Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Богословие в красках

РОДИСЯ ОТРОЧА МЛАДО, ПРЕВЕЧНЫЙ БОГ

Русский философ Владимир Соловьёв говорил: «До Христа Бог создавал человека, после Христа — человечество». И этот процесс продолжается. А разделительным моментом был приход в мiр Сына Божия, Богочеловека Иисуса Христа, когда падший род людской обрёл надежду на спасение. И вот уже две тысячи лет славит человечество Спасителя в богослужениях, молитвах, песнопениях и иконах. Среди сюжетов икон особое место занимает Рождество Христово. Рассказывает иконописец, педагог Академии художеств и Театральной академии Ирина Борисовна КУЗЬМИНА.
— Икона — это изобразительная молитва, которой хочется славословить вместе со всей Церковью: «Слава в вышних Богу…» Посмотрите на русские иконы XIV—XVI веков: именно они раскрывают всю полноту содержания радостного праздника Рождества Христова. Ибо православное мировоззрение — идеалистическое, когда важна суть. Так, помимо Богородицы с Младенцем Христом на иконе изображены св.Иосиф, волхвы, пастухи, служанка, повитуха… Знаем мы, как на самом деле выглядели эти последние? — Нет. Но это и не важно, ибо, как однажды заметила скульптор В.Мухина, «сходство нужно современникам, а потомкам нужен образ». Правильные слова, ведь и Христос учил народ притчами, а не на примере жизни исторических личностей. При этом Спаситель прибегал к земным сценам, дабы раскрыть суть явления, трудно постижимого для человека. Вспомните притчу о блудном сыне: как кратко и ярко раскрыта в ней безмерная любовь отца к родному детищу!..
Впервые тема Рождества Христова появилась в миниатюрах древнейших рукописных Евангелий и на саркофагах римских катакомб. Изображение прихода в мiр Младенца и сцена поклонения волхвов присутствуют также на донышках сосудов для лампадного масла. А с IV века, когда Рождество стало праздноваться отдельно от Богоявления, стал формироваться иконописный канон праздника. Краткая иконография праздника запечатлена на резном камне VI—VII в. (Рим), где очень реалистично изображены Богородица, Младенец и даже загон, где овцы находятся. Окончательно иконография праздника сложилась в XIV в.
На Руси с появлением праздничных рядов иконостаса появилось несколько вариантов изображения события Рождения Мессии, которые отличаются подробностью пересказа событий, позами и жестами персонажей. При написании икон изографы руководствовались богослужебными текстами, молитвами, песнопениями…
Сегодня мы будем говорить о традициях написания рождественских икон на примере икон московской школы середины XIV в., хранящихся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. В основе праздника две идеи, пронизывающие рождественскую службу: радость всего человечества, вызванная явлением в мiр Всемогущего Бога, то есть Боговоплощение, и истощение Бога, ибо Господь умалил Себя ради спасения людей. Однако надо ещё помнить, что свершилось необычное, непостижимое рождение, ибо Младенец родился уже и с непобедимой силой, и с неизреченной мудростью, а это чудо, прежде небывалое в мiре.
В центре иконы, традиционно на фоне вифлеемской пещеры, на ярко-красном ложе, — фигура Богородицы, рядом с Ней в яслях спеленатый Младенец Христос. Заметьте, Богородица на иконах Рождества Христова, как правило, изображается отвернувшейся от Младенца. Эта деталь указывает на то, что Она не просто мать, а Божия Матерь, и рождённый Ею Младенец уже принадлежит не Ей, а всему человечеству, как об этом свидетельствует Евангелие: «Он же сказал в ответ говорившему: «Кто матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12,48—50). Также эта поза символизирует обращение Богородицы к мiру, для которого отныне Она станет Заступницей и Утешительницей.
Иногда Богородицу изображают повернувшейся к Младенцу, стоящей или сидящей перед яслями или за ними. Так, на иконе XVII в. в монастыре Св.Вмц.Екатерины на Синае Богородица трогательно ласкает родившегося Христа. Но это уже не молитва, не богословие в красках, а земной рассказ о материнской радости.
Содержание икон — богословско-символическое, поэтому всё имеет значение: расположение фигур и предметов, жесты, взгляды, даже цвет. Так, на некоторых рождественских иконах Младенец изображен в зелёных пеленах, сливающихся с зелёным же цветом яслей. Почему? — В песнопениях и славословиях на праздник Рождества Христова Богородица называется «обширным местом необъятной природы, неизмеримой пашней Небесного колоса». То есть Богомладенец подобен колосу — ростку, взошедшему на Небесной пашне и несущему в мiр очищение и обновление. О самих яслях толкователь Св.Писания блж.Феодорит, епископ Киррский (V в.), сказал: «В яслях полагается Слово Божие, чтобы и словесные, и безсловесные (т.е. праведные и грешные) свободно и невозбранно причащались спасительной пищи». Таково таинство яслей Господних.
Слева от Богородицы с Младенцем — три волхва с дарами. Фигуры волхвов символичны, ибо их считали языческими царями, представителями трёх возрастов человеческой жизни и трёх рас земных. Увидев Вифлеемскую звезду, появившуюся в ночь Рождества Христова, они возрадовались радостью весьма великой и пришли из дальних стран поклониться новому Царю. И принесли Ему дары — золото, ладан и смирну. Есть рождественские иконы, на которых волхвы изображены на конях. Торжественно застыли в трепетном молчании склонённые волхвы, их позам и жестам вторят фигуры славословящих Ангелов, простёртые руки которых выражают готовность принять святыню. Вместе они образуют стройный хор, наполняющий икону светлой музыкой и пением. Изображение пастухов — людей, очищенных уединением и тишиной, помещены согласно евангельскому рассказу. Почему благая весть о свершившемся чуде была дана именно пастухам? По преданию, стада, пасшиеся по дороге из Вифлеема в Иерусалим, предназначались для храмовых жертв, поэтому пастухи жертвенных животных первыми среди людей узнали о рождении Мессии, Который взял на себя все грехи мiра.
Интересна сцена с пастушком, играющим на свирели и собирающим вокруг себя послушных овец. Здесь нет ни поклонения, ни страха, ни удивления перед случившимся, но в то же время красные одежды его, повторяющие цвет ложа Богоматери, приобщают его к «таинству преславному». Слушая благовествующего Ангела, пастух словно наполняет всю композицию тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего тварного мира, который воплотившееся Слово приводит в состояние блаженства и покоя.
Чёрный цвет пещеры и светящиеся белизной одежды Богомладенца напоминают о поражённом грехом по вине человека мiре, в котором воссияло Солнце правды. Вол и осёл как чистые жертвенные животные Ветхого Завета склонились над новозаветной жертвой — Христом. Присутствие этих животных не столько подчёркивает место рождения Мессии — хлев, сколько символически отображает пророчество Исаии: «Вол знает владетеля своего, и осёл ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.1,3). Кстати, на некоторых иконах изображён и сам пророк Исаия, стоящий в изголовье ложа Богородицы. В руках у пророка свиток со словами о будущем воплощении Бога и рождении Спасителя: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис.7,14). Это пророчество также упоминается в Евангелии от Матфея и звучит в тексте рождественской службы.
С неба нисходят три луча, направленных на Младенца, которые символизируют свет Вифлеемской звезды, ставшей над местом рождения Сына Божия. Звезда вообще связывалась с приходом на землю Мессии. Она указана в пророчестве Валаама: «Восходит звезда от Иакова…» (Чис.24,17). И в Откровении св.Иоанна Богослова Христос назван звездою светлой и утренней (Отк.22,16).
Традиционная сцена омовения Богомладенца с сидящим на камне св.Иосифом представляют мiр земной, но и он полон гармонии и покоя. Благоговейно склонённые фигуры повитухи, служанки и старца, пришедшего к Иосифу, придают этому действу характер священного ритуала. Но зачем, спросите вы, эта сцена, о которой ни слова не сказано в Евангелии? Полагают, что она перенесена с иконы Рождества Богородицы и включена для раскрытия содержания чудесного Боговоплощения. Также этой символической сценой омовения как бы снимаются сомнения Иосифа в чудесном рождении Богомладенца, ибо омовение понималось в средневековье как знак чистоты духовной. Также не упоминается в Евангелии присутствующий на иконах старец в овечьих шкурах, который, опираясь на посох, обращается к св.Иосифу с речью. Его образ трактуется по-разному: одни видят в нём духа-искусителя, другие — пророка Исаию. Русские иконописные подлинники называют его пастырем. Есть также толкование, что это книжник Аннин, который заподозрил Деву Марию и праведного Иосифа во грехе. Этот момент подробно изложен в «Сказании о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» свт.Димитрия Ростовского.
Представленное омовение Младенца Христа изображает двух женщин — повитуху Саломию и служанку. Повитуха, сродница Марии Саломия, которую привёл в пещеру праведный Иосиф, не поверила в чудо рождения, ибо пришла уже после Рождества. Вот как пишет об этом св.Афанасий Александрийский: «У мирских женщин одна рождает, а другая пеленает, а у Пресвятой Девы не так… Сама будучи безболезненною материю и необученною бабкой, не попустила Она никому коснуться нечистыми руками Пречистого Рождества: Сама Она послужила Рождённому от Неё, и спеленала Его, и положила в ясли». Саломия решила проверить, девственно ли было Рождество, но, как свидетельствует о том св.Зинон, епископ Веронский (+380), «рука её внезапно сильно воспалилась огненною болезнью и засохла. Когда же болящая приложила свою руку к Божественному Младенцу, она тотчас исцелилась». Тогда Саломия уверовала, что Матерь есть Дева, а Младенец — Бог. Св.Григорий Нисский в своём слове на Рождество Христово славословит: «Дева зачала, Дева носила в утробе, Дева родила, Дева осталась девою; ещё не было на земле чуда, подобного сему». А св.Иоанн Златоуст говорит так: «Как Адам без жены произвёл жену, так и здесь Дева без мужа родила Мужа, воздавая чрез это долг мужам за Еву. Адам остался целым по извлечении из тела его ребра, и Дева пребыла нетленною по рождении Младенца».
К XVII веку композиция иконы Рождества Христова усложняется, вводятся новые сцены — явление Ангела волхвам, бегство Святого Семейства в Египет, избиение младенцев… По иконе можно прочитать всю историю прихода в мiр Спасителя, что этому предшествовало и что случилось в скором времени после Рождества.
А мы повторяем вслед за свт.Димитрием Ростовским: «Да будет родившемуся нас ради Божественному тому Младенцу честь, благодарение и поклонение от всей твари, и родившей Его Пречистой и Преблагословенной Деве Марии слава и похвала от всех родов во веки. Аминь».
Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая