Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Божья кара

РОССИЯ В ОГНЕ

Сообщения о засухе и пожарах последних дней напоминают сводки военных действий. Всё новые, множащиеся очаги возгораний, сотни уничтоженных гектаров леса, посевов, десятки деревень и посёлков страны, множество людей, оставшихся без крова. Огонь вплотную подошёл к ядерному центру в Сарове. «Сейчас позже, чем мы думаем», но на сколько именно — мы точно не знаем…
В подобной ситуации даже у людей, не вполне воцерковлённых и в своей повседневности далёких от Бога, возникают мысли и ощущения духовного плана. Хотя природные «сюрпризы» подобного рода бывали и раньше, всеми ощущается небывалость и особая духовная значимость происходящего. Страшна не засуха с сопутствующим ей неурожаем, не людская беда и не пожар как таковой, — с ним рано или поздно удастся справиться при помощи современной техники. Страх порождает сама стихия огня, столь вольготно чувствующая себя ныне на территории многострадальной России. Горят не только леса, дома и посевы. Жарким пламенем полыхает идея земного благополучия, которая все эти годы в виде самодовлеющей ценности навязывалась народу либеральной властью под аккомпанемент слогана г.Чубайса: «Деньги — национальная идея».
Попуская разнузданной, не знающей жалости, обезличенно-жестокой стихии огня творить с нами всё, что ей вздумается, Господь вразумляет нас, напоминая об эфемерности всего земного, вновь сталкивая «народ жестоковыйный» с реальностью, которая понуждает выйти из состояния духовного помрачения, прекрасно описанного в евангельской притче о богаче, собравшем небывалый урожай: «Покойся, душа моя, ешь, пей, веселись» (Лк.12,19). Кстати, Россия в прошлом году поставила рекорд по сбору зерновых… Духовные люди, имеющие авторитет в народе, говорят о гневе Божием и о покаянии народа, до сих пор не совершённом им. Вспоминают, что началу Первой мировой войны также предшествовала небывалая засуха. Природные, исторические, социальные катастрофы часто сопутствуют друг другу.
В старые добрые времена в такие минуты люди Церкви забывали о дипломатии. Покаяние — слишком серьёзное дело, чтобы совмещать его с чисто чиновничьей, карьерно-бюрократической мыслью: «А что о нас подумают». Патриарх налагал трёхдневный пост, массы людей с церковными хоругвями и иконами выходили в чисто поле, чтобы молиться о дожде, с верою и надеждой умоляя Господа о милости и прощении. Нынешнее лицо сытой и самодовольной, погрязшей в самом пошлом разврате «новой России», старательно взращиваемой в политтехнологических лабораториях, отнюдь не таково. Однако же вера в народе всё ещё есть и, быть может, в ещё достаточной силе. Это знает всякий, кто хотя бы один раз видел настоящий крестный ход, когда несколько тысяч пропылённых, прожаренных нещадным солнцем, измученных до предела, но радостных и окрылённых людей одновременно читают Иисусову молитву. Когда отнюдь не церковные жители проходимых городков, посёлков и деревень со слезами на глазах, в покаянном вдохновении падают на колени.
Но растерянный народ, уставший от непрестанной борьбы за существование, не привыкший к инициативе, порой слишком пассивно подчиняющийся церковной дисциплине, ждёт слова своих духовных вождей, которое звучит всё глуше, старательно заглушаемое «властями» уже церковными. И что же мы слышим? Председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает «примитивным и упрощённым» встречающееся в ряде СМИ заявление о том, что жара — это Божие наказание. Ибо, по его словам, «не всегда погодные явления имеют прямое отношение к воле Божией». А глава синодального ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) призвал помнить, что «Бог никого специально не наказывает и никому не мстит за какие-то грехи или дурные поступки, поэтому нельзя говорить о Божией каре каждый раз, когда происходят природные аномалии и катаклизмы».
Между тем люди, почитаемые в народе за свою прозорливость, говорят совсем иначе, без дипломатических реверансов, усматривая в происходящем скрытый духовный план, что связан с особой, всемирной катастрофичностью переживаемого нами этапа истории, — план, интуитивно ощущаемый весьма многими: «Первая зима — холодная (уже была, когда в мороз без снега вымерзли озимые), вторая — голодная (она грядёт), третья — кровавая».
В заключение не могу не сказать ещё об одном явлении, прямо относящемся к духовному осмыслению происходящего. То, что нынешний гнев Божий — небо, закрытое для спасительных дождей даже в день св.Илии Пророка, — ответ на греховные деяния суетного мира, очевидно для всех более или менее духовно чутких людей. Однако гораздо более интересный вопрос — насколько соответствуем судьбоносности момента мы сами, люди Церкви. Помним ли мы, как один из нас — обласканный и благословенный идеолог новой церковной политики протодиакон А.Кураев — недавно столь кощунственно надругался над величайшей святыней — Благодатным Огнём у Гроба Господня? Этот огонь, хотя и попаляет наши грехи, — орошает душу, всё наше естество целительной росой Божией благодати, а физический огонь, возгорающий после, благоговейно хранимый православными в многочисленных лампадах, является как бы его земным образом, подобным иконе. После скандала, устроенного вокруг этой святыни группой «либеральных христиан» во главе с С.Чапниным и прот.А.Кураевым, в текущем году (в отличие от предыдущих) на схождении Благодатного Огня не сосредотачивалось внимание российской прессы. Ясно, что не без властной рекомендации «сверху». Случайно ли ныне нам послан иной огонь — поражающий и испепеляющий, земной прообраз того карающего адского пламени, в котором всем нам, несомненно, гореть, если не принесём достойных плодов покаяния?!
Владимир СЕМЕНКО, РНЛ

предыдущая    следующая