Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КИНО И НЕМЦЫ

Строго говоря, фильм «Поп» был сделан исключительно для церковной публики. Насколько мне известно, люди нецерковные или вовсе не смотрели его, или, посмотрев, тотчас забыли — настолько все проблемы, поднятые в фильме, далеки от основной массы народа. Это к вопросу о художественных достоинствах «Попа»: по-настоящему сильный фильм втягивает зрителя в свою проблематику, зажигает даже вовсе холодную зрительскую душу, а «Поп» снят только для тех, кто «уже в курсе».
Но суть не в этом. Суть даже не в том, что в фильме «Поп» немцы — все, кроме одного эпизодического персонажа, — люди весьма обаятельные, скромные, почтительные, интеллигентные и т.д. Все советские люди в нём — даже если по сценарию они играют положительную роль, — симпатий зрительских отнюдь не вызывают, все они хорошо описываются одним грубоватым словечком — «мордовороты». Один мордоворот добрый, другой злой, но каждый из них вызывает отвращение.
И не в том дело, что, говоря о Псковской миссии, авторы фильма показывают человека, для миссии нетипичного. Увы, увы, история свидетельствует, что 99% священников Псковской миссии служили немцам верой и правдой, исправно доносили в гестапо на русских патриотов, закладывали собственных прихожан и на совести у этих людей не одна сотня расстрелянных по их доносам соотечественников. Отец Александр, главный герой фильма, — он не из таких. Он пытается, находясь во власти немцев, служить России. Были такие священники в действительности? Да, были. Но служили они по большей части не в Псковской миссии.
Запоминающийся эпизод из фильма: отец Александр отказывается отпевать полицая, произнося при этом: «Братья и сёстры, я понимаю большое горе отца и матери убитого, но не наших молитв и «Со святыми упокой» своею жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он – изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесём же: «Анафема»!» Интересно то, что такой случай действительно был!.. Был на самом деле священник (кстати, тоже отец Александр), который не стал отпевать предателя и произнёс при этом именно такие слова, — и более того: призывал полицаев одуматься, покаяться, обратить оружие против немцев. Но в действительности этот замечательный священник, отец Александр Романушко, служил в Белоруссии и к Псковской миссии отношения не имел!.. И кстати, сразу после этого своего героического выступления батюшка ушёл к партизанам, понимая, что теперь под немцами ему не жить. А отец Александр из фильма? С него всё как с гуся вода!.. Ему, по мысли авторов, немцы прощали всё что угодно.
Что же получается? Рассказывая о стаде чёрных козлищ, авторы берут в качестве главного примера белую овцу!.. Господа, да корректно ли это?.. Большинство нашей публики о Псковской миссии или не слышали вовсе, или имеют о ней самое смутное понятие. Посмотрев фильм «Поп», этот зритель скажет: «А, Псковская миссия!.. Знаю, знаю, там служили священники-патриоты!..» Как говорится, с точностью до наоборот.
Но — опять-таки — не в этом дело. Дело в том, что фильм вновь поднимает один из самых больных вопросов русского ХХ века: «С кем ты, православный, — с государством или с Церковью?»
Считать этот вопрос простым и однозначным может только человек в высшей степени недалёкий. История ХХ века показала русским (и очень жёстко показала!), что всё отнюдь не так просто, — даже если государство исповедует самое непримиримое безбожие. Это понимали мученики первых веков христианства, стоявшие до смерти за веру Христову, но не отрекавшиеся от долга перед импе-
рией.
И страшно то, что в новые времена вопрос этот слишком часто формулировался таким — чудовищным! — образом:
«Кого позволительно предать: Россию ради Христа — или Христа ради России?»
Тысячи и тысячи верующих русских людей в ХХ веке, ломая собственные судьбы, губя себя и своих близких, проливая свою и чужую кровь, вынуждены были убедиться: предательство всегда остаётся предательством! Нельзя предать Христа, не предавая тем самым Россию. Нельзя предать Россию, не предавая тем самым Христа.
Ценой очень и очень большой крови русские люди в ХХ веке поняли: «Надо научиться жить, не предавая ни Христа, ни России». Надо научиться воздавать Богово Богу и кесарево кесарю, даже если кесарь тебе лично неприятен. Эта заповедь Господня невероятно трудна для исполнения, — но, в общем-то, не труднее, чем все прочие Его заповеди.
Однако снова и снова — до сих пор! — кто-то пытается вдолбить русским: «Без предательства никак не обойтись! Если хочешь быть с Россией — отрекись от Христа! Если хочешь быть с Христом — отрекись от России!»
И вот фильм «Поп». В сущности говоря, о чём этот фильм? О человеке, о священнике, который не хотел предавать ни Христа, ни России — и поплатился за это. Россия (в фильме представленная весьма жуткими персонажами) не приняла его подвига. Вывод? «Лучше бы служил батюшка немцам: они люди культурные, деликатные, к религии вполне терпимые… Вообще, какая досада, что не немцы победили!.. Мы бы с ними такую религиозно-просветительскую работу развернули!.. Хочешь жить — умей предавать!»
…А вообще-то каждый, кто видел фильм «Поп», знает, что рассказом о Псковской миссии он отнюдь не ограничивается. У него есть и ещё одна тема, для авторов не менее (если не более) важная. Что такое, в сущности, поведение православных священников в оккупации? Дела давно минувших дней — есть вещи и более злободневные… И авторы фильма обстоятельно, твёрдо, жёстко учат зрителя, что ему следует думать по этому второму, злободневному вопросу. Но мы об этом втором вопросе сейчас говорить не станем: тут совсем другая история…
Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая