Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Не всё благо…

О ЧВАНСТВЕ И НАРОЧИТОЙ ПРИНИЖЕННОСТИ

Как должен выглядеть и вести себя православный человек в храме и вне его, рассуждают настоятель храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) архимандрит Сергий (СТУРОВ) и настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим БУРЕНИН.
О.Сергий: — Святые Старцы предупреждали, что настанет время, когда люди будут друг к другу ближе, но любви не будет. В молодости это было для меня так дико: как так, любви и уважения не будет? А вот сейчас я это всё увидел своими глазами… Ведь раньше как было? Люди приходили в храм, крестились на три стороны и становились на свои места. Если же место по какой-то причине занято — человек вставал рядом и молился, не выказывая никаких претензий. А сейчас, если и не подтолкнёт локтем или в спину, то уж неудовольствие выскажет обязательно. Я помню, когда ещё в молодости служил в Сибири и в Астрахани, — строго соблюдалось правило: если храм полон народа, люди от подсвечника к подсвечнику не бродили во время службы, а просто передавали свечи впереди стоящим с просьбой поставить к такой-то иконе. А ныне? Идёт богослужение — понимаете?! — служение Богу, — а народ не слушает, он озабочен тем, чтобы свечку свою пристроить и охранять, пока та до конца не сгорит, а то вдруг Господь мольбы не примет… А то ещё взяли моду: приходят мужчины в храм и ну обниматься-целоваться, вот, дескать, как возлюбил я ближнего своего. А на самом деле это грех, и называется он чванство. Потому как если уж неприличным считалось воздавать кому-то почести в присутствии земного царя, то тем паче нельзя делать это в церкви, ибо церковь — Дом Божий, здесь постоянно присутствие Божие. Так как же мы можем воздавать друг другу почести в Доме Божием, где все мысли должны быть об Отце Небесном?! Но сейчас это происходит сплошь и рядом.
В Сибири и в Астрахани даже в ограде церковной мужчины не обменивались рукопожатием и не обнимались. Церковная земля — святое место. А коли давно не виделись и радости не сдержать — выходили за ограду и там уже давали волю чувствам. В храме же делали только немые поклоны. Кто-то скажет, что это маловажно. Но вот так мы по кирпичику всё и отбрасываем как неважное, отжившее своё, старомодное… в итоге всё здание рушится.
— В редакцию пришло письмо. Женщина пишет, что в храм как-то зашли двое: у юноши из волос рожки сплетены, девушка с кольцом в носу. Бродили по церкви, как по музею, потом решили святой воды попить. Она выгнала их из храма, как поклоняющихся другому богу. Так же поступила с женщиной, прикладывающейся к иконе накрашенными губами. А прихожане осудили её за это…
О.Вадим: — Когда люди приходят в храм с накрашенными губами и, прикладываясь к иконе или испив святой воды, оставляют отпечатки — что же хорошего? Они не научены с уважением относиться к тем, кто находится в храме, не читали слов Евангелия: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12). При этом считается, что не надо таких людей трогать, иначе можно спугнуть, обидеть и те больше не придут в церковь. Но если мы будем отмалчиваться — люди будут уверены, что такое поведение — норма. Необходимо доброжелательно вывести их из этого заблуждения. Что касается запретов пить святую воду с накрашенными губами — это уже ревность не по разуму. Если женщина берёт святую воду домой — пусть пьёт её хоть с фиолетовыми губами. Лишь бы во славу Божию. Не надо думать, что только вы — праведные и правильные, потому что выучили с десяток молитв и ходите в храм. Господь Сам выберет Своих чад.
Слушая батюшку, я вспомнила стихотворение Натальи Пискуновой:
«Я православный, я ставлю свечки и на Крещенье купаюсь в речке. Молитвы знаю, пощусь примерно, в храм прибегаю одним из первых. А покаянье моё такое — отчёт квартальный у аналоя. Отдам бумажку, склоню головку, а плакать было б совсем неловко. Я православный, я ем просфорки, яички в Пасху катаю с горки. Я почитаю всех тех, кто в рясе, храню коллекцию священных масел. За каждым делом молюсь, конечно, а если в целом — живу безгрешно».
— Что касается художеств с волосами. Скорее всего, налицо юношеский комплекс от своей незначительности, попытка привлечь к себе внимание. Больше, видимо, выделиться нечем, ну тогда хоть так… К нам в храм забредали подобные молодые люди. И никогда никто из прихожан не скандалил — наоборот, старались помочь сделать шаг к Богу. Православные не должны вести себя агрессивно, иначе получим в ответ ещё большую агрессию. Конечно, если у него на голове будет сооружено уже что-то кощунственное — спокойно объясните, что в таком виде в Божий Дом не ходят. Есть много сатанистов различных, но эти люди и одеваются, и ведут себя соответствующе. И если они специально пришли, чтобы мешать молиться, если хотят духовной брани — выведите их вон.
Девицам можно предложить надеть платок, дабы не искушали прихожан своим странным видом. А колечко в носу не обязательно говорит о том, что она исповедует буддизм, поклоняется Кришне. Зачастую девушки делают это бездумно, воображая, что украшают себя. Честно скажу: если бы в наш храм пришла такая девица и стала молиться, я был бы только рад, потому что человек ищет Бога, жаждет жизни с Богом. А по мере того как она будет знакомиться с православной верой, исчезнут серьги из носа, пупков и бровей. Значительно хуже будет, если она никогда не переступит порог храма. Или если её оскорбят и она уйдёт обиженная. А не скажет ли Господь на Страшном Суде: Я привёл к вам человека, коснулся его сердца, а вы выгнали его из Дома Моего, не помогли духовно преобразиться. Чем оправдаемся?
— Как должен выглядеть православный человек? Вот захожу я в храм: нелепые, пыльного цвета одежды, стоптанные башмаки. А на работе, в театре — картинки писаные. А помню, в детстве, в Сибири, когда шли с бабушкой в церковь, — она извлекала из сундука самые лучшие одежды, потому как в гости к Богу шла, а это — праздник. И до революции люди шли в храм принарядившись. Так почему нынче даже молодые девушки похожи на старушек или унылых мышек? Разве это нужно Богу или Церкви?
— После десятилетий владычества советской власти люди пришли в Церковь, утратив о ней всякое понятие. И многие искренне считают, что чем безформеннее и грязнее юбка, тем лучше, а красивая одежда, мол, в церкви неуместна. Наши предки поступали правильно, приходя в храм в лучших своих одеждах. У них и в душе был праздник, и ликование от встречи с Господом. И люди неверующие или других вероисповеданий видели, что наша вера — радостная, светлая. А нынешние прихожане найдут что поплоше и радуются, что «создали образ православного человека». Глупость и лицемерие. Такое поведение вызывает тревогу за человека, ибо его духовное устроение нуждается в серьёзном исправлении.
— Внешний вид иных священников тоже порой удивляет до невозможности. В хвостике только бантика иной раз не хватает.
О.Сергий: — Это правильное замечание. Если уж батюшка носит длинные волосы, то нужно за ними следить. Вот в моём приходе в Астрахани был такой о.Николай Виноградов — он из священнического рода, — так он носил длинные волосы даже в советское время, когда в школах учителя презрительно говорили: «Долгогривый, как поп». Но о.Николай всегда ходил в рясе, никогда не надевал светское платье. Внешне он чем-то был похож на св.прав. Иоанна Кронштадтского. Никаких заколок в волосах я у него не видел, и хвостики он тоже не делал. А волосы священникам положено распускать — всегда так служили или же стригли коротко. Чудачества не приветствовались. Кстати, до революции при рукоположении будущие священники давали присягу носить длинные волосы. В наше время этот обычай упразднён. Вот и у меня короткая стрижка, потому что считаю, что так аккуратнее, и греха в этом не вижу. Священник должен быть опрятным.
— Ещё более странно люди себя ведут. Наблюдаю за одним и тем же лицом — будто два разных человека: в жизни — умный, с чувством собственного достоинства человек, в храме скособочится, скукожится и как краб — боком-боком — под благословение подходит. Разговаривает с батюшкой с приниженно-пришибленным видом. А бывает, и священники ведут себя так… с благотворителями. И богатый деньгодавец не подходит под благословение, не целует руку, а ручкается по-светски, разговаривает снисходительно…
О.Вадим: — Я задумывался над этим вопросом… Очевидно, причина кроется во внутреннем духовном неустройстве. Не надо забывать, что многие были воспитаны в советское время, не знают, как правильно вести себя, оттого испытывают чувство неловкости.
Чтобы и общинная, и внутренняя жизнь человека становилась радостней и краше, а не приобретала уродливые формы, надо помочь людям осознать, что значит быть православным, разбить корку духовной скованности. Для этого, например, в нашем храме по воскресеньям устраиваются чаепития: прихожане и священники общаются в непринуждённой обстановке. Можно посещать катехизаторские курсы. Главное, чтобы было желание духовно преображаться, а батюшки всегда поддержат и помогут каждому и в себе, и в окружающих увидеть образ Божий, достойный уважения и любви.
Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая