже если писатель не провозглашал атеизм, — открыто выступить против также не мог. Хотя многие находили ходы, позволяющие соединить литературу современную с литературой классического периода, с русской литературой, пронизанной Православием, ибо никакой другой культуры в России не было. Всё, что осталось за чертой православной культуры, не дало ни одного выдающегося произведения, направления, жанра.
Я из того старшего поколения, которое знало наших самых выдающихся советских писателей, и могу смело сказать, что лучшие из них — люди православного мировоззрения. Таким был Леонид Леонов. Его «Вор», «Русский лес», «Пирамида» — потрясающей глубины произведения, построенные на противостоянии добра злу. Причём «Пирамида» лишена мистики и бесовщины, какая есть у уважаемого М.Булгакова. А вот другой человек — вроде бы абсолютно советский, член ЦК — Михаил Шолохов, которого я очень хорошо знал и бывал у него в станице Вёшенской. Его «Тихий Дон» — самое гениальное произведение русской литературы XX века, против которого не случайно боролись советские идеологи, стараясь вытеснить его из круга книг, на мораль которых опирается общество, по которым сверяет свою совесть. Борьба была безпощадная, хотя и прикрытая социальным мотивом, но цель была — уничтожить роман, дабы не будоражил умы. Шолохов был человек глубоко православный, хотя не мог открыто об этом заявить, но он построил в станице храм, куда сам изредка ходил, и его герои — люди верующие, оттого и их столкновения с миром зла и наказания, которые неизменно следуют за противление злу.
Знаете, когда в Российскую национальную библиотеку, бывшую Ленинку, были переданы выкупленные два первых рукописных тома романа, на церемонию передачи пришло столько журналистов, сколько я ещё не видел. Обычно подобные события замалчиваются. Значит, общество начинает поворачиваться лицом к Православию. С.Н.Семанов даже написал исследовательскую книгу, которая так и называется: «Православный Тихий Дон».
Году в 1979-м я был в Вёшенской и обнаружил письма: народ писал любимому писателю обо всём, поверяя самое сокровенное. Кто-то написал, что хорошо, что в русский язык введена буква «ё». Прочитав это письмо, я сам впервые задумался над этой проблемой. Казалось бы, не так уж часто мы её и употребляем, но когда «ё» стали вытеснять, об этом объявили на Всемирном Русском Соборе, требуя восстановить букву в правах. И это не мелочи. После 1918 года из нашей азбуки, из нашего языка уже вытравили с десяток букв — «фиту», «ять»… — которые обогащали русский язык, создавали его неповторимое звучание, многоцветную окраску. Уступим букву «ё» — вскоре ещё чего-нибудь лишимся. Находились уже «реформаторы», считающие, что буква «ы» не так уж нужна. Леонов писал тогда с горечью, что если так пойдёт, скоро мы будем произносить и писать «огурци»…
Слава Богу, русские писатели, находящиеся сегодня в Союзе писателей, а их 7,5 тысячи, являются носителями православного духа, мировоззрения и мироощущения. Вот это творческая сила!
Однажды ныне почивший Святейший Патриарх Алексий II принимал у себя в резиденции писателей. Я ему сказал: «Ваше Святейшество! Многие правители принимали у себя писателей: Николай I — Пушкина, Ленин — Горького, Сталин — Шолохова, — а вот патриархи не принимали. Сначала был период двухсотлетнего отсутствия патриаршества, а после надо было Русскую Церковь возрождать». И он сказал знаменитые слова: «Средостение между русским писателем и Русской Православной Церковью разрушено». Увы, у писательского сообщества было немало грехов в дореволюционный и революционный периоды, когда они пытались выработать собственные философию и взгляд на жизнь в отрыве от православного мироощущения, которым жил тысячу лет наш народ.
Мне очень понравилась мысль Патриарха Кирилла: он сказал, что у Церкви есть возможность охватить окружающую нас действительность, философские взгляды, переработать и представить уже на высоком христианском уровне, что, например, и делал Василий Великий, что делала Элладская Церковь, переосмысливая великих мыслителей древности, того же Аристотеля. Современная жизнь в лучших произведениях русских писателей тоже перерабатывается, обретая православную окраску.
Вручалась имперская премия за лучшие достижения во всех культурных сферах жизни. Были отмечены: знаменитые беседы по биологии Валентина Распутина с Виктором Кожемякой, Василий Лановой за утверждение русского слова и стиля и пушкинской темы, Владимир Личутин за образы православных героев в очерках «Сельский поп», «Строитель Морозов», певица Татьяна Петрова, сказавшая проникновенные слова, что наша страна должна запеть, чтобы обрести духовные крылья. Действительно, мы совершенно перестали петь, оглушённые роком и пошлой эстрадной попсой. Мы забыли национальные русские песни, в которых живёт народная душа… Как-то смотрел концерт берлинского симфонического оркестра. Заиграли «Берлинский ветер», и немцы — весь зал — начали подпевать! Вот так. Нас же отучили слушать классику. Почему? — А потому, что она не разрушает сознания, а вот рок разрушает, а разрушенным сознанием легче овладеть. А школа? Ясное дело, что современная школьная система не даст того, что должен получить человек. Надо подключать воскресные школы, православную литературу, музыку, живопись. Мы должны закрепиться в юных умах, посеять в юных душах благодатные ростки, тогда выживет Россия.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА