Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

МИССИЯ — ДЕЛО РИСКОВАННОЕ

На IVмеждународном фестивале православных СМИ «Вера и Слово» Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу был задан такой вопрос:
— В своей работе мы, православные журналисты, часто сталкиваемся с тем, что в разных храмах — даже стоящих по соседству — очень по-разному относятся к тем событиям, о которых мы пишем. Пример тому — отношение к православной проповеди на рок-концертах: одни священники считают её необходимой, а другие — недопустимой. Или другое: на экраны страны выходит новый фильм, — и в одном храме настоятельно советуют этот фильм посмотреть, а в другом храме считают его антицерковным. Как вы, Ваше Святейшество, к этому относитесь и что посоветуете газетчикам, которые всегда ориентируются на широкие слои верующих?..
Святейший ответил так:
— Скажем словами апостола Павла: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». (1Кор. 11, 19). Но ведь апостол Павел в этих словах не призывал к разномыслию. Он этой замечательной фразой авторизовал наличие разномыслий. Если разномыслия исчезают, то общество перестаёт быть здоровым человеческим обществом: либо оно жёстко регулируется, либо в нём подавляются человеческие свободы… И поэтому в Церкви никогда не подавлялось разномыслие. Да, Церковь вела борьбу с расколами — то есть с тем видом разномыслия, которое разрушает церковное единство. Но Церковь никогда не входила в те вопросы, решение которых зависит от самих людей, от их взглядов на жизнь, от их мироощущения. Что же до проповеди на рок-концертах… Одни священники считают, что это правильно и нужно, другие считают, что это недопустмо. Но, наверное, этим вторым и не надо идти с проповедью на концерт: у них, видимо, нет ни желания, ни способностей проповедовать в этой среде. Церковь не станет приказывать иереям: «Пожалуйста, все с завтрашнего дни идите на рок-концерты!» Кто-то может ведь и ответить: «А у нас в Корякии не бывает рок-концертов!» — «Нет, вы, пожалуйста, найдите этот рок-концерт где угодно и выступите на нём!..» Такого никогда не будет. Но, с другой стороны, мы никогда не запретим проповедовать священнику, который нашёл общие слова с огромным количеством молодёжи, посещающей рок-концерты, — и уже виден результат его проповеди… Видимо, обращение людей ко Христу — вещь таинственная… Мы никогда не скажем людям: «Слушай, ты не ходи на концерты, потому что батюшка с соседней улицы против».
Единственное, что хочется сказать в этой связи: миссия — она по своей природе сопряжена с риском, ибо она предполагает некую инкультурацию, то есть вхождение в другую культуру. Тот же самый риск был у Кирилла и Мефодия, у князя Владимира, у апостола Павла: огромный риск, связанный с соприкосновением с чуждой духовной средой. Если вы хотите, чтобы чуждая духовная среда поняла вашу проповедь, то и вы должны стать для неё понятным. Здесь тончайшая грань!.. Те, кто видит эту грань и не переходит границ, — те осуществляют деятельность безупречную. Те, кто грани не видит и от проповеди в той или иной среде переходит к апологии той или иной среды, пропаганде той или иной среды и себя непременно отождествляет с той или иной средой, — тот эту грань переступает. Миссия на рок-концерте не означает для священника признания этой культуры важной лично для себя. Мне приходилось два раза в жизни выступать на рок-концертах, и я понял две вещи: во-первых, что ни о какой проповеди там речи идти не может, потому что разогретая публика никакой логики повествования не уловит, улавливается только логика ритма и шума. А это значит, что любое логическое повествование контрпродуктивно, значит, в такой среде вы можете говорить только лозунгами, говорить одну-две минуты. Этот лозунг должен лечь на сознание людей — и обратить их мысль к Богу… Если это происходит — слава Богу. Если этого не происходит, то священнику нужно отказаться от участия в подобных действах. Вот почему я считаю, что такого рода миссионерские эксперименты не могут жёстко предлагаться всей Церкви — в виде, допустим, синодальных постановлений. Хотя меня кое-кто в своё время к этому подталкивал — одобрить, благословить… Не будем одобрять, не будем благословлять. Но не будем и мешать тем, кто находит возможность будить в людях веру, поддерживать тот огонёк, что ещё теплится где-то в глубине сердца.
Церковная жизнь разнообразна. Если мы научимся жить с нашими разнообразиями внутри Церкви, сохраняя единство в главном и давая возможность во второстепенном быть свободными, но во всём пребывать в любви, — тогда мы непременно научимся преодолевать те противоречия и дилеммы бытия, которые перед нами стоят.
Соб. инф.

предыдущая    следующая