Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

6 ноября — Димитриевская родительская суббота

253 ТЫСЯЧИ МУЧЕНИЧЕСКИХ ВЕНЦОВ

253 тысячи мученических венцов было уготовано Господом защитникам Святой Руси во время Куликовской битвы, как и предсказал Прп.Сергий Радонежский. А на том месте, где был установлен крест всем павшим в этой сече, вырос храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и обещал преподобному кн.Димитрий Донской. Там находятся мощи воинов-иноков Осляби и Пересвета. Рядом с храмом — мощная статуя кн.Владимира Андреевича Хороброго, который решил окончательную победу русских войск выходом засадного полка в самый горячий момент битвы. Рядом памятные плиты, посвящённые городам, выделившим ополченцев, — с благодарностью граду сему. Это местечко называется Монастырщина, и растянулась она на 10 км. На месте битвы, рядом с памятной колонной, — храм Прп.Сергия, игумена Радонежского. Куликовская битва… Полковник медицинской службы доцент и врач высшей категории Института неврозов (Лесной пр., 2) Владимир Андреевич ГОРИСЛАВЕЦ напоминает нам, как это было.
— К началу 80-х годов ХIV столетия Русь уже около полутора веков была под гнётом монголо-татарского ига: частые набеги, разграбление жилищ, разрушение церквей, большая дань тяжёлым ярмом ложились на русский народ. Русские князья вынуждены были ездить на поклон в Орду, где подвергались различным унижениям. Увы, они не имели единого мнения по отношению к завоевателям, и это мешало объединению земель. В это время хан Мамай предпринял военный поход на Русь, грозя смести с лица земли имя русское и уничтожить веру православную. Русь готовилась к войне.
В житии Прп.Сергия Радонежского сказано, что, решась на битву, великий князь Димитрий Иоаннович отправился в монастырь Животворящей Троицы в Радонежской пустыни для получения благословения игумена Сергия на битву. Радонежский подвижник ободрил князя: «Подобает тебе заботиться о стаде, порученном Богом, и выступить против безбожных». Святой пригласил великого князя на Божественную литургию и последующую трапезу в обители: «Обед сей, великий князь, будет тебе на пользу. Господь Бог тебе помощник; ещё не приспело время тебе самому носить венец победы, но многим, весьма многим сподвижникам твоим готовы венцы страдальцев». После трапезы преподобный окропил великого князя и сопровождавших его святой водой и молвил: «Врага ожидает конечная гибель, а тебя — милость, помощь от Бога и слава. Уповай же на Господа и на Пречистую Богородицу. Иди безбоязненно. Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих». В то время в монастыре подвизались Андрей Ослябя и Александр Пересвет (в миру бояре, опытные в ратных делах воины). О.Сергий возложил на них схиму с изображением креста Христова и напутствовал: «Вот, чада, оружие непобедимое: да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!» Князю Димитрию преподобный, по преданию, вручил икону Господа Вседержителя.
Русское войско выступило в поход. Пройдя 15 вёрст, рать остановилась на отдых. Вдруг пред князем явился «пречуден образ Николая Чудотворца, стоящ о себе на воздусе» над вершиною сосны. Икона сошла в руки благоверному князю. Под такой двойной защитою стало 7 сентября войско русское на Куликовом поле за Доном, на реке Непрядве. Утром следующего дня, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, игумен Фёдор Симоновский совершил на Куликовом поле Божественную литургию. Прп. Сергий, желая укрепить мужество кн.Димитрия, передал ему благословение, Богородичную просфору и грамоту, в которой утешал надеждою на помощь Божью и предрекал, что Господь дарует ему победу. Весть о том разнеслась по полкам и укрепила дух воинов.
Русское войско построилось боевым порядком: в центре стоял большой полк, на фланге — полки правой и левой руки. Перед большим полком располагался передовой полк, а за ним — сторожевой. За большим полком располагался частный резерв, а в лесном массиве скрылся засадный полк отборной конницы. Монголо-татарское войско включало авангард, главные силы и резерв. Замысел противника состоял в охвате русской армии с обоих флангов, окружении и уничтожении. Основная роль отводилась коннице.
Куликовская битва началась с поединка русского воина-инока Пересвета и монгольского богатыря Челубея. Доблестный воин Христов с копьём в руках устремился на противника. Со страшной силой они столкнулись, и оба пали мёртвыми. Началась сеча, каковой ещё не бывало на Руси. Конница противника атаковала русское войско, уничтожила сторожевой и передовой полки, вклинилась в расположение большого полка, но дальше продвинуться не смогла. Тогда противник прорвал левое крыло русских войск и вышел в тыл главных сил. Неприятель открыл себе путь к княжеским знамёнам, но верная дружина отстояла их.
Князь Владимир Андреевич, внук Калитин, находясь в засаде, был только зрителем битвы и скучал своим бездействием, удерживаемый опытным Димитрием Михайловичем Волынским. Настал девятый час; Димитрий Михайлович, с величайшим вниманием наблюдая за передвижением войск, извлёк меч и сказал князю Владимиру: «Теперь наше время». Тогда засадный полк выступил из дубравы и быстро устремился на татар. Этот внезапный удар решил судьбу битвы. Враги, изумлённые и рассеянные, не могли противиться свежему и бодрому войску. Сотни тысяч воинов бились на Куликовом поле. Тесня один другого, многие умирали под копытами лошадей. И коням трудно было двигаться из-за множества трупов. Кровь лилась потоками на пространстве десяти вёрст. Тысячи доблестных воинов русских пали в тот день, но значительно больше было побито татар. Безбожные и высокомерные враги бежали, оставив поле битвы, усеянное мёртвыми телами. Полки российские гнали неприятеля до самой реки Мечи… Мамай глядел на бегство своих войск с Красного холма и, терзаемый гневом и тоской, воскликнул: «Велик Бог христианский!» — и бежал…
И стал великий князь Димитрий Иоаннович со своим братом князем Владимиром Андреевичем и с остальными воеводами на костях на поле Куликовом, на речке Непрядве. Страшно и горестно было смотреть, как лежали трупы христианские, словно сенные стога, так что «коню не ступити». А Дон-река три дня кровью текла… И сказал князь Димитрий: «Сосчитайтесь, братья, сколько у нас воевод нет и скольких молодых людей недостаёт?» Ответил Михаил Александрович, московский боярин: «Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати бояр белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр рязанских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трёх бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным Мамаем 253 тысячи. И помиловал Бог Русскую землю, а татар пало безчисленное множество». И сказал князь Димитрий Иоаннович: «Братья, бояре, и князья, и дети боярские, суждено вам то место меж Дона и Днепра, на поле Куликовом, на реке Непрядве. Положили вы головы свои за святые церкви, за землю Русскую и за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите в этом веке и будущем. Богу нашему слава!» Князь держал свечу, глядя, как погребают русских героев. В день праздника Воздвижения Честного Креста Господня над их могилой воздвигли крест из свежесрубленных, ещё зелёных дубков.
Во всё время Куликовской битвы Прп.Сергий с братией стоял на молитве и усердно просил Господа, чтобы он даровал победу православному воинству. Имея дар прозорливости, святой ясно видел всё, что происходило на поле брани, поведал братии о победе русских, поимённо называл павших воинов и приносил о них моление ко Господу. За победу в Куликовской битве князь Димитрий получил почётное прозвище Донского, с великой радостью возвратился в Москву и отправился в обитель к Прп.Сергию. Великий князь благодарил святого и братию за молитвы, подробно рассказал о битве, сделал щедрый вклад в монастырь.
В Успенском соборе Кремля архимандритом Чудова монастыря, игуменом Сергием, игуменом Феодором Симоновским при сонме предстоящих русских князей, боярства и духовенства совершилась Божественная литургия, по окончании коей была отслужена торжественная панихида по павшим воинам. А княжеский съезд принял единодушное решение о ежегодном поминовении соотечественников, отдавших жизни за други своя и за Отечество. Прп.Сергий предложил отмечать его на сороковой день перед днём вмч.Димитрия Солунского — издревле покровителя русского воинства. Так появилась Димитриевская родительская суббота. Мы гордимся славными деяниями наших предков, чтим их память. Как писал И.Никитин:
Нет, не забыли мы своей недавней славы!
Ещё не прожил сил великий наш народ;
И так же грозный он, и так же величавый,
Как буря, зашумит и двинется вперёд.
Вперёд за христиан, позорно умерщвлённых!
Вперёд за нашу честь и за права отцов,
За славу мест святых, несчастьем оскорблённых,
За веру русскую — наследие веков!.

предыдущая    следующая