Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Вот несколько высказываний наших петербургских батюшек. Это, конечно, не Патерик, не святоотеческие писания, но мудрость, она сама за себя говорит…
О.Александр КВАСОВ, настоятель храма Святителя Николая в Белогорке:
— Не все мы по своим способностям годны к духовничеству, но все мы обречены быть духовниками. Если в греческой церкви не каждый священник — духовник, то в России так сложилось, что мы обречены быть духовниками, испытателями душ человеческих. Мы обречены быть сильными и немощи немощных носить, а не себе угождать. Деваться нам некуда.
…Я считаю, что в первые 14-15 лет служения священник только начинается. Пяти лет мало, и десяти лет мало, и пятнадцати ещё недостаточно.
…Надо научиться пребывать в воле Божией, жить в потоке её и никаких резких движений не делать. И то, что Господь подаёт нам, надо принимать с благодарностью, искать во всём случившемся с нами смысл и урок… А торопиться нам ни к чему: «Ой, скорее бы этот день прошёл, скорее бы что-то новое настало!..» Или уходить в прошлое, в безконечные воспоминания тоже ни к чему… Надо сейчас жить! «Сейчас» — это очень важная вещь! Именно сейчас происходят спасительные изменения нашей души. Именно над «сейчас» мы имеем власть — не над «вчера» и не над «завтра». Надо каждый шаг делать осмысленно и держать в руках своё «сейчас». Будущее планировать можно, но надо помнить, что его Господь управит. И всё будет хорошо, если я сейчас, в этот самый момент, сделаю верный шаг.
…На правильный вопрос будет и правильный ответ.
†††
О.Анатолий ТРОХИН, клирик Спасо-Парголовского храма:
— Я служу, молюсь и знаю, что всё, созданное Святыми Отцами, — это настоящие поэтические произведения, — поэтические в высоком, духовном смысле. Для меня это очень важно. Псалтирь пророка Давида — это духовная поэма, да и каждая страница Библии написана стихами. И я уверен, что духовный человек должен понимать красоту, понимать ту поэзию, которая заключена в молитвах, акафистах, в Литургии, в их мощных духовных образах.
†††
О.АНТОНИЙ (Кузнецов), настоятель храма Рождества Христова в Надкопанье:
— С чего начать? С семьи, конечно. И у меня семья есть, хоть я и иеромонах. Моя семья — мой приход. В монастыре мне сейчас нечего делать. Там нет семьи! Нет семьи-то в монастырях! Вот где беда нашего времени! Конечно, всё зависит от того, каков настоятель… Ведь надо, чтобы это был отец, чтобы это был папенька! Чтобы монахи его любили, чтобы в глазки ему смотрели, чтобы по любви смирялись перед ним…
…Наши пенсионеры, которых государство обокрало, сейчас в озлобленном состоянии пребывают: жизнь-то прошла, а ничего нету — ни в кармане, ни за душой! Ничего не получили! И тут такая злоба рождается, чёрствость, нервозность — и всё это на детей переливается… Беда… А потому что дух свой не выстроили за целую жизнь… Что тут делать? Тут-то для Церкви и работа: надо подсказать людям, как строить храмы собственных душ. Да с добром к ним, с любовью, с терпением…
…Давайте читать Библию, притчу о сеятеле: одно зерно упало на каменистую почву, а другое упало на благодатную почву… А что готовит в душе благодатную почву? А это, видимо, те страдания, которые человек пережил. Ими душа разрыхляется и начинает с болью жаждать откровения, жаждать помощи свыше… Тут-то в неё зёрнышко — раз! — и проросло. Скорбями придёте в Церковь, если в благополучии идти не хотите. Мучения взрыхлят вашу почву. Когда всё у тебя хорошо — душевная почва подобна камню. «Какой такой Бог? Я и без Бога пальчиком вот этак пошевелю — и у меня всё будет». Каменная душа, ледяная.
†††
О.Валериан ЖИРЯКОВ, настоятель храма Иконы Божией Матери«Взыскание Погибших» в Невской Дубровке:
— Конечно, нужно соблюдать меру, потому что в своей неуёмной жажде катехизации можно озлобить родственников. А мы всё стараемся книжек им побольше дать правильных… А человек не готов совершенно: не вливают новое вино в старые мехи. И пойдёт у вас с ним противостояние. Я всем говорю: в первую очередь надо молиться за родных, заботиться о них… Нужно так сделать, чтобы они в вас Христа увидели, а не в книжке! Это сложно, это не скоро у вас получится — но другого-то пути нет… Потому что бывает так: приходишь на исповедь к умирающему… «Здравствуйте!.. Будем исповедоваться?» А он тебе совершенно равнодушно: «Да как хотите!» Это страшнее всего услышать. Ясно, что человек просто уступил нажиму сродников, а в душе-то каким был, таким и остался.
†††
О.Виталий КАПИСТКА, настоятель Казанского храма в Сусанине:
— Берите со святых пример: если им являлась Царица Небесная или даже Сам Господь, они же не болтали об этом направо и налево!.. Слагали всё в сердце своём, открывали только избранным… А мы, простите, любим потрепаться: вот мне сон вещий приснился!.. вот мне откровение было!.. вот меня Бог вразумил!.. Да даже если это действительно произошло — ну что же ты трезвонишь-то?.. Сложи это в своём сердце: там оно ростки даст, получишь пользу. Потом расскажешь, если сочтёшь нужным. Вот так-то благодать и выбалтывается. Вот так мы и теряем всё то, что приобретаем с таким трудом. Вот беда-то!
†††
О.Георгий ПИМЕНОВ, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала:
— Нашим храмом несколько больниц опекается, в том числе психиатрическая больница Николая Чудотворца на Пряжке. Там лечатся люди, отверженные обществом. А тамошним сёстрам, врачам с ними надо работать каждый день, оказывать к ним заботу, уважение! Это подвиг. Да, они, может быть, ещё не дошли до понимания необходимости поста, но идут потихоньку к Церкви — читают брошюрки, порою ходят на молебны: для них это уже большой шаг вперёд. А требовать: мол, вы, зав.отделением, ещё и пост соблюдайте… Ну, знаете… Те же сестрички в больнице — да, они не постятся, но они терпят таких больных, к которым мы и на пушечный выстрел не подошли бы! Так что же Господь больше оценит: наш пост или их милосердие?
…Есть такое выражение: «Сытое брюхо к ученью глухо». И к доброделанию оно тоже глухо. Тело — это инструмент доброделания, и можно его затупить объедением, пьянством… Можно тело так затупить, что вместо молитвы у тебя получится сон, вместо доброделания получится полное безделье. Вот поэтому-то пост и нужен: чтобы ты мог делать добро наилучшим способом. Но, поскольку все разную крепость имеют, и телесную в том числе, то надо понимать, что тебя укрепляет, а что и расслабляет. Излишний пост может быть более вреден, чем отсутствие всякого поста. Лучше недопоститься, переесть, переспать — а потом укорить себя. Это духовно безопаснее, чем перепоститься, перемолиться — и попасть в больницу. Примеры тому тоже есть, к сожалению.
†††
О.Алексий АМБАРЦУМОВ, настоятель храма Свв. Константина и Елены во Всеволожске:
— …Я знаю одно: все люди разные. Те, которые будут сознательно готовиться к Святому Крещению, составляют ничтожную долю в общей массе. Большинство же, узнав, что перед Крещением нужно пройти некие курсы, просто развернутся и уйдут. Мы говорим о том, что у нас идёт война с духами злобы поднебесными. Да, идёт, и всякий, кто живёт в Церкви, это чувствует. Но на войне все носят, во-первых, оружие, а во-вторых, мундиры. Если мы заставим человека месяцами учиться перед Крещением — мы его вытащим на поле боя в мундире, но без оружия. Обычно таких защищают другие — крёстный отец, например… Но чаще получается, что человек просто падает, потому что ещё не способен стать настоящим солдатом. А если мы сперва его окрестим, начнём причащать его, то Господь сам ему поможет — будет у него оружие.
†††
О.Иоанн РЕЙПОЛЬСКИЙ, настоятель Успенского храма в Большой Вруде:
— Чтобы строить храм в древнерусском стиле, нужно прежде всего научиться жить, как жили православные люди в Древней Руси: так же молиться, так же поститься, а иначе получится простая стилизация под старину. Иконопись XIX века можно убедительно скопировать, а древняя живопись, она не так-то просто даётся… Всегда будет видно на иконе что-то не то: сухие контуры, мёртвые глаза. Бывает, что у современного иконописца техника потрясающая, все доски вызолочены гладенько, а посмотришь: лик-то — мёртвый.
†††
О. Николай ДЕНИСЕНКО, благочинный Лужского округа:
— Порой люди как-то по-язычески подходят к Богу: «Я столько молился, а мне не повезло!..»; «Я столько постился, а у меня такое искушение в семье!..» Это чисто языческое: постимся — и ждём, что Бог сразу нам благодарственную грамоту пришлёт с печатью. А ведь мы должны в самом подвиге своём — молитвенном ли, постническом ли — искать и утешения, и награды. Любовь надо иметь к Богу, — и эта любовь сама нас за всё вознаградит, все наши беды покроет. Надо, чтобы из души вырывалось, как у апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой!» И Господь, конечно, нашу любовь не оставит без ответа, но не в ответе суть, а в Боге.
†††
О.Олег ЖАВОРОНКОВ, настоятель храма Рождества Христова на ул. Коллонтай:
— …А диавол, он ведь по-разному искушает человека. Он даже молитвой может искушать: начнёт человек из гордыни увеличивать молитвенное правило, станет молиться день и ночь, а потом потеряет силы и всё бросит, и ещё отвращение получит к молитве. Поэтому когда мне говорят: «Я-де этот акафист читаю каждый день, и этот, и этот…», то я всегда спрашиваю: «А вечерние и утренние молитвы всегда читаете?» — «Нет, я не всегда…» Вот то-то! Получается липовое благочестие: он что-то читает, изнуряя себя безконечным чтением, а самого-то главного и не делает. Вот это и есть искушение гордыни.
Собрал Алексей БАКУЛИН