Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

6 марта — Прощёное воскресенье

ТЁПЛЫЕ СЛЁЗЫ ПРОЩЕНЬЯ ПРОЛЕЙТЕ

«Однажды три инока претерпели безчестие, — повествует св.Иоанн Лествичник. — Один из них был угрызаем скорбию, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за оскорбившего его; третий же, воображая единственно вред ближнего, пролил тёплые слезы. Таким образом, здесь были видимы делатели страха, воздаяния и любви». О том, как нам приуготовить себя к прощению обид, как научиться прощать искренне и не только раз в год — в Прощёное воскресенье, размышляет настоятель церкви Св. Вмц.Варвары в пос.Рахья иерей Илия АМБАРЦУМОВ.
— Батюшка, как правильно справлять Масленицу, чтобы переход от веселья и объедания к строгости Великого поста не был тяжёлым?
— Пост должен быть в радость, ибо наконец-то мы освобождаемся от излишков и тягостных страстей. В подготовительных неделях к посту видна мудрость Божия — сначала мы прекращаем есть мясо, потом отказываемся от молочной пищи. И то, что мы перед постом вкусно и обильно едим, имеет смысл — постовые лишения не будут в тягость в первое время, а там — втянемся.
— Батюшка, но желудок-то не резиновый, впрок не ест…
— Оно конечно, но запас витаминов, жиров и углеводов не помешает. И не надо поститься сверх меры, обезьянничая со Святых Отцов, — этак можно повредиться и телом, и умом. Ведь когда психика в постоянно крайнем напряжении, раздражении и истощении, может произойти срыв. Человек после такого поста способен пуститься во все тяжкие — обжорство, пьянство, блуд… «Я заслужил» — будет он оправдывать себя. Поэтому Святые Отцы говорят: «Крайности от диавола, а умеренному подвигу цены нет».
Кстати, в помощь нам каждый день Сырной недели посвящён какому-либо благочестивому размышлению: понедельник — о подражании Господу в смирении, вторник — о молитве, среда — о помыслах, четверг — о перенесении скорбей, пятница — о безстрастии… Как полководцы перед боем для ободрения воинов говорят о подвигах древних мужей, так и пастыри вступающим в пост указывают на святых мужей, достойных в сём деле подражания. А в сыропустную неделю, т.е. воскресенье, — о прощении обид.
Что касается масленичных обрядов — участвовать в них можно, только надо вкладывать в них православный смысл. Например, сжигать чучело не Зимы, а своих грехов.
 — Перед Прощёным воскресеньем мы неделю широко гуляем русскую Масленицу: блины едим, пляшем, поём, выпиваем — что греха таить… А на следующий день надо смиренными и всепрощающими стать. Но ведь к покаянию и прощению душу подготовить надо…
— В Церкви всё разумно устроено. Перед вступлением в самый строгий пост человек всласть ест-пьёт, прощает ближних и просит прощения у тех, кого обидел, а сделать это легче на сытый желудок. Поэтому и Прощёное воскресенье установлено именно перед началом поста, как пограничный рубеж. Да и как можно вступать в Великий пост, когда на душе у тебя муторно от непрощённых обид, а совесть тяготят обиды, нанесённые тобою ближним? Нельзя поститься в злобе, так можно и язву нажить.
— Грешим, обижаем близких и обижаемся на них мы ежедневно, ежечасно, а вот Прощёное воскресенье, когда каемся как-то чересчур легко и даже радостно, наевшись блинов, — раз в году. Нет ли в этом толики лицемерия, обрядности?
— Всё зависит от степени духовности человека. Свт.Феофан Затворник писал: «Прощёный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества и земля сливалась бы с небом». Но в том-то и вопрос: пользуемся ли мы этим днём, как должно? Скажу прямо, мне противно, когда люди идут в церковь на Прощёное воскресенье и просят прощения, используя момент, чтобы легко загладить свои грехи. Не делайте ничего напоказ. Но уж если простили — то, как говорится, «кто старое помянет — тому глаз вон». А у нас часто как бывает? Подходим, кланяемся: «Простите меня», в ответ: «Бог простит», а про себя: «Век бы тебя не видеть». От этого только вред душе… С другой стороны, когда человек часто произносит слово «простите», пусть даже не совсем искренно, — на него в итоге действительно нисходит благодать по милости Божией. А если ещё он идёт в храм, а там все тоже просят у него прощения и прощают его — и прихожане, и батюшки, — душа просыпается и ликует, и человек может даже заплакать.
— А не лучше ли сразу попросить прощения у того, кого обидел? Ну, пусть не сразу, — на следующий день, через неделю. Зачем ждать Прощёное воскресенье? Разве прощение святее будет?
— Я думаю, что каждое воскресенье должно быть прощёным. Ведь мы каждое воскресенье причащаемся Святых Христовых Таин, а как можно причащаться, не простив? Копить обиды год, а потом оптом каяться! Но ещё хуже, когда человек делает вид, что простил, а в душе затаил зло и мстит. От таких людей держитесь подальше. Также лучше не общаться с людьми, находящимися на грани самоубийства, с бесноватыми и психически больными, еретиками — они отводят нас от Христа и приводят к диаволу. Помните правило: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1,1).
— Просить прощения трудно… Простить порою нет сил.
— А вы знаете, откуда пошло Прощёное воскресенье? На заре христианства у монахов обители прииорданской пустыни был обычай: в последнее воскресенье перед постом собираться на Литургию, потом, попросив друг у друга прощения, уходить на весь пост в пустыню. Назад можно было и не вернуться — умереть от голода и жажды, мог лев разорвать, могли лихие люди убить… Представьте, что ваш обидчик ушёл в пустыню, откуда может не вернуться, — и обида уйдёт. Опасно, когда человек не желает простить своего недруга до конца жизни. Св.Отцы говорят, что такой человек сразу идёт в ад, даже если он всю жизнь был великий подвижник. Ибо его непрощение украло все его добрые дела.
— Но если обида так глубока, что, увидев обидчика, чувствуешь, что сердце саднит от пережитого, — всё слишком свежо и больно. Что делать? Сказать, что прощаю? Это будет ложь, грех.
— Так и сказать: «Простить пока не могу. Может быть, когда-нибудь найду в себе силы». И отойти, избегая выяснения отношений. Ибо мы как дырявое ведро, — через раны душевные выливается благодать, получаемая нами в церкви. Тем более что есть немало проходимцев, которые пользуются людской отходчивостью — просят прощения и опять гадят. Не позволяйте вытирать об себя ноги. Но помолиться об этом человеке, записочку о здравии подать нужно. «Размысли, — увещевал московский митрополит Филарет, — что лучше: обидчиком ли быть или обиженным? Без сомнения, лучше быть невинным, нежели виновным». Суд над нами Бог отдал в наши руки: «Прощайте и прощены будете» (Лк.6,37).
— А если человек, которого когда-то обидели, находится за тридевять земель? Адрес и телефон утеряны…
— Кайтесь, молитесь. Его душа почувствует облегчение. В таком Божием деле, как прощение обид, расстояния не имеют значения.
— Кого можно взять за образец прощения обид?
— Сказано: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14—15). А лучшего примера не найти, нежели Господь наш Иисус Христос. Истерзанный, распятый, терпя глумления толпы, Христос говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,34). И если обида гложет твоё сердце, вспомни о распятом Христе, о язвах Его, и пойми, что всё, что происходит с тобой, ничтожно и маловажно в сравнении со страданиями Сына Божиего, взявшего на Себя все грехи мiра и отдавшего Себя на смерть крестную ради спасения человечества от рабства греха. И увидишь, что обида твоя испарится, как вода в жаркий день.
Вспомните Иосифа, проданного братьями в рабство в Египет. Промыслом Божиим стал он советником фараона. Братья же, испугавшись, что сможет он теперь отомстить, сказали, что отец пред смертью завещал: «Скажите Иосифу: «Прости братьям твоим вину и грех их…» И ныне прости вины рабов Бога отца твоего… И сказал Иосиф: не бойтесь; ибо я боюсь Бога… Я буду питать вас и детей ваших» (Быт.50,17—21). Иосиф прожил 110 лет… Вот и размысли, что чем больше ты простишь, тем больше сам получишь прощение.
Адрес: 188671, Ленобласть, пос.Рахья, Ленинградское шоссе, 15-а. Тел. 8 (813-70) 31-882.
 Записала Варвара АКИМОВА

предыдущая    следующая